Несколько идей по организации вечернего досуга в детском саду с круглосуточным пребыванием детей

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние годы много внимания уделялось вопросам развития дошкольных учреждений с кратковременным пребыванием детей, а проблемы дошкольных учреждений с круглосуточным пребыванием детей практически не освещалась в печати. А ведь работа в круглосуточном дошкольном учреждении имеет свою специфику, обусловленную длительным пребыванием детей в дошкольном учреждении.

Специфика организации жизни и деятельности детей в нашем детском саду заключается в том, что ребенка постоянно окружают одни и те же люди, вещи, игрушки, предметы. Все это создает однообразие и, по мнению ученных, педагогов, психологов, развивает депрессию, утомление. Поэтому особое значение мы придаем задачам обеспечения психологического комфорта, эмоционального благополучия детей. Так как круглосуточные группы являются основной социальной средой, где формируется и воспитывается ребенок, то передо мной, как специалистом, стали вопросы, требующие незамедлительного решения: как создать положительный эмоциональный климат в разновозрастной группе, как можно интересно и содержательно организовать деятельность дошкольников в разновозрастной группе в вечерний промежуток времени, когда часть детей уходит домой, а другая остается в детском саду. В связи с этим в помощь воспитателям мной были разработаны следующие конспекты.

Конспект проведения вечернего досуга “Мы снова вместе”

Проводится в начале учебного года.

Проводит педагог-психолог, воспитатель.

Цель: развивать у детей умение договариваться друг с другом. Учить детей заботиться о других, воспитывать дружелюбие.

Материалы к занятию: аудиокассета с детскими песнями, ватман, геометрические фигуры из цветного картона, клей, ножницы, фломастеры.

Ход занятия

  1. Раздать ночным детям приглашение на праздник, с указанием даты и время проведения праздника.
  2. Зал украшен воздушными шарами, звучат детские песни.
  3. Дети проходят, садятся на стульчики.

Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Очень рада Вас всех видеть! Как вы думаете, почему мы сегодня с вами собрались именно таким коллективом? Посмотрите внимательно друг на друга. Что вы можете сказать? Да, вы все кто собрался сегодня в этом зале, остаетесь ночевать в детском саду. Летом вы редко виделись друг с другом, кто-то уезжал к бабушке, кто-то был в отпуске, но начался новый учебный год и вы снова вместе. Я приглашаю вас стать в один большой общий круг. Еще раз внимательно посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу! Если кто-то кого-то не знает, познакомьтесь. Вы все, как одна большая семья. А как в семье относятся друг к другу? (ответы детей)

Ведущий:

Помогают друг другу, не обижают слабых, а защищают их, заботятся друг о друге и т.п. Чтобы вы всегда помнили об этом, давайте придумаем девиз.

Дети придумывают девиз: “Один за всех, все за одного”

Ведущий: Будет еще лучше, если мы его изобразим.

Дети подходят к ватману и выкладывают орнамент из цветного картона. Участие принимают все дети, старшие помогают младшим.

Ведущий: Посмотрите, ребята, что у нас получилось! Получилась эмблема! Теперь у нашей семьи есть девиз, есть эмблема, но нет названия. Как мы можем назвать нашу семью? (“Настоящие друзья”, варианты детей)

- Если вдруг вам когда-нибудь станет грустно и одиноко, вспомните, что у вас теперь есть в детском саду семья, которая называется … (дети отвечают хором “Настоящие друзья”)

- Наш девиз… (Дети отвечают все вместе “Один за всех, все за одного”)

- Ребята, давайте придумаем, как мы будем приветствовать друг друга при встрече?

(Дети придумывают приветствие)

Вариант 2: Дети работают в малых группах. Организуется конкурс на лучшее приветствие.

- Это будет только наше приветствие! Я предлагаю выбрать еще песенку, которую вы можете спеть перед сном и улыбнуться, вспомним всех своих друзей. Думаю, что ее разучат все, а старшие помогут младшим.

Дети все вместе подпевают записи песни “Дружба крепкая” ( возможны варианты)

- Теперь самое время нам поиграть. (Общие игры на выбор)

1. “Море волнуется раз” (сначала малыши, затем взрослые угадывают фигуру)

2. “Одевайся, раздевайся” (выбрать малышей ив соревновательной форме одевать их и раздевать)

3. “Поссорились, помирились” (танец в парах, старшие танцуют с малышами)

4. “Лавата” (общий танец)

5. Общее чаепитие.

Конспект психопрофилактического занятия “Путешествие на остров”

Проводит педагог-психолог, помогает воспитатель

Цель: сплочение детского коллектива. Учить детей жить дружно, сплоченно, уметь чувствовать и оказывать поддержку друг другу. Развивать у детей познавательный интерес, воображение, зрительную память.

Оформление помещения: постройка из стульев в виде корабля, сделать имитацию острова.

Материалы к занятию: стулья, лавки, нос корабля, канат, “трап” (гимнастическая доска), туннель, ковер, мягкие игрушки зверей, покрывало, “плот”, аудиокассета с музыкальным сопровождением.

Ход занятия

Психолог предлагает детям, которые остались ночевать, поиграть в игру – “Путешествие на остров”. Все дети проходят в подготовленный заранее зал.

Беседа с детьми:

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы путешествовали куда-нибудь? (ответы детей)

- А что значит путешествовать? (ответы детей)

- Правильно вы говорите. Само слово путешествие произошло от слова “путь” и от слова “шествовать”, что значит идти.

- А на чем можно путешествовать?

(дети перечисляют виды транспорта)

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на остров. Что такое остров, вы знаете? (ответы детей)

- Это часть суши, омываемая со всех сторон водой.

- Как вы думаете, на чем можно добраться до острова? (ответы детей)

- На лодке.

- Вы знаете, мне вчера по почте прислали карту и телеграмму, в которой звери, которые живут на острове очень просят вас побывать у них в гостях, т.к. им там одним очень скучно. А чтобы мы не заблудились по дороге, они и карту прислали. Давайте ее рассмотрим!

(Дети, рассматривая карту выяснили, что путешествие может оказаться сложным)

- Так какое решение вы принимаете? Готовы отправиться в путь?

(ответы детей)

- Раз решение принято, тогда – вперед! Но хочу вас предупредить в каком составе вы его начнете, в таком составе вы должны его и закончить. Несмотря на все трудности, которые вас подстерегают. Готовы? (ответы детей)

- Значит вы все одна команда, а у каждой команды должен быть свой девиз.

(дети придумывают девиз)

Сложив руки в середине, дети громко говорят девиз: “Один за все, все за одного”.

Психолог: Отправляемся в путь (дети садятся в “лодку”)

Упражнение “Согласованные действия”

Капитан отдает команды, дети их все вместе выполняют

- Поднять якорь (тянут канат)

- Весла на воду (имитация движения)

- Вперед гребем. (Капитан считает “и раз” - дети выполняют парные действия).

Психолог: Налетел сильный ветер

Упражнение: “Корабль и ветер”

Глубокий вдох – шумный выдох через рот – 4р.

Психолог: Но ребята не испугались, а только крепче держали весла и сильнее гребли, пока совсем не выбились из сил. Волны вынесли лодку на берег. Спасибо вам, сильные волны, за то, что никто не пострадал.

Капитан: Все высаживаются на берег. (дети проходят по трапу – наклонная доска) – Старшие помогают младшим.

Вспоминают, что дальше было изображено на карте – “Заросли”, затем “Туннель” и наконец “Чудесная поляна, где живут звери.

Упражнение “Заросли” - имитация движения – пробраться сквозь заросли.

Упражнение “Болото” - дети перепрыгивают с “пенька на пенек”.

Упражнение “Туннель” - дети проходят через темный туннель. (Следить чтобы первые и последние шли старшие дети).

Психолог: Вот вы и вышли на полянку. Но почему-то нас никто не встречает. Наверное, звери спят.

Дети снимают покрывало и находят игрушки зверей.

Психолог: Выберете себе игрушку-зверюшку, которая больше всего вам понравилась.

Обсуждение:

- Почему ты выбрал именно эту игрушку-зверюшку?

- Чем она похожа на тебя по характеру?

Звучит музыка, психолог предлагает детям потанцевать со своей игрушкой- зверюшкой.

Пока идет обсуждение, воспитатель убирает постройку корабля.

Психолог: Время неумолимо бежит вперед. Попрощайтесь со своими игрушками-зверюшками, мы возвращаемся домой. Давайте скажем им до свиданья! И пообещаем, что навестим их еще раз.

- Ребята, а где же наша лодка? Я поняла, мы забыли бросить якорь и ее унесло в море. Что же делать? На чем можно вернуться домой?

(Дети обсуждают и приходят к выводу, что можно построить плот).

Совместная постройка плота.

Упражнение “Плот” - совместно его строят из “бревнышек”.

Психолог: Все уместились? Чтобы было веселее, давайте споем песню!

Дети поют общую песню о дружбе. Во время песни психолог по очереди убирает бревна, одно за одним, пока не остается только одно бревно.

Старшие дети могут взять на руки малышей.

Психолог: Вот мы с вами и дома. Скажите пожалуйста, с маленькими детьми легко было путешествовать? Почему? Как бы сложно вам не было в пути, но вы все-таки закончили это путешествие все вместе. Что же вам помогло?

Ответы детей: дружба.