Тип урока: обобщающий урок.
Форма урока: урок-игра.
Технология: личностно-ориентированная, игровая.
Оборудование:
- компьютер с мультимедийным проектором и экраном,
- карточки с заданиями,
- презентация.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания о натуральных числах, закрепить и усовершенствовать навыки действий над натуральными числами, подготовка к контрольной работе;
- развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умение анализировать, наблюдать и делать выводы, творческой активности учащихся;
- воспитать культуру работы в команде, уважение к собеседнику, умение вести спор, корректность при отстаивании своего мнения.
Ход урока
Класс разбивается на 4 группы по 8 человек. К началу игры готовится презентация, задания на каждую станцию, карточки с заданиями и для решения на каждого учащегося или группу, лист оценки для экспертов. Игра проводится в несколько этапов. После каждого этапа листки с ответами будут собираться, подсчитываться счетной комиссией и фиксироваться в сводной таблице листа оценивания. По итогам игры команды, набравшие больше 120 баллов, получат оценку “5”, от 90 баллов до 119 баллов оценку “4”. На начало урока включен 1 слайд презентации (Приложение 1).
Организационный момент.
- Сегодня, ребята, мы совершим “путешествие в мир математики, по стране чисел”. Вспомним и повторим знания о натуральных числах, закрепим навыки действий над натуральными числами. Ну а какое путешествие без карты, давайте познакомимся с маршрутом нашего путешествия (слайд 2). Перед вами карта путешествия. Нам сегодня предстоит посетить 4 города и предстоит небольшая остановка.
1 этап. Разминка
Начнем для разминки с “Города Счета” (слайд 3). Каждый из членов группы зарабатывает баллы, которые потом будут суммированы и зачислены на счет группы. Приготовили листки и в строчку через запятую записываем ответы (на экран проецируются слайд 4) (6 примеров: 25*5; 0:30; 22*4; 140:14; 10*10; 51:17), (на экран проецируются слайд 5) затем во второй строчке через запятую поставить знаки больше или меньше (4 задания: 0*10?10; 42:6?6; 7*8?49; 0*3?9:3). Поменялись листочками по часовой стрелке и проверяем друг у друга (на экран проецируются слайд 6). Напротив правильного ответа ставим плюс, неправильного – минус. В конце подсчитайте количество плюсов и запишите это число внизу. Сейчас счетная комиссия соберет у вас листки и подведет итог.
2 этап. Город Ребусов
А мы продолжаем путешествие и перемещаемся в “Город Ребусов” (на экран проецируются слайд 7). Вам предлагается прочитать слова, которые приведены в табличках. Слова, связанные с нашей темой, причем буквы слов записаны “змейкой”, т.е. их можно читать в любом направлении по горизонтали и по вертикали (слева направо, снизу вверх), но не по диагонали. Отгадав слово, вы его записываете на листок, который в конце соберет счетная комиссия. Каждое угаданное слово оценивается в один балл (на экран проецируются слайд 8).
3 этап. Отыщи слово
Давайте немного отдохнем и послушаем небольшой рассказ (на экран проецируются слайд 9). Но пока мы его слушаем, необходимо определить, сколько чисел встречается в этом тексте. За каждое число вы получите по 1 баллу.
В неделе семь дней. Это число не разделишь ни на два, ни на три, ни на четыре части без остатка. Оно делится только на самое себя или на единицу. Вот его и назвали – НЕДЕЛЯ.
А понедельник – это значит день, который идет после недели. Вторник – второй, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота – значит “шесть” на языке древних вавилонян. Народа уже нет, а слово осталось.
В приведенных далее текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с математикой. Отыщите эти слова и запишите на карточке. Они также оцениваются в один балл (на экран проецируются слайд 10).
Хаджа Насредин и цаплю рассмешил.
Опять ошибка, придется перепечатывать.
4 этап. Город Вычислений
Итак, отдохнули и переходим в “Город Вычислений” (на экран проецируются слайд 11). На экране появятся числовые выражения с расставленными номерами действий. Вам необходимо упорядочить порядок этих действий. За каждый из них вы получите по одному баллу (на экран проецируются слайд 12). А теперь на столах у каждой группы есть карточки с примерами для каждого из вас. Правильно решенный пример оценивается в 5 баллов (на экран проецируются слайд 13).
5713:197*(166+138)
8016:167*(128+179)
(167+238)*39:117
(117+43*18):297
(1350:45-15)*125
(565-23*14):27
Если вы решили раньше положенного времени на выбор на столах есть еще примеры, которые вы можете решить за дополнительные баллы.
86*(258+246):129
2128:76+24*18
3174:23-23*6
В итоге все баллы участников группы будут суммироваться и учитываться для всей группы.
5 этап. Город Задач
Вот и почти закончилось наше путешествие. И мы попадаем в “Город Задач” (на экран проецируются слайд 14). Краткое условие и рисунки к задачам вы увидите на экране. Задачу решает каждая группа совместно. Решение каждой задачи оценивается в 5 баллов.
И первая задача звучит так (на экран проецируются слайд 15): Из пункта А со скоростью 57 км/ч выехала машина. Через 1 час следом выехал мотоцикл со скоростью 76 км/ч и догнал машину в пункте В через 3 часа. Какое расстояние между пунктами А и В.
И вторая задача (на экран проецируются слайд 16): Из двух одинаковых квадратов сложили прямоугольник. Чему равен периметр прямоугольника, если периметр квадрата равен 24 см?
6 этап. Подведение итогов
(на экран проецируются слайд 17) Пока счетная комиссия подсчитывает баллы, ответим на шуточные вопросы:
1. Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла?
/по траве/
2. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: много ли ног было на мельнице?
/две ноги мельника, т.к. у кошек и котят не ноги, а лапы/
3. Двое шли три гвоздя нашли. Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?
/скорее всего ничего не найдут/
4. Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее, наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?
/надо один из пустых мешков вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу/
5. Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
/всадник на лошади/
6. Написать число, состоящее из одиннадцати тысяч одиннадцати сотен и одиннадцати единиц.
/11.000+1.100+11=1211/
Итак, за урок оценку “5” получили группы …, а оценку “4” - группы …. Кто получил меньше 90 баллов, не расстраивайтесь, а дома повторите еще раз материал, чтобы на завтрашней контрольной работе вам ничего не помешало получить высокую оценку. Запишем домашнее задание №556(б) и №554.
Домашнее задание