Жизнь учит лишь тех, кто её изучает
В.О. Ключевский
Внутренний мир каждого человека уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Но есть некоторые закономерности, характеризующие познавательные процессы людей, их переживания и поведение.
Строя свои отношения с другими людьми, мы следуем определённым правилам, иногда неловко и неумело, из-за чего возникают личные проблемы и затруднения.
Небольшой личный опыт работы в школе показывает, что для учителей актуальной является проблема регуляции поведения детей как на уроках, так и в свободное время. Эмоциональная импульсивность, конфликтность, грубость обращения друг к другу, чрезмерная обидчивость и раздражительность детей мешают продуктивной обучающей деятельности педагога на уроках. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.
Средний подростковый возраст соотносится по времени с обучением ребят в 7, 8 классах школы.
Это тот период развития, который знаменует собой переход школьника от “детскости” к “взрослости”. Именно он является “критическим” в онтогенезе.
Здесь имеет место ряд противоречивых тенденций.
Во-первых переориентация во взаимодействии со взрослых на сверстников.
Именно в этой среде подросток ищет признания и испытывает острую потребность в принятии и уважении. Принадлежность к подростковому сообществу определяет в целом, уровень самоуважения.
При неудовлетворённости данной потребности, самоутверждение может выражаться в девиантном поведении, а в крайнем варианте влечёт уход подростка в асоциальные компании.
Во-вторых, стремление к автономии, потребность заявить о себе формирует завышенный уровень притязаний при недостаточных возможностях (коммуникативных, личностных).
Это ведёт к внутреннему конфликту и может стать причиной снижения самооценки (самоуважения), закреплению комплекса “неполноценности”, “вины”.
В-третьих, незрелость в личном плане заключается в оценивании человека по внешности. Отсюда стремление к “ярко выраженному” подростковому стилю в одежде, манере поведения. Противоречивость заключается в стремлении выделиться, а с другой стороны в жестоком конформизме, свойственном молодёжной субкультуре. Кроме этого увлечённость внешней “атрибутикой” затеняет внутреннюю сущность, а в ней как раз и кроется резерв развития.
Но, несмотря на проблематику возраста, есть один важный и существенный момент. Он заключается в том, что любой подросток испытывает потребность в помощи “значимого взрослого” из-за того же самого желания стать взрослым!..
Цели, задачи и структура программы
Программа групповых занятий по психологии “Шаг на встречу…” направлена на организацию психолого-педагогического сопровождения школьников подросткового возраста.
Участники программы: учащиеся 7-х классов (подростки 12-13 лет), педагог-психолог, классные руководители, родители (по желанию).
Ожидаемые результаты. Эта программа призвана способствовать эмоционально-положительному отношению к учебно-познавательным ситуациям, позитивного общения и взаимодействия друг с другом, воспитывать у учащихся потребность иметь свой взгляд на происходящие события и явления, отстаивать свою точку зрения без негативизма и агрессии.
Цель программы: формирование здорового стиля жизни; умение устанавливать и поддерживать оптимальные отношения с окружающими.
В ходе работы с учащимися решаются следующие задачи:
- Расширение информационного пространства по вопросам психологии.
- Обеспечение средствами самопознания и способами самовыражения.
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия.
- Формирование и закрепление позитивного мышления.
Программа рассчитана на 21 занятия (по 45 минут)
Этапы проведения.
- Родительское собрание (ознакомление с целями и задачами, )
- Ориентировочный – 2 занятия.
- Коррекционно – развивающий – 18 занятий
- Заключительный – 1 занятие.
- Родительское собрание
Принципы реализации программы:
- Добровольное участие всех членов группы;
- Максимальная активность каждого участника;
- Партнёрское общение;
- Максимальное включение каждого участника;
- Взаимодействия семьи, школы.
Условия реализации программы:
- Помощь администрации в ресурсном обеспечении;
- Систематическое проведение занятий (1 раз в неделю);
- Занятия должны проходить в одно и тоже время (день недели, час). Этот факт создаёт положительный настрой школьников и стимулирует их к работе.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Цель | |
1. | Введение | Настроить на занятия, познакомить с правилами работы в группе. | 1 |
2. | Личность | Помочь учащимся понять ценность каждой личности, подчеркнуть уникальность каждой личности. | 1 |
3. | Мои “плюсы” и “минусы” | Познакомить с понятием “темперамент”, развить навыки самопознания с помощью определения типа своего темперамента. | 2 |
4. | Мои “плюсы” и “минусы” глазами одноклассников | Предоставление подросткам обратной связи о положительных и отрицательных чертах с точки зрения одноклассников. | 1 |
5. | Удивительный мир эмоций | Познакомить с понятием “эмоциональная сфера личности, развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющихся в поведении. | 2 |
6. | Самоуважение | Познакомить с понятием “самооценка”, укрепить позитивную самооценку у учащихся. | 1 |
7. | Что такое уверенность в себе | Формирование представлений о различиях между уверенным и неуверенным поведением, создание условий для оценки своего уровня уверенности. | 1 |
8. | Навыки уверенного поведения | Формулирование правил уверенного поведения и тренировка в игровой ситуации. | 1 |
9. | Конфликт и личность | Познакомить с понятием “конфликт” | 1 |
10. | Стили поведения в конфликте | Дать понятие о различных стилях разрешения конфликта, углубить самопонимание путём выявления своего собственного стиля. | 1 |
11. | Учимся строить отношения | Формирование мотивов сотрудничества, выявление социального статуса учащихся и степени удовлетворенности социальным окружение. | 1 |
12. | Толерантное общение | Познакомить с понятием “толерантность”, дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности. | 1 |
13. | Хороший ли я слушатель? | Формирование у детей способности выслушивать друг друга. | 1 |
14. | Три ступени ведущие вниз. Дымящаяся сигарета. | Сформировать установку на здоровый образ жизни, осознать сложность проблемы курения. | 1 |
15. | “Вода смерти” - алкоголизм | Показать глобальность этой проблемы, выработка негативного отношения к употреблению алкоголя. | 1 |
16. | Наркотики – в начале полёт, а потом падение. | Формирование у подростков понимания недопустимости даже однократной пробы наркотика. | 1 |
17. | Я умею говорить “нет” | Дать информацию об основных способах и приёмах отстаивания собственной позиции и сопротивлению давления социальной среды. | 1 |
18. | Радость человеческого общения | Закрепление знаний о позитивном сотрудничестве друг с другом, благоприятного психо-эмоционального фона. | 1 |
19. | Поделись улыбкою своей | Воспитывать добрые, искренние отношения, умение шутить, понимать шутки и не обижаться на них. | 1 |
Всего: 21 занятие.
Примеры отдельных занятий
Занятие 1 Тема: Введение.
Цель: Настроить на занятия, познакомить с правилами работы в группе.
Ход занятия
1. Представление ведущего.
Здравствуйте, ребята!.. Сегодня мы приступаем к необычным занятиям, на которых вы лучше узнаете себя, свои положительные и отрицательные черты характера, затронем проблемы общения людей друг с другом.
2. знакомство.
Ведущий и все участники называют свои имена, любимое время года, любимое занятие (хобби).
3. Обсуждение правил группы.
Кто из вас любит играть?.. Кто мне скажет, что есть во всех играх?.. (ответы.) Правильно, во всех играх есть правила! Они нужны, чтобы регулировать отношения участников между собой.
Свод правил
|
Все согласны с этими правилами?
4. “Нарисуй здание”.
Задание: два желающих выходят к доске и им нужно нарисовать красивое здание.
Художники начинают рисовать. Ведущий останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша современная и т.д. Затем ведущий даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Вопросы:
С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
Почему игра не получилась?
5. Ритуал прощания. Все берутся за руки и произносят фразу: “Мы вместе и это здорово!”
В тетрадях записывают своё отношение к уроку
Занятие 11
Тема: Учимся строить отношения.
Цель: Формирование мотивов сотрудничества, выявление социального статуса учащихся и степени удовлетворенности социальным окружение.
Ход занятия
1. Игра “Передай слово”.
Пять желающих выходят за дверь, один остаётся. Остальные задумывают слово, которое нужно объяснить второму участнику, когда второй участник догадывается, он без слов, кивком головы, даёт понять, что готов объяснять другому участнику (нужно объяснять уже другими словами)
2. Социальная психология – это наука о человеке в обществе, о том, как окружающие влияют на человека и наоборот. Так, согласно данным учёных человек, в присутствии других людей может достичь больших результатов. Например: в 2-3 раза возрастает концентрация внимания.
Но это возможно лишь при одном важном условии – класс должен быть коллективом! (Вывешивается плакат “Принципы коллектива”.)
Принципы коллектива
Все классные дела решают сообща.
Проверим, ваш класс – это коллектив?
Экспресс-тест “десяточка”
Цель: выявить степень удовлетворённости социальным окружением.
Участникам необходимо оценить утверждения (см. плакат). За каждый ответ “да” начисляется 1 балл.
Подсчет результатов. Ведущий по порядку оглашает ответы, то есть баллы, которые были проставлены участниками по тесту, не называя автора, а ребята на местах, с помощью калькуляторов подсчитывают результаты.
Подсчитывается средний балл по каждому из утверждений. Вывешивается плакат с рисунком “дискограммой”, где отмечаются набранные баллы.
Обсуждение результатов.
3. Ритуал прощания. Все берутся за руки и произносят фразу: “Мы вместе и это здорово!”
4. В тетрадях записывают своё отношение к уроку
Литература
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – М., АЙРИС ПРЕСС, 2005.
- Микляева А. Я – подросток. Встречи с самим собой. – СПб., Речь, 2003.
- Белогуров С.Б., Климович В.Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки распространения и сопротивления распространения наркомании. – М., Центр “Планетариум”, 2002.
- Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование классного коллектива. – М., 5 за знания, 2006.
- Фалькович Т.А. и др. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М., 5 за знания, 2005.