Урок чтения в 4-м классе. К.Г. Паустовский. "Первый снег"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжать знакомство с творчеством К.Г.Паустовского
  • совершенствовать технику чтения, отрабатывать навыки правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;
  • развивать речь учащихся и обогащать ее образными выражениями;
  • тренировать наблюдательность и прививать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • репродукция картины А.А.Пластова “Первый снег’’
  • портрет К.Г.Паустовского и выставка его книг;
  • детские сочинения по картине;
  • карточки для работы с образными выражениями и карточки словарных слов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Ребята, каждый человек не может пропустить удивительный момент, когда одно время года сменяется другим. Например, когда осенняя пора сменяется зимой.
  2. Это всегда бывает ново, неповторимо, воспринимается как чудо! Надо только все заметить, ничего не пропустить.

Учитель

1) Запомнился ли тот день, когда вы увидели первый снег?

2) Когда это было?

3) Почему запомнился этот день?

Ответы детей.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель.– Вы правы, ребята. Обычно этот день запоминается так же хорошо, как Новый год или день рождения. Первый снег вызывает чувство радости, новизны, удивления. Этот момент изобразил на своей картине Аркадий Александрович Пластов. Он так и назвал ее „Первый снег“

А мы на уроке писали с вами сочинение по этой картине.

Дома вы должны были закончить свою работу.

Послушаем, что у вас получилось.

Два ученика читают свои сочинения.

IV. Новый материал.

Учитель.– Сегодня на уроке будем читать рассказ К.Г. Паустовского, в котором тоже описывается картина наступления зимы. Но прежде вспомним об авторе.

Вера Я. делает сообщение о писателе на 2-3минуты.

V. Работа с выставкой книг.

Учитель.– У нас с вами есть выставка книг Паустовского.

Какие произведения Паустовского вы читали в этом году?

Дети. – (“Степан и фунтик“, “Барсучий нос“, “Кот-ворюга“).

Учитель.– Вам предстоит познакомиться и с другими произведениями Паустовского. Часто в его рассказах встречается имя Рувим. Кто это?

Дети. – Это писатель Рувим Исаевич Фраерман, друг Паустовского.

Учитель.– Какой рассказ Фраермана читали в начале года?

Дети. – “Девочка с камнем“.

Учитель.– Вера сказала, что эти два друга – писателя очень любили Мещеру. Мы с вами живем в этом удивительном крае, и, возможно, наш край описывал Паустовский в своем творчестве.

VI. Работа с текстом.

Текст читают 3 ученика вслух.

Вопросы после чтения:

а) О чем говорится в рассказе?

б) Как бы вы озаглавили его?

в) Как вы думаете, какой заголовок больше подходит и передает то, о чем говорится и тексте?

3) Читаем текст про себя.

VII. Физкультминутка.

VIII. Чтение текста по частям. Работа по содержанию рассказа и над языком.

I часть

1) Читаем вслух первую часть.

2) Вопросы:

а) От какого странного ощущения проснулся автор?

б) Почему ему так показалось?

в) Что пишет автор про дождь, ветер, сад?

г) Только какие слышались звуки?

II часть

1) Читаем вслух вторую часть.

2) Словарная работа (карточка).

Ходики

3) Вопросы:

а) За какое время произошли изменения в природе?

б) Как первый снег изменил природу?

в) Что увидел автор ночью, когда он подошел к окну?

г) Как автор описывает первый снег ночью?

д) Что сказал Рувим о первом снеге?

е) Как это понять?

Учитель.– В стародавние времена девушки и молодые женщины умывались снегом, чтобы стать краше.

III часть

1) Читаем третью часть вслух.

2) Словарная работа.

Бисер (карточка + показ изделий из бисера)

3) Вопросы:

а) Отчего утром все вокруг хрустело?

б) Почему трудно было оставаться дома в первый зимний день?

в) Как было в лесу в первый зимний день?

г) Прочитать описание снежинок?

Д) Почему снежинки стали похожи на бисер?

е) Каких птиц увидели в лесу?

ж) Как они сидели?

З) Как вы это понимаете?

к) Какую память о лете и об осени автор встретил в лесу?

VIII. Работа над метафорой (скрытое сравнение).

Учитель.

1) В 3 части рассказа автор пишет “День как будто дремал“. Про кого можно сказать “дремал“?

Ответы ребят.

Значит, здесь автор сравнивает день с человеком. Такое сравнение называется метафорой или олицетворением.

2) Прочтем об этом в учебнике на стр.165.

IX. Работа с карточкой.

Учитель.– Ребята, текст на листе поможет нам понять, как вы запомнили образные выражения из текста, как уловили стиль произведения. Паустовский– мастер слова, мастер образных выражений.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Затем проверка.

X. Итог урока. Оценки.

Ребята, спасибо вам за хорошую работу на уроке.

XI. Домашнее задание.

Перечитать текст еще раз, подготовить пересказ близко к тексту.

Комментарий. В ходе урока дети вспомнили ранее изученные произведения автора. Ребята высказывали развернутые суждения, обосновывая свою точку зрения. Не только хорошо написали сочинение дома, но интересно их оформили. Работа с карточкой показала внимательное отношение к авторскому слову.