Вид урока: знакомство с новым материалом.
Форма урока: экскурсия.
Цель и задачи урока:
1. Обучающие:
- Учить умению читать карту (находить географические объекты, распознавать их, понимать связь особенностей этих объектов с их расположением).
- Познакомить со своей страной, городом.
2. Воспитывающие:
- Чувство гордости за свою страну, город.
- Любовь к своей Родине.
- Воспитывать желание узнавать новое, добывать знания самостоятельно.
3. Развивающие:
- Развивать умение анализировать, классифицировать.
- Развивать внимание, память, эмоции.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока:
Посмотрите на доску, оформление к уроку и назовите тему урока.
(страны Европы)
Чему будем учиться на уроке?
(Будем учиться работать с ................. политической картой мира.
Продолжим изучение стран .............. Европы).
Кроме этого будем развивать внимание, память .
2. Проверка домашнего задания:
2.1. Загадка:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (туча - рисунок)
Жила-была тучка. Она родилась над большим островом на западе
Европы. (показать на карте)
А как родилась тучка?
(Жаркое солнышко пригрело, вода испарилась и стала туманом. Туман
поднимался все выше и выше и, наконец, стал тучкой).
Поднявшись в небо, тучка увидела под собой страну на островах. Как называется эта страна? (Англия)
Тучка была очень любопытна и хотела узнать об этой стране.
2.2. Рассказ ученика об Англии:
Что можно еще добавить к рассказу?
2.3. Дополнение учителя:
Традиции в одежде
Сохранилась даже средневековая одежда, ее одевают члены королевской семьи во время коронации (рисунок).
Судьи и адвокаты сидят в суде в мантиях и напудренных париках, а профессора старейших английских университетов – Оксфорда и Кембриджа носят черные мантии на алой подкладке и четырехугольные шапочки. И хотя лишь в частных школах предусмотрено обязательное ношение формы, десятилетиями носимая одежда одного и того же цвета и покроя, создается впечатление, что вся страна ходит в форме.
2.4. Работа по карте (викторина).
Ветер понес тучку на юго-восток, и она очутилась над прекрасной страной, где живут веселые и жизнерадостные люди. Столица этой страны Париж. (Франция)
(Ученик по карте у доски, остальные – в учебнике).
Ветер гнал тучку все дальше и дальше. На берегу теплого Средиземного моря тучка познакомилась с еще одной страной, которая на карте выглядит как САПОЖОК. Её жители знамениты тем, что очень любят петь. А еще любят макароны, которые называют спагетти.
(Италия)
Помечтав о теплом море, тучка заглянула на север. Там она увидела другую интересную страну, в которой живут немцы. Её главный город Бонн. (Германия)
А жители этой страны строят большие насыпи – дамбы, чтобы море не наступало на сушу. В этой стране жил знакомый нам сказочник Г.Х.Андерсен. (Дания)
Итог: Назовите и покажите на карте страны Европы.
(прикрепляю на доске названия стран Европы)
3. Новый материал.
3.1. Наша знакомая тучка продолжила свой путь. Она летела дальше над большой-большой страной, которая тянулась к востоку от Европы до самого Тихого океана. Эта страна такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и в Азии.
Как называется эта страна? (Россия)
Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы живем, нашей малой Родиной.
3.2. Рассказ учителя:
Россия – самая большая страна на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ.
“Русь” И.С. Никитин
Россию называют богатой страной. Толковый словарь Ожегова объясняет: “Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”. Чем богата Россия?
(лесом – зона лесов; полезными ископаемыми – нефть, алмазы, торф, каменный уголь, гранит, песок и глина, железная руда).
Символ страны – флаг. Что означают эти три цвета?
Назовите столицу России.
3.3. Москва – столица России. (рассказ ученика)
Москва.
Столица нашей Родины – Москва.
В старину считали, что Москва расположена на семи холмах. Теперь город так разросся, а неровности так разгладились, что некоторые холмы существуют лишь в памяти народной.
Из богатого и славного города Суздаля скакал князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза, Москвой-рекой. Шел 1147 год. Этот год и стал считаться годом рождения Москвы. Даже Юрий Долгорукий и его войны не думали, что на лесистых холмах вырастут дома, что появиться город, равного которому не будет в русской земле.
Росла и крепла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: “Москва – всем городам голова”.
3.4. Рассказ ученика о Кремле.
Кремль.
Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю.
В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни стен Кремлевских и башни, защищавшие Москву от врагов. У каждой башни своя тайна, своя история.
Во всем мире люди, увидев привычный и знакомый силуэт Спасской башни, на разных языках уверенно говорят: “Москва!”. Весь мир каждый день слушает бой часов на Спасской башне. С давних пор в Москве звучат Кремлевские куранты.
Любила древняя Русь колокольный звон. А в Кремле безмолвно дремлет Царь-колокол, творение русских мастеров, какого еще никогда не бывало, весом около 12000 пудов, т.е. свыше 200 тонн.
Росла, богатела Москва – росли и умножались Кремлевские сокровища.
(Выставка).
3.5. Березники (Экскурсия)
Полюбовалась тучка Кремлем и полетела дальше на восток. На границе Европы и Азии увидела она старые горы, поросшие лесом и совсем молодой город, который раскинулся на берегу красивой реки Камы, город Березники.
Давайте выйдем на улицу и расскажем тучке о нашем городе.
Можно сказать, что нашей Родиной является планета Земля, а мы – земляне.
У каждого человека, живущего на земле есть место, где он родился и живет, страна. Для нас Родина – Россия.
Родиной можно назвать город, где мы живем.
Как он называется? Сколько лет городу?
Березники
Первые поселения на территории Березников появились 9-6 тысяч лет до нашей эры. Одно из них располагалось на территории лыжной базы Новожилово. В летописи упоминается Зырянка в 1579 г., а в 1670 г. – поселение Дедюхино. В 17 века вблизи солеварен формируется ряд поселений: Ленва, Березники, Чертан и другие.
1932 г. Считается официальным годом рождения города. Березники образованы на основе объединения нескольких населенных пунктов. Причиной возникновения города послужило уникальное (одно из богатейших в мире) Верхнекамское месторождение каменных солей.
Под мощным пластом калия залегает поваренная соль, а под ними магний, каменный уголь, белая глина, гипс, фосфориты.
Продукция березниковских предприятий широко известна за рубежом. Её покупают Япония, Италия, Бельгия, Норвегия, Бразилия и другие.
Березники – крупнейший культурный центр: ДК Ленина, ДК Калийщиков, ДК Металлургов, КДЦ, кинотеатры, музей, парк.....
Десятки школ, музыкальная школа, детские сады, техникумы, училища, институты.
(стихотворение А.Решетова - ученик)
Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака.
Но я люблю всем сердцем этот город.
Я счастлив, что живу в Березниках.
Мне нравятся бесхитростные зданья,
Мне мил и дорог каждый уголок.
Я помню каждой улочки названье,
Я сам здесь подрастал, как тополек.
Пусть нынче сердце – словно запоздалый
Осенний лист. Пока оно горит,
Пока его ветрами не сорвало,
Оно живет и жизнь благодарит.
В каком поясе расположен наш город?
(Умеренный пояс)
В какой природной зоне?
(Зона лесов)
В умеренном поясе ярко выражены времена года. Какое время года сейчас?
Весна.... Начало активной жизни всей природы. Каждый день замечаешь, что-то новое, чего не было вчера. Какие изменения в природе произошли с наступлением весны?
(рассказывают дети)
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...Весна-красна
Будит землю ото сна,
Наполняет соком почки
На лугах растит цветочки.
Прогоняет с речки лед,
Светлый делает восход.
В природе три весны: весна света – март. Почему?
Март – утро весны.
Весна воды – апрель. Почему?
Апрель – снегогон, водолей, соковик.
Весна зеленой травы – май.
Итак, Родиной мы называем свой город. Родиной можно назвать улицу, где вы живете, ваш дом. Школу, где вы учитесь.
Сколько ей лет?
Чьи родители учились в нашей школе?
На какой улице расположена наша школа?
В честь кого она так названа? (идем до мемориальной доски)
Что расположено (какие здания) на нашей улице?
Она короткая всего 15 домов, но есть магазины.... , школа № 9,
детский сад № 17.
Мы по праву гордимся нашим городом, людьми, которые жили и живут в нем.
(Читает ученик) А. Решетов
Люди удивительного склада
Крепкие на деле, как бетон.
Ардуанов, Вотинов, Курбатов, -
Сколько замечательных имен!
Жаль, герои – ветераны с нами
Уж не все за праздничным столом,
Но стоит он, город-сад на Каме.
И никто забыт не будет в нем!
4. Домашние задания.
Творческие работы:
1 ряд – Улицы нашего города
2 ряд – Памятные места города.
3 ряд – Люди моего города.
5. Итог урока.
(в классе)
1. Словесная рефлексия (по таблице).
2. В/фильм “Песня о Березниках”.