Тема: "История вещей. Трапеза в России в разные времена"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей русской трапезы. Через историю вещей показать повседневную жизнь человека. Познакомить с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней.
  2. Вырабатывать умение применять исторические знания, анализировать новые источники.
  3. Вызвать интерес к уроку истории.
  4. Воспитывать чувство гордости за всё русское.

Оформление класса:

  1. “История вещей. “Трапеза в России в разные времена (написано на доске)
  2. Кроссворд (фамилия, вторуня, род, семья)
  3. Фотографии. Усадьбы XVII, XVIII века.
  4. Рисунки предметов трапезы
  5. Стол с предметами из школьного музея (ложки, вилки, миски, черпаки, глиняные-горшки, самовары)

Оборудование:

  1. Исторический словарь (быт, трапеза)
  2. Видеофильм (русская народная сказка )
  3. Отрывок из романа А.К. Толстого “Князь Серебряный” (на листах у каждого ученика)
  4. Учебник, тетрадь с творческими заданиями.
  5. Учебный словарь русского языка Репкин.

1. Орг. момент

2. Сюжетно ролевая игра “Исторический калейдоскоп”

(Ученики разбиваются на группы по 4 человека составляющие как бы на одну семью, получают лист с фамилией . Готовят рассказ, в котором, объясняют происхождение выбранной фамилией.)

(Рыбаков, Кожевников, Шапошников, Зайцев, Мышкин, Хлебников, Носов)

- Каждая группа получает наследственное имя семьи? Что это?

- (ответы детей, объяснение) Стихотворение “Прадеды” Г.Граубин.

- Мы уже можем вписать первое и последние слово в наш кроссворд.

2. Имя, отражающее порядок появления детей в Древней Руси.

3. Все родственники, которые имеют общего предка.

- Кто догадался, какое слово спряталось (записываю 1 слово темы)

- Что такое история?

- Что изучает история?

Вывод: История изучает прошлое: события, которые происходили в стране, труд, культуру народов, быт

- А что такое быт? Давайте найдем это слово в словаре и его значение в толковом словаре.

Быт-

1. Это обычное протекание жизни

2. Это вещи, которые окружают.

- Сейчас я могу записать второе слово в тему нашего урока.

Чтение статьи из учебника стр. 52 (вступление)

- Давайте посмотрим на вещи, которые стоят на столе.

О чем могут рассказывать они? (какая посуда была, из чего сделана)

Вывод: Все эти предметы человек использовал во время трапезы.

Трапеза - прием пищи, еда.

Мы поговорим о трапезе в России в разные времена.

Сообщение ученика. Чем питались Русские люди в старину?

(“Я познаю мир”. Стр. 131)

Приложение

Родословная обеденной ложки.

Приступая к завтраку, обеду или ужину, мы неизменно пользуемся ложкой, ножом, вилкой, пищу кладем в тарелки, а напитки разливаем в чашки стаканы. Да мало ли предметов сопровождает нашу трапезу.

Обыкновенный столовый нож. Наши далекие предки не делали различий между боевым, охотничьим или столовым ножом. Каждый носил свой нож за поясом и использовал его для разных целей. Специальные столовые ножи вошли в обиход только в XVI веке.

Довольно почтенный возраст имеет и столовая ложка. Дружинники князя Владимира сетовали, что едят деревянными ложками, а не серебряными. Узнаем из древних книг.

Ложки, как и ножи, носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога.

Поговорка “Запасливый гость без ложки не ходит”.

Ложки имели разные названия в зависимости от величины формы, назначения.

Вилка-самый молодой из столовых приборов. Даже за царским столом в XVII веке пользовались только ножом и ложкой. Узнали вилку в XVIII веке при Петре 1. Первые вилки были с двумя зубцами и имелись только у очень состоятельных людей. Народ начал пользоваться вилкой лишь в XIX веке.

Роль тарелок издавна выполняли миссии. Кроме горшка и миски в доме русского крестьянина не было другой посуды. Делали миски из дерева, глины, а позднее и металла.

Тарелки, или как их называли -тарелы, появились на Руси не раньше 16 века. Главным кухонным и сервировочным сосудом длительное время был керамический горшок - прямой предшественник современной кастрюли супницы и т.д. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу. Размеры горшков были самые разные - многоведерные и на 200-300 граммов.

Сообщение ученика - гончарное ремесло.

Загадка “Был ребенок - не знал пелёнок, стар, стал - пеленаться стал”

- Почему появилось такая загадка, вам поможет понять статья учебника стр.55

Не новичок на русском столе и скатерть упоминание о ней есть уже в древней грамоте 1150 г.

Немало дальних родственников насчитывается у современных фужеров и рюмок. Кубки, рога, чары и чарки, братины, чаши, ковши. Ковши служили и для украшения стола, многие из них являются шедеврами народного творчества.

Состав русской домашней посуды значительно обогатился и расширился в связи с приобщением населения к традиции чаепития. В России она существует уже более 300 лет.

Самый известный и в прошлом и в настоящем атрибут русского чайного стола, конечно же, самовар. Этот “водогрейный для чаю сосуд с медной трубою” своё шествие по России начал с Тулы. Именно здесь в 1778 году слесарь Назар Лисицын открыл первую в стране самоварную мастерскую. Правда, недавно появились сведения о том, что первый русский самовар был изготовлен гораздо раньше - в 1740 году - и не в Туле, а на Урале. Так что звание “самоварной родины” Тула делит с Уралом.

Уже в 1850 в стране выпускалось примерно 120 тысяч самоваров - 28 мастерских, в 1890 - 74 мастерских.

Какие только самовары не делали: большие - на несколько ведер и маленькими - на 1-2 стакана.

По-ярославски - “самогар”

По-курски - “самокипец”

По-вятски - “самогрей”

Обязательным атрибутом самовара был также поднос- овальные, круглые, квадратные, прямоугольные непременно лакированные, с цветной росписью.

Делались самовары из меди, латуни, сплава меди с цинком. Самый дешёвый по тем временам “водогрей” стоил дороже коровы, а то тянул и на среднюю крестьянскую избу. Уже в XVII веке “пригласить на чай” означало “пригласить в гости” Чаепитие играло важную роль в общении между людьми. Замечательное свойство самовара врачевать чаепитием душевные ссадины, пожалуй, лучше всех описал А. Блок.

Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар.
Давай-ка наколем лучины,
Раздуем себе самовар!
За верность старинному чину!
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!

Вывод: Вы сегодня побывали на трапезе в крестьянской избе, на царском пиру, увидели разную посуду, в которой готовили и подавали еду.

Д/3. Накрыть стол или крестьянский или царский, а помогут вам это сделать русские народные сказки.

“Тетрадь творческих заданий” стр.