Ход мероприятия
“Танец журавлей” под музыку- вставку к передаче “В мире животных”.
Учитель.
Добрый день, дорогие ребята, гости нашего праздника. Как вы думаете, о чём, вернее. о ком мы сегодня будем говорить? Правильно, о птицах. А точнее, о журавлях. Эти большие и красивые птицы заслуживают особого внимания и уважения. Да и вообще нет, пожалуй, человека, который не знал бы эту птицу. Одни ученые утверждают, что это большая группа птиц, состоящая не менее чем из двухсот видов; другие, напротив, утверждают, что это очень маленький отряд, состоящий лишь из 14 видов. Мы не станем вдаваться в разбор этих точек зрения, а остановимся на некоторых видах.
Выступления детей.
1 ученик. (рисунок 2)
Серый журавль – это как раз тот вид журавлей, чьё курлыканье мы слышим высоко в небе весной и осенью. Это крупная птица высотой около 125 см и весом 4-5 кг, размах крыльев больше 2 метров. Название своё получил по цвету перьев.
С зимовки журавли возвращаются на старые гнездовья. Обычно это болотистая местность. Гнездо журавли устраивают в глухих местах, но чтобы со всех сторон из гнезда хорошо просматривалась окружающая местность.
Гнездо – это плотно утрамбованная куча тростника и осоки. Гнезда расположены друг от друга довольно далеко: в километре и более. Насиживают яйца в течение месяца попеременно оба родителя. В гнезде бывает 2 яйца. Птенцы, как только обсыхают, уходят с родителями в заросли осоки.
Питаются журавли молодыми растениями, ягодами, семенами. Но также не брезгуют насекомыми.
Улетают журавли в сентябре, октябре. Летят они в форме клина, курлыча свою прощальную песню.
2 ученик. (рисунок 1)
Познакомьтесь, это белый журавль или стерх. Гнездиться только на территории России. Окраска взрослых птиц чисто – белая и только первостепенные маховые крылья черные. Нетрудно догадаться, что с таким оперением можно жить только там, где много снега. Это тундра, Северная Якутия. На голове у стерхов нет перьев, кожа красная. Ноги такие же красные.
Гнездо представляет собой утоптанную кучу стеблей и листьев осоки. В гнезде бывает по два яйца. Вылупившиеся птенцы агрессивны и ожесточенно дерутся друг с другом. В результате один птенец умирает.
Зимуют стерхи в Индии. Данный вид журавлей занесен в Красную Книгу России.
3 ученик (рисунок 2)
Я хочу рассказать о венценосных журавлях. Свое название они получили из – за золотистых перьев на голове, которые похожи на корону (венец).
Венценосные журавли живут в Африке. В полете они очень часто машут крыльями, что не характерно для журавлей. Да и гнёзда они могут устраивать на деревьях, а не на земле, как другие виды журавлей. Сами также любят посидеть на ветках деревьев. Из-за своей красоты, особенно перьев на голове, этого вида журавлей на воле осталось очень мало.
4 ученик (рисунок 2)
Красавка – самый мелкий журавль. Рост этой птицы 95 97 см, вес 2-3 кг. Своё название этот вид журавля получил из-за особого украшения – пучков длинных белых перьев над глазами, которые развеваются на ветру. Питается в основном растительной пищей, зимовать улетает в Азию или Африку.
Красавки живут в степях Калмыкии и Казахстана. Там же и гнездятся. А в последнее время гнезда замечены прямо на распаханных полях. Этот вид журавлей занесён в Красную Книгу России.
5 ученик (рисунок 3; 124)
Японских журавлей (танчо – так зовут их японцы) на земле осталось очень мало: менее трех сотен. Биология их изучена слабо, образ жизни – тоже. Но кое-что мы все-таки знаем (благодаря, в частности, советскому ученому С. В. Винтеру). Знаем, что насиживают яйца оба родителя, сменяя друг друга каждые три-четыре часа, ночью сидит на яйцах кто-нибудь один. Известно, что птицы эти очень чистоплотные. Когда следишь за величественно расхаживающим по кормовому участку журавлем, то трудно сказать, что он делает чаще – чистит оперенье или собирает корм)), – пишет С. В. Винтер. Особенно тщательно чистятся журавли перед насиживанием.
Японские журавли – отличные родители. Появление птенца они встречают громкими, радостными криками, очень возбуждаются, суетятся, попеременно согреваот птенчиков и таскают им еду, в случае необходимости отважно защищают свое потомство даже от крупных собак.
Увлекающее зрелище – танцы японских журавлей. Сначала птицы издают протяжные и приятные звуки , затем кланяются друг другу, хлопают крыльями и начинают прохаживаться. Сначала медленно, затем быстрее и быстрее. И вдруг замирают друг против друга. А потом снова мчатся, то замедляя, то убыстряя свой темп. Время от времени они подскакивают в высоту до 2 метров. Во время одного из прыжков они почти прижимаются друг к другу, медленно опускаются на землю. Танцуют журавли парами.
Учитель.
А как вы думаете, в наших краях живут журавли? Верно, на наших Танаевских лугах, в болотистой местности есть гнёзда серых журавлей (рисунок 4).
Журавль – птица знаменитая. В сказках и баснях, в песнях и пословицах часто упоминается журавль.
Игра “Хромой журавль” (туркменская народная игра)
Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3–5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5-6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую – левой).
По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.
Правила игры. Игроки начинают двигаться навстречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.
Исполнение русских народных песен о журавле, пословиц, поговорок и т.д. (по подобранным материалам детей и выбору учителя)
Инсценирование сказки “Лиса и журавль” или “Журавль и цапля”.
Учитель.
Проверим ваши знания, полученные на этом занятии с помощью кроссворда.
Кроссворд
По горизонтали:
1. В виде чего летят журавли?
2. Место гнездования стерха.
3. Основной материал для строительства гнезда серых журавлей.
4. Живет только у нас в России.
5. Может устраивать гнёзда на деревьях.
6. Самые заботливые родители – журавли.
По вертикали:
1. Самый маленький по размерам журавль.
2. Занесён в Красную Книгу Татарстана.
Учитель.
Но с образом журавля на нашей планете связаны и трагические события.
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки. Много лет тому назад, когда Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город американцы сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на огромный гриб. Он накрыл огненной ядовитой шляпой весь город.
Разрушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.
Когда Сасаки появилась на свет, атомного гриба уже давно не было. Но его ядовитая частица не исчезла, осталась. Он попала в кровь маленькой девочки, и Сасаки тяжело заболела. Её положили в больницу. Девочке было очень трудно бороться с болезнью.
И однажды ей приснился сон: если она сделает тысячу белых бумажных журавликов, то останется жить.
Сасаки принялась за дело. Он работала каждый день. Её белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было далеко.
Дети Хиросимы узнали об том и решили помочь Сасаки. Они стали делать журавликов и приносить их в больницу.
Но белые журавлики не могли победить страшную болезнь Сасаки и спасти её от смерти. Сасаки умерла.
Узнав о смерти подруги, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки и всем ребятам, погибшим от атомной бомбы.(рисунок 5)
И вот на площади в Хиросиме появился новый памятник. Люди останавливаются около него и несколько секунд молчат. А дети приносят к памятнику белых журавликов.
Ученик читает стихотворение
Я не хочу войны.
Р. Гамзатов.
Я хочу, чтоб в целом мире
Затрубили журавли
И напомнить всем могли
О погибших в Хиросиме.
И о девочке умершей,
Не хотевшей умирать
И журавликов умевшей
Из бумаги вырезать.А журавликов-то малость
Сделать девочке осталось...
Для больной нелёгок труд,
Всё ей, бедненькой, казалось–
Журавли её спасут.Журавли спасти не могут –
Это ясно даже мне.
Людям люди пусть помогут
Преградить пути войне.
Учитель.
На этом наше занятие закончено. Что нового для себя вы узнали?