Открытый урок по русскому языку. "I и II спряжения глаголов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ознакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения .
  2. Развивать умения анализировать, сопоставлять, находить главное, делать выводы.
  3. Вырабатывать у учащихся осмысленное отношение к употреблению в речи глаголов.
  4. Развивать речь устную и письменную.
  5. Воспитывать любовь к родному языку, бережное отношение к слову; умение выполнять самооценку и самоконтроль.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Эмоциональный настрой

- Внимательно послушайте и определите, кто пришел на урок?

“Настоящий богач среди частей речи, имеет лицо, время, вид. Хороший работник всегда при деле. По частоте употребления занимает второе место после существительного”.

Ответ обоснуйте. (Только часть речи глагол имеет время и вид. Обозначает действие предмета, потому что при деле)

Плакат “Король Глагол”

- Верно. Это - Его Величество Глагол. Давайте поприветствуем его.(апплодисменты)

Он поможет нам в освоении новых знаний. За полные и доказательные ответы, качественно выполненную работу Глагол оценит каждого отличительным знаком.

Король предлагает вам в течении всего урока контролировать свою работу и оценивать себя после каждого вида упражнений, вынося на поля знаки:

!- с заданием справился безошибочно

+- допустил 1,2 ошибки

- - допустил более двух ошибок

III. Чистописание (тест)

“ Глагольная разминка” с целью проверить на сколько хороши ваши знания, полученные на предыдущих уроках.

- выбери одно верное утверждение из трех вариантов ответов

1 в.- обозначьте на письме гласной е в узоре

2 в.- и в узоре

3 в.- верхняя и нижняя петля

(Все работают в тетрадях, один ученик у контрольной доски)

1. Глагол это -

1. часть слова

2. член предложения

3. часть речи

2. Глагол обозначает:

1. действие предмета

2. признак предмета

3. название предмета

3. В предложении глагол бывает:

1. чаще всего сказуемым

2. второстепенным членом

3. подлежащим

4. Глаголы изменяются:

1. только по числам

2. только по временам и числам

3. по временам, по лицам,по числам

5. Спряжение это -

1. изменение глагола по лицам

2. измененин глагола по лицам и числам

3. изменение глагола по числам

6. Спрягаются глаголы:

1. только будущего времени

2. только настоящего и будущего времени

3. только настоящего времени

7. При изменении глаголов по лицам и числам у глаголов изменяется:

1. приставка

2. корень

3. окончание

8. Определить лицо и число глагола можно:

1. по местоимению

2. по местоимению и окончанию

3. по настроению

Проверка с доски./ее/ии/еи

- Оцените себя.

IV. Проблема. Определение темы, цели и задач урока.

Наблюдение.

- Прочитайте текст “ Великие короли верно служат своему народу. Они заботятся о народе. Трон передают наследникам – сыновьям. О чести царствовать известно каждому.”

- Назовите имена существительные в П.п. ед.ч. (о народе, о чести)

- Почему разные окончания? (разное склонение)

- Сравните глаголы “служат”, “передают” по плану:

1. Время

2. Лицо

3. Число

4. Окончание

Служат - н.в.,3-е л., мн.ч.

Передают - н.в., 3-е л., мн.ч.

- Что заменили? (глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания)

- Почему?

- Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы в зависимости от того, как они спрягаются.

У Глагола-Короля есть два сына. Старший – I спряжение, младший-II спряжение.

Плакат с изображением братьев: I спряжение - худой брат, II спряжение - толстый брат.

- Братья- глаголы предлагают проспрягать глаголы, исследовать их личные окончания и в зависимости от особенностей личных окончаний разделить на две группы: 1 группа - I спряжение, 2 группа - II спряжение.

- Определите тему урока.

- Поставьте цель урока

V. Изучение нового материала.

- Проспрягайте глаголы: нести, играть, лежать, верить в настоящем времени.

- Назовите личные окончания глаголов по лицам 1 и 2 столбика (-ешь,-ет,-ем,-ете,-ут,-ют)

- Что общего в окончаниях? ( имеют гласную “е”, а в форме 3 лица мн.ч.- ут,-ют).

Вывод: глаголы, имеющие в окончании гласную “е”, а в форме 3-го лица мн.ч. окончания –ут,-ют – глаголы I спряжения.

- Назовите личные окончания глаголов, по лицам 3 и 4 столбиков (-ишь,-ит,-им,-ите,-ат,-ят)

- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов. (имеют гласную “и”, а в форме 3-го л.,мн.ч. окончания –ат, -ят)

Вывод: глаголы имеющие в окончании гласную “и”, а в форме 3-го лица мн.ч. окончания –ат,-ят – глаголы II спряжения.

- Внимательно посмотрите на окончания одного и того же спряжения. Чем они отличаются? ( окончания ударные и безударные)

- Имеется ли разница в написании окончаний? ( одинаковые)

- Обобщите наши рассуждения по плану:

Плакат. План.
1. Какого спряжения бывают глаголы?
2. Окончания I спряжения.
3. Окончания II спряжения.
4.Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

- И так. Мы достигли цели урока. Познакомились с личными окончаниями глаголов Iи II спряжения.( плакат)

VI. Работа с правилом.

- Составьте схему к правилу (индивидуально, на альбомных листах)

-IЕ -I/I
-ут, -ют -ат,-ят

- Где можно проверить правильность схемы?

- Соотнесите с учебником. Прочитайте правило в учебнике. Сравните нашу формулировку и формулировку в учебнике.

- Что еще нового узнали из правила в учебнике? ( Спряжение глаголов с ударным окончанием определяется по окончанию)

- Расскажите правило друг другу (работа в парах)

- Расскажите правило, как самое последнее событие.

VII. Упр. 437, стр.198

Физкультминутка

Если я назову глагол I спряжения – вы обмениваетесь один раз хлопками, если услышите глагол II спряжения – два раза хлопаете над головой. Девочки сосчитайте количество глаголов I спряжения, мальчики - II спряжения.

Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, говоришь, кричит, говорит.

Упр.440. Игра “Красный карандаш” (развитие орфографической зоркости)

Упр. “Развитие речи”

- Увидеть красоту и великолепие весенней природы помогают не только поэты и художники, но и музыканты. Вслушайтесь в весеннюю песню Феликса Мендельсона.

- Какое настроение?

- Что вы почувствовали?

- Что вы услышали? Опишите

Можете использовать в одном предложении несколько глаголов, чтобы более ярко представить что весна “наступает”

- Напишите мини- сочинение по началу “ Наступает долгожданная весна …” (проверка, заслушиваются 3,4 сочинения)

- Зачитайте из своих сочинений только глаголы Iи II спряжения . Ответ обоснуйте.

VIII. Итог.

- Подведите итог урока по плану.

Плакат. План.
Я твердо знаю, что…

1. Спряжение это …

2. Спрягаются глаголы только …
3. Глаголы бывают …
4. Глаголы I спряжения имеют окончания …
5. Глаголы II спряжения имеют окончания …
6. В написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения …
7. Спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по …
8. Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы …

IX. Домашнее задание

С. 190 №439, правило учить. Придумать способ запоминания окончаний глаголов I и II спряжения.

В конце урока Король-Глагол награждает учащихся памятными медалями за добросовестную и качественную работу.