Задачи:
1. Познакомить детей с написанием новых словарных слов.
2. Закрепить знания о роде, склонении имён существительных, о родовых окончаниях имён прилагательных. Повторить написание изученных словарных слов.
3. Развивать речь учащихся.
4. Воспитывать аккуратность ведения записей в тетради.
Оборудование:
1. Карточки со словарными словами.
2. Перфокарты.
3. Карточки с гласными буквами.
4. Мяч.
5. Фланелеграф.
6. Карточки с однокоренными словами для работы на фланелеграфе.
7. Рисунки с изображением животных и растений.
Ход урока
- Сегодня на уроке русского языка мы отправляемся в путешествие в страну словарных слов.
- Какие слова мы называем словарными? (Слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить)
-Предлагаю следующие виды транспорта. Комментируем по цепочке и записываем через запятую: метро, ракета, трамвай, автобус, корабль. 1Зрительный диктант1
-Выберите из этих имен существительных существительное мужского рода, состоящее из трёх слогов. (Автобус)
- Правильно, именно на автобусе мы отправимся в путешествие. Идём на вокзал и приобретаем в кассе билеты. Но ветром сорвало некоторые буквы. Восстановим надписи.
- Каждый из вас получит билет, если назовёт словарное слово- существительное в форме множественного числа на тему “Школа” /Диктант по памяти: тетради, учитель.../
Билеты-перфокарты раздаются ученикам, выполнившим задание.
– Ваш билет будет действительным, если вы вставите в данные слова нужные буквы.
Образец билета- перфокарты
с н д ф |
* * * * * * |
нтябрь ктябрь ябрь кабрь нварь враль |
- Взаимопроверка: обменяйтесь билетами. Я называю только вставленные буквы – е, о, о, е, я, е. Верните друг другу билеты.
- Скажите одним словом, что здесь перечислено: сентябрь, октябрь…- это (месяцы)
Слово “месяц” - многозначное. Первое значение – это единица измерения времени, второе – месяц – небесное тело.
Придумайте предложение со словом месяц в значении “единица измерения времени” (Я целый месяц отдыхала в деревне у бабушки). А теперь со словом месяц в значении “небесное тело” (В эту ночь месяц блестел на небе.)
Просклоняем слово месяц.
Один ребёнок работает у доски, остальные в тетрадях.
- Путешественники, чтобы скоротать время в поездке, часто разгадывают кроссворды. А вы любите разгадывать кроссворды?
Кроссворд на доске /Творческий диктант/
По горизонтали:
1. Приём пищи в середине дня (обед)
По вертикали:
2.
Мчусь, как пуля я вперёд.
Лишь поскрипывает лёд.
Да мелькают огоньки,
А несут меня … (коньки)
3. Шестой день недели (суббота)
4.
На ледяной площадке крик,
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: “Шайбу, клюшка, бей”.
Весёлая игра … (хоккей)
- Составьте текст из 3-4–х предложений, где были бы использованы все эти слова: суббота, коньки, хоккей, обед. /Развитие речи/
- Посмотрите в окно автобуса и запишите в своих тетрадях в два столбика, какие вам в пути встретятся животные и растения. В первый столбик запишите животных, а во второй – растения.
Учитель показывает иллюстрации с изображением сороки, берёзы, малины, медведя, воробья, осины. /Картинный диктант: выборочный/
- Проверим написание словарных слов при помощи карточек.
Один ученик читает названия животных (растений) так, как они произносятся, а все показывают карточку с буквой, написание которой мы запоминаем в этом слове.
– Остановка, выходим из автобуса.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
А деревцо всё выше, выше, выше.
- Отдохнули? Едем дальше.
- Какое словарное слово вы произносили во время физкультминутки? (Ветер)
– Закачалось деревцо под названием …
Учитель выставляет карточку со словом “рябина”. Сегодня мы познакомимся с написанием этого нового словарного слова.
Прочитайте про себя это слово, а теперь два раза вслух. Запишите его в словарик.
Показывается рисунок с изображением ветки рябины.
- Слово рябина произошло от славянского слова ряб, что означало рябой, пёстрый. Ведь сочетание мелких ярко-зеленых резных листьев рябины и оранжево-красных ягод этого дерева вызывает такое ощущение, что в глазах рябит.
- Подберем однокоренные слова с корнем “рябин”
Учитель на фланелеграф прикрепляет слово “рябина” с выделенным корнем, а затем и его значение…
- Перечислите, при помощи каких суффиксов вы образовали однокоренные слова?
Запись предложения с комментированием и разбор его по членам предложения: Алые гроздья рябины свисают над окнами.
- А теперь поиграем в игру “ Кто быстрее?”
Кто быстрее подберет антоним, слово из словаря, к данному слову?
-юг (север)
/Учитель бросает мяч ученику, поднявшему руку. Он его ловит и, называя антоним, возвращает мяч учителю /
-белый (черный)
- поражение (победа)
2) Кто быстрее подберет синоним /игра с мячом/
- друг (товарищ)
- холод (мороз)
- труд (работа)
3) Из каких слов убежали гласные? Назовите эти гласные.
П М Д Р
(Помидор. Гласные: о, и, о.)
Г Р Ц
(Огурец. Гласные: о, у, е.)
Работа с учебником.
- Откройте учебник на странице 185. Найдите упражнение № 493. Прочитайте задание. (Спишите словосочетания. Вставляя пропущенные окончания у имен прилагательных. Укажите род.)
Разберем образец.
Ср.р Ср.р
(Сладкое яблоко.
Яблоко ( какое?)- окончание-ое, -ее –сладкое. В данном случае – ое. Яблоко – оно, мое. Это существительное среднего рода. Яблоко (какое?) сладкое. Значит и связанное с ним прилагательное среднего рода)
Самостоятельная работа. Проверка.
- Какие знакомые вам словарные слова встретились в этом упражнении?
( Яблоко, черная, земляника, арбуз)
В упражнении есть еще одно словарное новое для вас слово, написание которого мы сегодня запомним. Это слово – лимон. Подчеркните в этом слове безударную гласную “и”.
А чтобы лучше запомнить его написание, я вам расскажу забавное стихотворение.
Что за ли?
Что за мон?
В звуках нет смысла.
Но едва шепнут
- Лимон-
Сразу станет кисло.
Давайте выучим это стихотворение.
На этом наше путешествие в страну словарных слов закончилось.
Но со словарными словами мы будем еще встречаться на наших уроках русского языка.
Итог урока. Выставление оценок.