Программа курса по выбору для учащихся 10–11-х классов

Разделы: География


Пояснительная записка

Данный курс разработан с целью реализации основных задач профильного обучения, ориентированного на индивидуализацию и социализацию обучающих на старшей ступени общего образования в общеобразовательных учреждениях, Федерального компонента государственного стандарта. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Конституции РФ, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

Программа соответствует требованиям модернизации российского образования. Закон РФ “Об образовании” предусматривает структуру содержания образования на федеральном и региональном уровнях.

Туризм - одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Повышается значение страноведческих знаний. Она изучает теоретические аспекты туризма, условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, туристские учреждения. Особенность курса в том, что содержание может способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов и что не менее важно нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствует формированию всесторонне образованной личности. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Международная туристическая деятельность является неотъемлемой составляющей необходимых преобразований в основе которой полное и гармоничное развитие личности. Право человека на уважение его достоинства, индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.

Планируемый результат:

По окончанию курса учащиеся получают зачет, участвуют в защите своего туристического бизнеса.

Цели изучения курса:

  • знакомство с состоянием и особенностями туризма на мировом уровне, СНГ и России;
  • необходимо рассмотреть основные понятия географии туризма, видов и этапов развития;
  • характеристика основных районов мира, России и СНГ.

Задачи изучения курса:

  • основные понятия географии туризма, виды туризма;
  • факторы, определяющие потребность в туризме населения;
  • уровень развития туризма мира, СНГ, России;
  • основные районы и центры туризма и главные туристические маршруты;
  • расширение кругозора учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа 1 раз в неделю или 2 часа в одном полугодии для 10-11 класса.

Содержание курса

I. География туризма и виды туризма – 8 час:

Основные понятия туризма, проблемы, функции, виды, классификация туризма, источники туризма.

II. География туризма и его развитие - 13 час:

-развитие туризма, население и его спрос, виды ресурсов, организации, культура туризма как сектор экономики, маркетинг, перспективы развития. Практикум: экскурсии, работа с картами и туристическими маршрутами.

III. Страноведение - 12час:

Географическое положение, природа, население, история, культура, экономика и инфраструктура, маркетинг, защита прав и интересов.

Практикум: Предоставить разработку своей рекламы, характеристику страны.

IV. Итоговое занятие - 1час: Защита проектов своего туристического бизнеса.

Ожидаемые результаты:

В ходе успешного усвоения курса учащиеся получают знания:

что такое туризм, виды туризма;

  • как правильно организовать свою туристическую фирму;
  • какую роль играет маркетинг и реклама;
  • правильно уметь составить туристический маршрут и характеристику;
  • уметь работать с туристами.

Учебно-тематический план

№п/п Тема занятий Форма проведения Виды деятельности Аттестация
I География туризма и видытуризма-8час.      
1 Основные понятия туризма Лекция    
2 Проблема географии туризма, их связь с социологией, демографией и экономикой Лекция    
3 Источники географии туризма Практикум Подбор источников  
4 Виды туризма: лечебн., оздоров., развлекат.,т.д. Семинар Сообщения Зачет
5 Классификация туризма по характеру организации, по передвижению и т.д. Практикум Разработка классификации туризма Зачет
6 Международный и отечественный туризм Лекция    
7 Функции туризма Беседа    
8 История туризма Конференция Сообщения Зачет
II География туризма и его развитие-13час.      
1 Население и его туристический спрос Социологический опрос Подведение итогов  
2 Виды туристических ресурсов      
3 Туристическая индустрия как часть сферы услуг      
4 Виды туристических организаций Экскурсия “Знакомство с туристической фирмой города” Проект своей турист, фирмы. Зачет
5 Культура как фактор туристической мотивации Беседа    
6 Социологические аспекты туризма Лекция    
7 Туризм как сектор экономики Лекция    
8 Функционирование экономических законов в туризме. Лекция    
9 Особенности туристического рынка Лекция    
10 Сущность и особенности маркетинга Деловая игра “Маркетинг” Подготовка Зачет
11 Маркетинг рынка потребительских услуг Лекция    
12 Элементы маркетинга      
13 Перспективы развития мирового туристического рынка Защита” Как вы видите туризм в будущем” Подготовка Зачет
III Страноведение-12час      
1 Географическое положение Практикум “Работа с картами и маршрутами”    
2 Природа страны Видеофильмы    
3 Народонаселение, расы Работа с картой “Народы мира”    
4 История страны Видеофильмы (на примере одной страны)    
5 Культура Конференция Подготовка Зачет
6 Политические условия для развития туризма Лекция    
7 Экономика и инфраструктура      
8 Реклама в туризме Предоставить разработку своей рекламы Защита Зачет
9 Виды рекламы      
10 Защита прав и интересов туристов Знакомство с документами    
11 Туристская характеристика страны Практикум Любая страна по выбору Зачет
12 Итоговое занятие Проект своего туристского бизнеса Защита Зачет

Всего: 34 часа.

Литература

  1. Страноведение (теория, методика, туристское изучение страны) Е.Н. Сапожникова, М., 2005г.
  2. Реклама в туризме А.П. Дурович, М., 2005г.
  3. Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г

Для учащихся

  1. Туризм В.А. Квартальнов М., 2003г