Цель: Создание образа вологодской салфетки декоративным способом.
Задачи:
- Образовательная: знакомство детей с народным творчеством, вологодскими кружевами; учить видеть красоту кружев в контрастном сочетании плотных частей узора с легкой, воздушной сеткой, замечать разное построение узора в разных по форме и назначению кружевных изделиях; учить аккуратно, старательно кончиком кисти рисовать узор из знакомых форм (круги, полоски, волнистые линии, точки).
- Развивающая: развивать воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие, художественно-графические навыки; развитие интереса к народным традициям и обычаям.
- Воспитательная: создание веселой атмосферы в коллективе; воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие; воспитание у детей интерес и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.
Предварительная работа: рассматривание репродукций с вологодскими кружевами, русскими костюмами; чтение русских народных сказок, потешек, скороговорок, загадок; пение частушек; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; вырезание и рисование снежинок.
Методические приемы: Рассмотреть с детьми вологодские кружева, детские рисунки, определить какими материалами они нарисованы; рассказать историю кружевного ткачества; обратить внимание на осанку детей при рисовании; сюрпризный момент.
Литература: И. Г. Швайко. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Программа. Конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Подготовительная группа; Т. Г. Казакова. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).
Музыка: Русские народные песни.
Материалы и оборудование:
а) Для педагога: Иллюстрации и детские работы с вологодскими кружевными изделиями, коклюшки, самовар, баранки, деревянная посуда, платки.
б) Для музыкального работника: баян, платок, музыкальные ударные шумовые инструменты.
в) Для детей: Заготовки разноцветных кругов, вырезанные из цветного картона, белая гуашь, кисти, тряпочки.
Ход занятия
План:
1. Организационный момент. 2 мин
2. Эвр. беседа. 6 -7 мин
3. Творческая поисково-экспериментальная работа. 12 мин
4. Динамическая пауза. 3 мин
5. Итог занятия:
а) Выставка и анализ детских работ 4 мин
б) Прощание 3 мин
Организационный момент.
П.: Здравствуйте, дети!
Д.: Здравствуйте.
П.: Сегодня на улице и пасмурно и сыро (светит солнышко). А (И) в нашей комнате
(тоже) тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.
Эвристическая беседа.
Посмотрите, какой красивый платок у меня сегодня. Нравится? А хотите, мы отправимся в деревушку на севере России, где изготавливают кружевные платки.
Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас - жеребята. Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок -
Скачет резвый табунок.А вот мы и приехали…..
Вологодская избушка,
В небе ясная луна,
Одинокая старушка
Засиделась у окна.
Труд у бабки Пелагеи
С молодых годов в чести.
Принялась за рукоделье –
Стала кружево плести.
Время за полночь, не спится
Беспокойной мастерице.
Застучали друг о дружку
Деревянные коклюшки.
Чтоб узор был ровный, гладкий,
У старушки есть булавки:
Их в подушечку воткнёт,
Белой нитью оплетет,
И узорная снежинка,
Как нетающая льдинка,
Все растет, растет, растет.
Так и ночь, глядишь, пройдет.
А в морозное оконце
Светит ласковое солнце,
Новый день в избу стучится.
Ай да бабка – мастерица!
Кружевной, изящный, нежный,
Весь воздушный, белоснежный
Так смогла сплести узор –
Не нарадуется взор!
Нитяная паутинка
Как узоры изо льда…
Пелагеина снежинка
Не растает никогда.
Педагог подводит детей к окну. Там самовар, на нем висят бублики, русская деревянная посуда. Сидит бабушка Пелагея, вяжет салфетки.
П. и Д.: Здравствуй, бабушка Пелагея.
Б.: Здравствуйте, детушки-малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Просим в избу, для дорогих гостей и ворота настежь. Дорогие гости – дорогой пир!
П.: Скажи, бабушка Пелагея, а что ты делаешь?
Бабушка Пелагея показывает детям кружева, дает потрогать.
Б.: У внучки скоро свадьба, так я ей плету кружева к приданому.
П.: Дети, а вы знаете, что такое приданое? Раньше, на Руси, когда девушка замуж выходила, то ей родители и родственники собирали сундук с носовыми платочками, скатертями, платками, одеждой, украшениями, пастельным бельем. И чем богаче были родители, тем больше приданого было у невесты, тем и богаче жениха она могла найти. А кто тебя научил кружева плести?
Б.: Меня моя бабушка научила, а ее прабабушка. Мы уже много столетий плетем кружева в вологодской области. От того они и называются “Вологодские кружева”. А плетем мы их коклюшками, вот посмотрите.
П.: Дети, а вы знаете, для чего кружева плели? Откуда появилось такое название? Давайте спросим у нашей мастерицы.
Б.: Раньше одежда называлась “окружение”, а когда по ней пускали кружева, то они кружились “узор кружится”, от этого и появилось такое название – кружева. Очень много женщин плели кружева и богатые и бедные. Богатые плели золотыми нитями, а бедные женщины белыми. Чтобы им не было скучно, они пели себе песни. Вологодские кружева очень ценились не только в России, но и за границей. Многие модницы мечтали о кружевных платьях. И к нашим бабушкам приезжали купцы из Германии, Швеции, Франции, чтобы полюбоваться и купить прекрасные работы кружевниц.
П.: Русское кружево, создаваемое руками наших женщин, — одно из ярких проявлений русского художественного гения. Здесь, как и в других видах народного искусства, во всей полноте выразилось художественное дарование нашего народа. Русское плетеное кружево отличается от всех других кружев богатством и разнообразием узоров. Даже самые дорогие кружева с изумительно сложным плетением отличаются изяществом и четкостью узора. Самым сложным узорам присуща прозрачная ясность. Бабушка Пелагея, а давай мы тебе с ребятами поможем, нас много, мы вместе быстрее управимся.
Б.: Ой, с большим удовольствием. Помогите, родненькие. Мне бы салфеточек сплести.
П.: Дети, поможем? Садитесь за столы. У вас есть круги, на них мы сделаем наши салфетки.
Творческая поисково-экспериментальная работа.
П.: Дети, скажите, а как лучше начинать рисовать узор в круге?(Начинать с середины). Посмотрите на красивые вологодские узоры, а теперь попробуйте сами создать свой неповторимый образ кружевной салфетки.
Дети работают. Педагог смотрит, помогает если надо, напоминает о правильной осанке. Бабушка Пелагея продолжает плести кружева и напевает себе под нос народные песни.
Динамическая пауза:
П.: Дети, отложите свои кисточки и давайте немного поиграем с бабушкой Пелагеей.
Игра “Веселый музыкант”
П.: Поиграли, а теперь давайте закончим наши салфетки.
Итог занятия:
а) Выставка и анализ детских работ:
П.: Давайте посмотрим, что у вас получилось. Какая салфетка получилась самой нарядной? Почему? Какая, самой веселой? Какая, самой прозрачной?
Педагог вешает салфетки на доску. Дети и Бабушка Пелагея любуются.
Б.: Ой спасибо, ой помогли, ну молодцы!
б) Прощание
П.: Вы сегодня все отлично поработали. Ваши салфетки получились как
"...застывшие краски северной зимы..." Спасибо тебе Бабушка Пелагея, за гостеприимство и за рассказы и за песни твои, но нам надо возвращаться в группу.
Б.: А я вас так просто не отпущу! Я бы хотела, чтобы спели со мной и сплясали. Вот возьмите инструменты.
Бабушка играет на баяне и поет песенку “Коробейники”, педагог и дети танцуют, подпевают, играют на шумовых ударных музыкальных инструментах.
Б.: Ой спасибо, развеселили меня и помогли. Вот вам бублики к чаю, угощайтесь.
П.: Понравилось ли вам в гостях? Спасибо вам за творчество. Встретимся на следующем занятии.