Ход урока
I. Организационный момент (2 мин).
Приветствие, проверка готовности, постановка целей, плана урока.
- Сегодня мы отправимся на экскурсию по ВУЗам города Иркутска в сопровождении двух гидов. Для этого вам надо разделиться на две группы. Каждая группа должна сначала добраться до Иркутска на поезде, далее встретиться со своими сопровождающими, и воспользовавшись картой города по намеченному маршруту совершить экскурсию по ВУЗам. Затем вернуться на вокзал и отправиться домой. Но по пути могут возникнуть непредвиденные обстоятельства или проблемы, разрешение которых потребует ваших знаний.
II. Мотивация учебной деятельности (2 мин).
- Для того чтобы разрешить возникающие ситуации, вам необходимы знания, которые вы получили на предыдущих уроках, изучая системы счисления и арифметические операции в позиционных системах счисления. Внимательно читайте задания и все требования к их выполнению, я уверена, что ваше путешествие будет увлекательным, в конце которого вас ждет успех!
III. Систематизация и обобщение (31 мин)
Заранее назначаются гиды, которые проверяют правильность выполнения заданий, раздают части карты при правильном выполнении.
Класс разбивается на 2 команды. В каждой команде распределяются обязанности: гид – руководитель, распределяет задания и проверяет; наблюдатель – ведет наблюдение за каждым участником в группе, выставляет оценки за выполнение заданий, активность; картограф – собирает полученные части карты, намечает маршрут; секретарь – оформляет правильные ответы в бланк; остальные участники выполняют задания.
Задание 1. (?11 мин.) (Задание на ватмане или на доске, а так же пустая заготовка для правильных ответов).
- Отправляемся на вокзал. До Иркутска в день идут несколько поездов: 660, 72, 12, 88. Вам нужно приобрести билеты на поезд, который отправляется не позже 00:00. Но мы точно вы не сможем этого определить, так как программа расписания движения поездов была «заражена» вирусом, который поменял номера поездов местами. К сожалению, программист сможет обезвредить вирус только завтра. Но вы можете выяснить правильный порядок, расположив коды поездов по возрастанию и соответственно изменив прядок следования поездов.
Ответ:
Проверка у доски.
Задание 2. (?20 мин.)
- Вы прибыли в Иркутск, вас встретили ваши экскурсоводы Ирина и Анна. Экскурсоводами они работают недавно, поэтому у них возникли небольшие проблемы: маршрутные карты были испорчены, и самостоятельно они их восстановить не могут. Вы должны им помочь.
- Карты, части карт и Вузы закодированы. Чтобы восстановить их нужно знать системы счисления и уметь выполнять арифметические операции в системах счисления.
- У каждой группы задания разные: первая группа – составляет полностью всю карту, на которой уже обозначены вузы и маршрут; вторая группа восстанавливает только те части карты, на которых находятся интересующие вас Вузы, расставляет их на карте и обозначает маршрут.
Задание для группы 1.
Восстановить всю карту, для этого нужно выполнить здания, получить соответствующие части карты и установить их в нужное место:
Ответы:
1. А5, А6, А7, В2, В3, В4, С4, В7, D6.
2. В5, С5, D5, С7.
3. С6, В6, D6, С3, D4.
Задание для группы 2.
Выяснить на каких частях карты располагаются ВУЗы, получить эти части, отметить вузы на карте.
1. Перевести числа в шестнадцатеричную систему счисления, чтобы выяснить, где на карте находятся ВУЗы:
1)
Иркутский Государственный Лингвистический Университет. Адрес: ул.Ленина, 8.
Байкальский Государственный Университет Экономики и Права. Адрес: Ленина 11.
Иркутский Государственный Университет. Адрес: ул. Маркса, 1.
2)
Восточно-Сибирский Институт Экономики и Права. Адрес: ул. Байкальская, д.258 а.
Сибирский Институт Права, Экономики и Управления. Адрес: ул. Байкальская, 291.
3) – Восточно-Сибирский Юридический Институт МВД РФ. Адрес: ул.Лермонтова, 110.
4)
Иркутский Государственный Медицинский Университет. Адрес: Красного Восстания, 1.
Иркутский Государственный Педагогический Университет. Адрес: Нижняя Набережная, 6.
5) – Иркутский Государственный Университет путей сообщения. Адрес: ул. Чернышевского, 15.
6) – Русско-Азиатский Институт. Адрес: ул.Байкальская, 126.
7) – Иркутский Государственный Технический университет. Адрес: ул. Лермонтова, 83.
2. Вычислите, чтобы получить соответствующие части карты:
3. Вычислите и переведите в шестнадцатеричную систему счисления:
Ответы:
1. С5, В7, В5, С6, С4, С7, В7.
2. В4, В5, С5, D4.
3. С4, С7, В7, С6.
IV. Подведение итогов (5 мин.).
Сравнение карт 2х групп.
- Сегодня вы познакомились с ВУЗами города Иркутска, узнали районы, в которых они находятся, узнали маршруты движения транспорта, на котором можно добраться до этих университетов. Я думаю, что сведения, полученные на уроке будут полезны вам в дельнейшем. Более подробную информацию о ВУЗах города Иркутска вы можете узнать на сайтах, список которых вы получили.
- Спасибо за работу. До свидания.
Приложения:
Приложение1 – Карта города без указания улиц дл обеих групп.
Приложение2 - Образец шаблона для восстановления карты и восстановленной карты.
Приложение3 – Бланки для секретарей в группах.
Приложение4 – Задания для групп.
Приложение5 – Части карты.