Цель: формировать у детей понимание собственного “Я”, своей индивидуальности.
Задачи:
- научить детей различать свои индивидуальные особенности (лицо, внешность, пол, возраст);
- обучить выражать свои черты характера;
- обучить умению мысленно, воспроизводить образ сверстника через собственное видение;
- развивать чувство самоопределения в предметном мире.
- продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дидактический материал:
- зеркала на каждого ребенка (можно большое зеркало);
- игрушки зверей, солдатиков, кукол и т.д.;
- лист бумаги формата А4 и фломастеры;
- 2 письма (1 – от сказочного героя, 2 – чистый).
Приветствие: Дети встают в круг, поворачиваются друг за другом. Первый, поглаживает руками по спине впереди стоящего ребенка и произносит слова: “Здравствуй Катя (Миша), я твой друг!” и так каждый по очереди.
Психолог: “Ребята, к нам в детский сад пришло письмо? Отгадайте от кого?”, -взрослый показывает конверт с картинкой сказочного героя. Дети отгадывают от кого.
Психолог: “Я прочитаю вам, что написано в письме?”.
После прочтения письма взрослый достает из конверта задания, игры, которые необходимо выполнить по просьбе сказочного героя.
“А, кто это там?”
Цель: позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, пол, и т.д., а также определять свои различия от сверстников.
Дидактический материал: зеркала.
Ход задания
Дети садятся на стульчики, под которыми находятся зеркала. Психолог: “Давайте, дети, мы посмотрим на себя в зеркало. А, кто это там? Посмотрите, девочка или мальчик? Посмотрите, какого цвета волосы? Какого цвета глаза? и т.д”.
Затем, рассмотрев себя в зеркале, дети смотрят друг на друга. Педагог предлагает обсудить с ребятами пройденное задание.
Творческая игра “Угадай, кто это?”
Цели обучает умению мысленно, воспроизводить образ сверстника через собственное видение.
Ход игры. Педагог выбирает одного из детей рассказчиком, с помощью считалки. Остальные дети стоят в кругу. Рассказчик должен всем рассказать о ком-нибудь из детей: какой он (она), что умеет делать, какого цвета волосы, глаза, какое лицо, во что одет, какой у него характер и т. д.
Выслушав рассказ, дети угадывают, о ком шла речь. Тот, кто первым угадает, подходит к узнанному по описанию ребенку, выводит его в середину круга к рассказчику, и они втроем, взявшись за руки, шагают под пение всех детей:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг.
Я твой друг
И ты мой друг,
Добрый, добрый друг.
Спев песенку, все дети хлопают в ладоши, а находящиеся в круге трое детей весело обнимаются. Затем рассказчик берет за руку того, о ком рассказывал, и встают в круг, а тот, кто угадал, становится рассказчиком.
Игру можно повторять многократно, пока все дети не пройдут роль “рассказчика” либо не устанут.
Дидактическая игра “Сказочные герои”
Цель. Игра воспитывает у ребенка чувство самоопределения в предметном мире, осознания своего тела и его специфических особенностей.
Дидактический материал – игрушки зверей, человечков и прочее.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку сравнить себя с той или иной игрушкой, найти общее: с лисенком, петушком, медведем, клоуном, солдатиком, космонавтом, куклой Барби и др. Поощряются высказывания типа: “У мишки карие глаза, и у меня карие”, “И солдатик, и я смелые”, “Мы с клоуном вместе любим ходить в цирк”.
“Мой портрет”
Цель: позволяет обобщить полученные знания детей о своей индивидуальности, понимание собственного “Я”
Материал: литы бумаги А4 и фломастеры, музыкальное произведение “Малыш у моря”.
Ход задания. Психолог предлагает нарисовать детям свои автопортреты, которые будут отправлены письмом сказочному герою.
Подведение итогов: обсуждение с ребятами наиболее понравившихся задания и игр, отправление автопортретов 2 письмом. Получение фишек в качестве благодарности за участие детей в выполнении заданий.
ПРОЩАНИЕ: Дети встают в круг, руки кладут друг другу на плечи, ноги на ширине плеч. Затем, они начинают медленно раскачиваться в медленные стороны. Взрослый следит за выполнением движений.