Урок по курсу окружающего мира. Тема: "Россия — наша Родина"

Разделы: Начальная школа


Вид урока: знакомство с новым материалом.

Форма урока: экскурсия.

Цель и задачи урока:

1. Обучающие:

  1. Учить умению читать карту (находить географические объекты, распознавать их, понимать связь особенностей этих объектов с их расположением).
  2. Познакомить со своей страной, городом.

2. Воспитывающие:

  1. Чувство гордости за свою страну, город.
  2. Любовь к своей Родине.
  3. Воспитывать желание узнавать новое, добывать знания самостоятельно.

3. Развивающие:

  1. Развивать умение анализировать, классифицировать.
  2. Развивать внимание, память, эмоции.

Оборудование

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока:

Посмотрите на доску, оформление к уроку и назовите тему урока.

(страны Европы)

Чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться работать с ................. политической картой мира.

Продолжим изучение стран .............. Европы).

Кроме этого будем развивать внимание, память .

2. Проверка домашнего задания:

2.1. Загадка:

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (туча - рисунок)

Жила-была тучка. Она родилась над большим островом на западе

Европы. (показать на карте)

А как родилась тучка?

(Жаркое солнышко пригрело, вода испарилась и стала туманом. Туман

поднимался все выше и выше и, наконец, стал тучкой).

Поднявшись в небо, тучка увидела под собой страну на островах. Как называется эта страна? (Англия)

Тучка была очень любопытна и хотела узнать об этой стране.

2.2. Рассказ ученика об Англии:

Что можно еще добавить к рассказу?

2.3. Дополнение учителя:

Традиции в одежде

Сохранилась даже средневековая одежда, ее одевают члены королевской семьи во время коронации (рисунок).

Судьи и адвокаты сидят в суде в мантиях и напудренных париках, а профессора старейших английских университетов – Оксфорда и Кембриджа носят черные мантии на алой подкладке и четырехугольные шапочки. И хотя лишь в частных школах предусмотрено обязательное ношение формы, десятилетиями носимая одежда одного и того же цвета и покроя, создается впечатление, что вся страна ходит в форме.

2.4. Работа по карте (викторина).

Ветер понес тучку на юго-восток, и она очутилась над прекрасной страной, где живут веселые и жизнерадостные люди. Столица этой страны Париж. (Франция)

(Ученик по карте у доски, остальные – в учебнике).

Ветер гнал тучку все дальше и дальше. На берегу теплого Средиземного моря тучка познакомилась с еще одной страной, которая на карте выглядит как САПОЖОК. Её жители знамениты тем, что очень любят петь. А еще любят макароны, которые называют спагетти.

(Италия)

Помечтав о теплом море, тучка заглянула на север. Там она увидела другую интересную страну, в которой живут немцы. Её главный город Бонн. (Германия)

А жители этой страны строят большие насыпи – дамбы, чтобы море не наступало на сушу. В этой стране жил знакомый нам сказочник Г.Х.Андерсен. (Дания)

Итог: Назовите и покажите на карте страны Европы.

(прикрепляю на доске названия стран Европы)

3. Новый материал.

3.1. Наша знакомая тучка продолжила свой путь. Она летела дальше над большой-большой страной, которая тянулась к востоку от Европы до самого Тихого океана. Эта страна такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и в Азии.

Как называется эта страна? (Россия)

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Россией, нашей Родиной, где мы живем, нашей малой Родиной.

3.2. Рассказ учителя:

Россия – самая большая страна на Земле. Она занимает девятую часть всей суши. Россия расположена сразу в двух частях света: в Европе и в Азии. Её территория так велика, что требуется почти неделя, чтобы проехать на поезде от её западных до восточных границ.

“Русь” И.С. Никитин

Россию называют богатой страной. Толковый словарь Ожегова объясняет: “Богатый – то же, что обильный, содержащий в себе много чего-нибудь ценного”. Чем богата Россия?

(лесом – зона лесов; полезными ископаемыми – нефть, алмазы, торф, каменный уголь, гранит, песок и глина, железная руда).

Символ страны – флаг. Что означают эти три цвета?

Назовите столицу России.

3.3. Москва – столица России. (рассказ ученика)

Москва.

Столица нашей Родины – Москва.

В старину считали, что Москва расположена на семи холмах. Теперь город так разросся, а неровности так разгладились, что некоторые холмы существуют лишь в памяти народной.

Из богатого и славного города Суздаля скакал князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы – крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза, Москвой-рекой. Шел 1147 год. Этот год и стал считаться годом рождения Москвы. Даже Юрий Долгорукий и его войны не думали, что на лесистых холмах вырастут дома, что появиться город, равного которому не будет в русской земле.

Росла и крепла Москва. Вскоре в народе и поговорка родилась: “Москва – всем городам голова”.

3.4. Рассказ ученика о Кремле.

Кремль.

Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю.

В Кремле все привлекает: и златоверхие соборы, блещущие маковками на солнце, и древние камни стен Кремлевских и башни, защищавшие Москву от врагов. У каждой башни своя тайна, своя история.

Во всем мире люди, увидев привычный и знакомый силуэт Спасской башни, на разных языках уверенно говорят: “Москва!”. Весь мир каждый день слушает бой часов на Спасской башне. С давних пор в Москве звучат Кремлевские куранты.

Любила древняя Русь колокольный звон. А в Кремле безмолвно дремлет Царь-колокол, творение русских мастеров, какого еще никогда не бывало, весом около 12000 пудов, т.е. свыше 200 тонн.

Росла, богатела Москва – росли и умножались Кремлевские сокровища.

(Выставка).

3.5. Березники (Экскурсия)

Полюбовалась тучка Кремлем и полетела дальше на восток. На границе Европы и Азии увидела она старые горы, поросшие лесом и совсем молодой город, который раскинулся на берегу красивой реки Камы, город Березники.

Давайте выйдем на улицу и расскажем тучке о нашем городе.

Можно сказать, что нашей Родиной является планета Земля, а мы – земляне.

У каждого человека, живущего на земле есть место, где он родился и живет, страна. Для нас Родина – Россия.

Родиной можно назвать город, где мы живем.

Как он называется? Сколько лет городу?

Березники

Первые поселения на территории Березников появились 9-6 тысяч лет до нашей эры. Одно из них располагалось на территории лыжной базы Новожилово. В летописи упоминается Зырянка в 1579 г., а в 1670 г. – поселение Дедюхино. В 17 века вблизи солеварен формируется ряд поселений: Ленва, Березники, Чертан и другие.

1932 г. Считается официальным годом рождения города. Березники образованы на основе объединения нескольких населенных пунктов. Причиной возникновения города послужило уникальное (одно из богатейших в мире) Верхнекамское месторождение каменных солей.

Под мощным пластом калия залегает поваренная соль, а под ними магний, каменный уголь, белая глина, гипс, фосфориты.

Продукция березниковских предприятий широко известна за рубежом. Её покупают Япония, Италия, Бельгия, Норвегия, Бразилия и другие.

Березники – крупнейший культурный центр: ДК Ленина, ДК Калийщиков, ДК Металлургов, КДЦ, кинотеатры, музей, парк.....

Десятки школ, музыкальная школа, детские сады, техникумы, училища, институты.

(стихотворение А.Решетова - ученик)

Ни триумфальных арок, ни соборов,
Ни шпилей, уходящих в облака.
Но я люблю всем сердцем этот город.
Я счастлив, что живу в Березниках.
Мне нравятся бесхитростные зданья,
Мне мил и дорог каждый уголок.
Я помню каждой улочки названье,
Я сам здесь подрастал, как тополек.
Пусть нынче сердце – словно запоздалый
Осенний лист. Пока оно горит,
Пока его ветрами не сорвало,
Оно живет и жизнь благодарит.

В каком поясе расположен наш город?

(Умеренный пояс)

В какой природной зоне?

(Зона лесов)

В умеренном поясе ярко выражены времена года. Какое время года сейчас?

Весна.... Начало активной жизни всей природы. Каждый день замечаешь, что-то новое, чего не было вчера. Какие изменения в природе произошли с наступлением весны?

(рассказывают дети)

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят...

Весна-красна
Будит землю ото сна,
Наполняет соком почки
На лугах растит цветочки.
Прогоняет с речки лед,
Светлый делает восход.

В природе три весны: весна света – март. Почему?

Март – утро весны.

Весна воды – апрель. Почему?

Апрель – снегогон, водолей, соковик.

Весна зеленой травы – май.

Итак, Родиной мы называем свой город. Родиной можно назвать улицу, где вы живете, ваш дом. Школу, где вы учитесь.

Сколько ей лет?

Чьи родители учились в нашей школе?

На какой улице расположена наша школа?

В честь кого она так названа? (идем до мемориальной доски)

Что расположено (какие здания) на нашей улице?

Она короткая всего 15 домов, но есть магазины.... , школа № 9,

детский сад № 17.

Мы по праву гордимся нашим городом, людьми, которые жили и живут в нем.

(Читает ученик) А. Решетов

Люди удивительного склада
Крепкие на деле, как бетон.
Ардуанов, Вотинов, Курбатов, -
Сколько замечательных имен!
Жаль, герои – ветераны с нами
Уж не все за праздничным столом,
Но стоит он, город-сад на Каме.
И никто забыт не будет в нем!

4. Домашние задания.

Творческие работы:

1 ряд – Улицы нашего города

2 ряд – Памятные места города.

3 ряд – Люди моего города.

5. Итог урока.

(в классе)

1. Словесная рефлексия (по таблице).

2. В/фильм “Песня о Березниках”.