Урок-исследование в 4-м классе по русскому языку "Что мы знаем об имени прилагательном", программа "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


 

 I. Актуализация.

1. Мы закончили изучать тему   «Имя существительное»

-  Подведём итог.  Какие новые знания вы накопили о существительном?
- Какие новые орфограммы выявили у       
существительных?

2.  Блиц – опрос по теме  (словарная работа и чистописание)

(составляется слово из выбранных букв, дающих правильный ответ на вопрос
(Образец чистописания выбранных отдельных букв показывают по одному ученику с обоснованием выбора)
п   р   о   с   т   о   р

- Образец соединения букв показывает …
(1 ученик у доски)

  • Работаем над словарным словом   «простор»

(ударение, безударная)

  • Открываем словари     (с.51)

(самостоятельное чтение)

- Что узнали?
- Эти сведения могут  помочь запомнить 
орфограмму?     (да)
- Значение слова?       

3)  Орфографическая разминка.  Предложение
(Записано на доске).

Льются песни на просторе.

- Выявим орфограммы  (телетайпная лента)
(Ученик на доске выносит только орфограммы, все
делают в тетради)

 4. Морфологический разбор.

на просторе – (на чём?  где?) – н.ф.простор, сущ, неод., м.р., 2скл.,ед.ч., П, обст.места.

Итог:  класс показал хорошее знание пройденной темы.

II . Сообщение темы.

- Сегодня приступаем к изучению новой части речи - прилагательному.
- Это новая для нас тема?
- Цель нашего урока:

  • Вспомнить, что мы уже знаем об имени прилагательном;
  • Наметить, что необходимо узнать, какие будут новые знания

III.  Актуализация по новой теме.
- Дома вы поработали над своей научной речью и подготовили устный рассказ   «Что я знаю об имени прилагательном».

 

 

 

|\/  Постановка проблемы.

- На какие вопросы можем записать ответы?
(вопрос прилагательного, что обозначает)
- Какие вопросы требуют уточнения?
(постоянные и непостоянные признаки прилаг)
- Давайте разбираться, какие признаки есть у прилагательного, какие из них постоянные, какие непостоянные.

\/  Поиск решения.
- На что будем опираться, почему?

1) Первый признак?
- Примерим эти понятия к имени прилагательному.
- Наблюдение лучше проводить на конкретных словах. Я выбрала нам в помощь 2 прилагательных:

красивый
зелёный  

- Запишите те существительные, которые представили рядом с этими прилагательными.
(Дети сами подбирают и записывают существительные, у них оказываются и одушевлённые и неодушевлённые сущ.:
Красивый дом, человек, пенал;
Зелёный крокодил, мяч, кузнечик)
- Прочитайте свои слова.

 

 

 

 

 

 

- Почему вы записали разные существительные:
и одушевлённые и неодушевлённые?
- Вы готовы сделать вывод?

2) Второй постоянный признак существительного – род.
а) - Посмотрим на наших помощников.
- Что замечаем?
- Почему?

- Можно по окончанию прилагательных определить род?  
- Как?


- За местоимением ОНА что стоит?
- За местоимением ОНО?
- А что стоит за местоимением ОНИ?

б) Записать словосочетания  сущ. с прилаг.
человек
женщина            
МОЛОД…      дерево
люди

- Зачитайте словосочетания. Объясните написание окончаний
(учитель карточкой выделяет окончания: ой, ая, ое, ые)
- Какой можно сделать вывод?
(стираю существительные, остаётся прилагательное с набором разных окончаний
МОЛОД…

ой
ая  
ое
ые

- А признак числа?

 

в) Остались 2 признака: склонение и падеж.
- Вспомним, как определяем склонение существительного.
- Какому?

- Это можно обсуждать?
- Подходят ли под это правило прилагательные?
- Сделаем вывод.

 

г) Падеж.
- Ваше мнение по поводу падежа? Может ли у прилагательного быть падеж?
- Попробуем доказать это.
- В нашем предложении (Льются песни на просторе) явно не хватает прилагательного.
Я предлагаю прилагательное  в  н.ф.  ВОЛЬНЫЙ.
- Найдём ему место.

 

 

- Что происходит с прилагательным?

- А это значит…

- Вывод?

 

\/I.   Подведём итог.
(по опоре на доске и на своих листах)

 

- Почему они непостоянные?  От чего зависят?
- В этом случае говорят, что прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.

\/II.  Рефлексия.
1) Занесём полученные данные в таблицу частей речи.

2)Применим новые знания.

Морфологический разбор 
на вольном (просторе) – (на каком?)  - н.ф. вольный прил., м.р., ед.ч., П.
- В чём согласуется прилагательное с существительным?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
- Составим словосочетание о нашем уроке.

- Проверка (с места)                                                                
Вывод?

 

\/III.   Оценка работы.
- Класс хорошо работал над новой темой.

IХ  Д/з: Разбор прилагательных из упражнения.

Пирамида с накопленными знаниями по существительному
(см. приложение)

  1. Сущ. изменяется по падежам;
  2. Относится к одному из трёх склонений.

- Мягкий знак после шипящих на конце сущ.;
- несклоняемые сущ.;
- безударные окончания сущ.
(модели на доске, см. в приложении)  

- родственные слова   страна, сторона;
- про – приставка
- Свободное, обширное пространство;
- свобода, раздолье.

 

 

 

У доски с комментированием.

 

 

+      (выставляется знак на доске)

 

 

нет

 

 

 

У детей опросник – опора (см. приложение)

  • Что такое прилагательное?
  • Что обозначает прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • С какой частью речи связано?
  • Что образует с существительным?
  • Какое слово главное, какое зависимое?
  • Для чего используется в речи?

 

У детей таблица изучения частей речи
(см. приложение)

 

С  опорой на таблицу изучения частей речи.

 

На существительное, т.к. прилагательное связано с существительным.

 

Одушевлённое, неодушевлённое.
(На доске и у детей опора морфологического разбора существительного, составленная из отдельных заготовок и заготовки для составления опоры морфологического разбора прилагательного)

СУЩ.

Вопрос

Н.ф. (И.п,ед.ч)

Постоянные признаки  

  • Одуш., неодуш.
  • Род
  • Склонение

Непостоянные признаки

  • Число
  • падеж

Роль в предложении

ПРИЛАГ.

    Н.ф

 

Постоянные признаки

 

 

Непост. признаки

 

 

Роль в предложении

Вывод:  прилагательные не могут быть одуш. или неодуш..  Этот признак относится только к сущ.
(в схеме разбора прилагательного в этом месте ставим  - )


красивая        красивое      красивые
зелёная          зелёное        зелёные
- У прилагательных разные окончания.
- Они относятся к разному роду.

- Да.
Подставляем местоимения:
- ОНА         ОН          ОНО         ОНИ
Ж.р         м.р.         ср.р           мн.ч.

- Любое сущ. Ж.р.
- Любое сущ. Ср.р.
- Сущ. мн.ч.

 

 

 

 

 

- У прилагательных есть признак рода, но он непостоянный, меняется в зависимости от существительного.
(переносим табличку РОД от сущ. к прилаг. в непостоянные признаки)

 

 

- признак числа есть, он непостоянный.
(переносим табличку ЧИСЛО  ОТ существительного    к  прилагательному)

- По правилу.

Дети говорят  что относим к 1,2,3 склонению.

- Это закон языка для существительного.
- Нет.
- У прилагательных не может быть склонения.
(ставим в таблице-опоре   - )

 

 

 

Предлагаются варианты:
- Льются  вольные песни на просторе.
 - Льются песни на вольном просторе.
(на карточке со сгибами изменяю  окончания и добавляю предлог

 

- Оно меняет своё окончание для связи слов в предложении.

- Прилагательное изменяется по падежам.

- У прилагательного можно определить падеж, это непостоянный признак.
(переносим табличку от существительного к прилагательному в модели-опоре)

- У прилагательных не обнаружено постоянных признаков;
-непостоянные признаки: род, число, падеж.


От существительного.

 

 

 

 У детей  обобщающие таблицы по наблюдению за частями речи
(См. приложение)


У доски, под  разбором существительного.


В парах.  Морфологический разбор.

 

 

- Прилагательные разные, а признаки одинаковые, так как относятся к одному существительному.


+ (выставляется знак на доске)

Приложение 2