Пояснительная записка
Данный курс разработан с целью реализации основных задач профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающих на старшей ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях, Федерального компонента государственного стандарта. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Конституции РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.
Программа соответствует требованиям модернизации российского образования. Закон РФ “Об образовании” предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях.
Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Повышается значение страноведческих знаний. Она изучает теоретические аспекты туризма, условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, туристские учреждения. Особенность курса в том, что содержание может способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов и что не менее важно нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Международная туристическая деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований в основе которой полное и гармоничное развитие личности. Право человека на уважение его достоинства, индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.
Планируемый результат:
По окончанию курса учащиеся получают зачет, участвуют в защите своего туристического бизнеса.
Цели изучения курса:
- знакомство с состоянием и особенностями туризма на мировом уровне, СНГ и России;
- необходимо рассмотреть основные понятия географии туризма, видов и этапов развития;
- характеристика основных районов мира, России и СНГ.
Задачи изучения курса:
- основные понятия географии туризма, виды туризма;
- факторы, определяющие потребность в туризме населения;
- уровень развития туризма мира, СНГ, России;
- основные районы и центры туризма и главные туристические маршруты;
- расширение кругозора учащихся.
Курс рассчитан на 34 часа 1 раз в неделю или 2 часа в одном полугодии для 10-11 класса.
Содержание курса
I. География туризма и виды туризма – 8 час:
Основные понятия туризма, проблемы, функции, виды, классификация туризма, источники туризма.
II. География туризма и его развитие - 13 час:
-развитие туризма, население и его спрос, виды ресурсов, организации, культура туризма как сектор экономики, маркетинг, перспективы развития. Практикум: экскурсии, работа с картами и туристическими маршрутами.
III. Страноведение - 12час:
Географическое положение, природа, население, история, культура, экономика и инфраструктура, маркетинг, защита прав и интересов.
Практикум: Предоставить разработку своей рекламы, характеристику страны.
IV. Итоговое занятие - 1час: Защита проектов своего туристического бизнеса.
Ожидаемые результаты:
В ходе успешного усвоения курса учащиеся получают знания:
что такое туризм, виды туризма;
- как правильно организовать свою туристическую фирму;
- какую роль играет маркетинг и реклама;
- правильно уметь составить туристический маршрут и характеристику;
- уметь работать с туристами.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема занятий | Форма проведения | Виды деятельности | Аттестация |
I | География туризма и видытуризма-8час. | |||
1 | Основные понятия туризма | Лекция | ||
2 | Проблема географии туризма, их связь с социологией, демографией и экономикой | Лекция | ||
3 | Источники географии туризма | Практикум | Подбор источников | |
4 | Виды туризма: лечебн., оздоров., развлекат.,т.д. | Семинар | Сообщения | Зачет |
5 | Классификация туризма по характеру организации, по передвижению и т.д. | Практикум | Разработка классификации туризма | Зачет |
6 | Международный и отечественный туризм | Лекция | ||
7 | Функции туризма | Беседа | ||
8 | История туризма | Конференция | Сообщения | Зачет |
II | География туризма и его развитие-13час. | |||
1 | Население и его туристический спрос | Социологический опрос | Подведение итогов | |
2 | Виды туристических ресурсов | |||
3 | Туристическая индустрия как часть сферы услуг | |||
4 | Виды туристических организаций | Экскурсия “Знакомство с туристической фирмой города” | Проект своей турист, фирмы. | Зачет |
5 | Культура как фактор туристической мотивации | Беседа | ||
6 | Социологические аспекты туризма | Лекция | ||
7 | Туризм как сектор экономики | Лекция | ||
8 | Функционирование экономических законов в туризме. | Лекция | ||
9 | Особенности туристического рынка | Лекция | ||
10 | Сущность и особенности маркетинга | Деловая игра “Маркетинг” | Подготовка | Зачет |
11 | Маркетинг рынка потребительских услуг | Лекция | ||
12 | Элементы маркетинга | |||
13 | Перспективы развития мирового туристического рынка | Защита” Как вы видите туризм в будущем” | Подготовка | Зачет |
III | Страноведение-12час | |||
1 | Географическое положение | Практикум “Работа с картами и маршрутами” | ||
2 | Природа страны | Видеофильмы | ||
3 | Народонаселение, расы | Работа с картой “Народы мира” | ||
4 | История страны | Видеофильмы (на примере одной страны) | ||
5 | Культура | Конференция | Подготовка | Зачет |
6 | Политические условия для развития туризма | Лекция | ||
7 | Экономика и инфраструктура | |||
8 | Реклама в туризме | Предоставить разработку своей рекламы | Защита | Зачет |
9 | Виды рекламы | |||
10 | Защита прав и интересов туристов | Знакомство с документами | ||
11 | Туристская характеристика страны | Практикум | Любая страна по выбору | Зачет |
12 | Итоговое занятие | Проект своего туристского бизнеса | Защита | Зачет |
Всего: 34 часа.
Литература
- Страноведение (теория, методика, туристское изучение страны) Е.Н. Сапожникова, М., 2005г.
- Реклама в туризме А.П. Дурович, М., 2005г.
- Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г
Для учащихся
- Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г