Доброта – это признак ума и щедрой души. А для детей доброта – это настоящий витамин Д – без него ребячья душа черствеет…
Геннадий Михасенко
Цели:
Познакомить с одной из страниц в литературной жизни Приилимья.
Вызвать интерес к истории Сибири, чувство любви к родному краю.
Формировать речевую культуру, развивать творческие способности, навыки исполнительского мастерства
Оборудование:
Книги писателя, портреты, фотографии, рисунки учащихся, мультфильм «На лугу пасутся ко…»
Учитель:
Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского поэта Юрия Егоровича Черных.
Посмотрите, какие книги он написал для вас.
Глядя на их иллюстрации, можно сказать, что его стихи веселые, озорные. В них много выдумки. Их можно не только читать, с ними можно играть. Стихи у него получались необыкновенными!
Ежик ежится у елки:
Укололся об иголки,
Елка ежится, дрожа,
Укололась об ежа!
Умело обыгрывает Юрий Черных пословицу:
Утка может без труда
Вынуть рыбку из пруда
Шею в воду окунет,
Вот тебе и окунек.
А разве может быть скучной Лисичка, которая распевает такую чудную песенку:
Под сосной,
На лесной
Солнечной лужайке,
Поиграйте со мной,
Солнечные зайки!
Родился Ю.Е. Черных в г. Усть-Куте Иркутской области 27 ноября 1936 года.
Детство его прошло в Нижнеилимске, среди таких же, как и он, босоногих сверстников. Купался в реке, играл в футбол, городки, лапту. Вырос в поле, в лесу, на людях. Что под силу деревенским ребятишкам? Картошку полоть можно? Можно! Капусту поливать можно? Можно! Грибы собирать можно? Можно! Можно, хотя это не труд, а удовольствие. Щедрая сибирская природа, река Илим, богатая рыбой, не только помогли выжить в голодное военное время, но и освещали детскую душу фантазией, помогали будущему поэту развивать его раннее литературное дарование.
Отец будущего поэта, Егор Иванович, был уважаемым среди односельчан человеком. По вечерам все члены семьи усаживались вокруг стола, и начинались громкие читки, которые устраивал отец. Именно с этих вечеров и зародилась у детей любовь к чтению.
Мать, Татьяна Никифоровна, была прекрасной хозяйкой, хорошо шила, занималась воспитанием шестерых детей. От нее они переняли трудолюбие, доброту, скромность, взаимную заботу.
Юра с детства отличался исключительной памятью. Однажды он поразил своих сверстников, когда прочитал наизусть поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». Было ему всего 12 лет. Удивлял он не только своих товарищей. Как-то на уроке литературы он первым сдал тетрадь с сочинением. Учитель спросил, помнит ли он что-либо из написанного? И к удивлению, мальчик дословно пересказал свое сочинение.
Когда Юрий стал сочинять стихи?
Одноклассники считают, что он увлекался сочинительством еще в школе. Да и сам поэт вспоминал, что не помнил того отрезка жизни, когда бы он не умел сочинять стихов.
Цепко держится в памяти случай из военного детства:
Он и его сестра сидят за столом под черным репродуктором и слушают последнюю фронтовую сводку. И вот губы мальчика что-то зашептали.
– Юра, ты что там бормочешь? – спрашивает сестра.
– Стихи, кажется.
– Какие стихи?
– А которые сочиняются.
– Как это сочиняются? Ну-ка, что там у тебя сочиняется? – заинтересовалась сестра.
И 6-летний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра записала. Это, действительно, оказались стихи, ритмически правильные и со смыслом:
По дороге быстро
Едет паровоз,
Он немецких фрицев
В армию повез.
Это было летом,
В самый жаркий день,
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал,
Вывалились немцы,
За ними генерал.
Юрий Черных не собирался быть детским поэтом. Он учился в сельскохозяйственном институте, работал в городе Братске инженером-экономистом. Детские стихи стал складывать для своей дочки.
Одно из них «На лугу пасутся ко…» дало название его первой книжке.
А знаете, как появилось это стихотворение, сделавшее знаменитым нашего земляка Ю.Е. Черных?
Однажды гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. И папа увидел вдали на лугу пасущихся животных. Сам удивленный и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки и состоялся примерно такой разговор:
– Дочка, смотри, кто там пасется на лугу?
– Где?
– Вон там, подальше, далеко-далеко!
Ну, кто там пасется?
Подсказать? Ко…
– Козы?
– Нет, не козы! Ко…
– Кони?
– Нет, не кони! Ко…
– Коровы?
– Правильно коровы.
Молодой поэт понял, что натолкнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки. И концовка «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.
1 ученик: Простые незамысловатые строчки этого стихотворения покорили композитора Александру Пахмутову, и она положила их на музыку. Родилась песня, ставшая вскоре лауреатом международного конкурса детской песни в Софии, а затем послужила основой для создания замечательного мультфильма.
2 ученик: Мне нравятся у Ю. Черных стихи-загадки. Послушайте стихотворения:
«Загадки на грядках»
Как на нашей грядке
Выросли загадки:
Крепкие, ядреные,
Длинные, зеленые –
Ароматны свежие,
Хороши соленые!
На соседней грядке –
Сочные загадки:
Наливные, крупные,
Вот такие круглые –
Выросли, созрели,
Тут и покраснели.
А на крайней грядке –
Горькие загадки:
Тридцать три одежки,
Ни одной застежки,
Кто их раздевает –
Слезы проливает!
«Кто украсил огород?»
Кто наводит на плетень
В ясный день косую тень?
Кто за солнцем, как живой,
Водит желтой головой?
Кто украсил огород?
Ну конечно, это тот,
Кто за солнцем, как живой,
Водит желтой головой?
В ясный день косую тень!
Учитель: А вот какую загадку загадал нам ёжик.
«Песенка ежика»
У меня что-то есть,
Это что-то можно съесть!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Я нашел его в саду,
Захочу – еще найду.
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
Много-много притащу,
Папу с мамой угощу!
Это что-то сладкое,
Круглое да гладкое.
3 ученик: Я очень люблю скороговорки. В книге «На Кудыкиной горе»
есть стихотворение «Егоркины скороговорки».
Я сегодня был в восторге
От затейника Егорки,
За его скороговорки
Я поставил бы пятерки!
Повторяйте, детвора:
– Посреди двора дрова.
–Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
– В перелеске перепел
Перепелку перепел!
– Мышь шуршит у шалаша,
Векше шишку шелуша.
– Лилии полили ли
Иль увяли лилии?
– Аня нынче нянина,
Нина няня Анина.
– Мамами любимы мы –
Самыми любимыми!
То-то буду я в восторге,
Если вы, как я Егорке,
За его скороговорки
Мне поставили пятерки!
Учитель: Кто сможет быстро и четко произнести некоторые Егоркины скороговорки? (Ученики повторяют те, что запомнили.)
4 ученик: Есть у Юрия Егоровича Черных стихи-игры. Поэт играет в слова. Я прочитаю вам стихотворение «Встреча на косе». Послушайте, как забавно и неожиданно звучит в разных ситуациях одно и то же слово.
«Встреча на косе»
Шел по берегу Косой
Травянистою косой,
Видит: девица с косой
Машет острою косой.
– Слушай, серенький Косой, –
Молвит девица с косой, –
Я траву кошу косой,
Ты ходи другой косой!
– Слушай, девица с косой, –
Заупрямился Косой, –
Не пугай меня косой,
Не пойду другой косой!
Но попятился Косой
Перед острою косой,
Покосился на лесок…
И помчал наискосок!
Какие значения у слова косой?
Учитель: Правильно. Косой – заяц, Коса – девичья прическа, Коса – сельскохозяйственное орудие труда, Коса – узкая полоса земли вдоль берега реки.
У поэта есть много веселых, задорных стихов о братьях наших меньших. (Ученики читают стихотворения)
«Зарядка»
Серый кот Коверкот
На заре проснулся,
Серый кот Коверкот
Сладко потянулся.
Коверкот зевает,
Ротик разевает,
Выгибает спинку,
Делает разминку.
А потом Коверкот
На ковер кувырком!
Прыжок на диван,
Скачок на сервант,
Нырок под кровать –
Не дает позоревать!
Недоволен я котом:
Ни к чему зарядка,
Если целый день потом
Спит проказник сладко!
«Жили-были»
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка,
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!
«Летучая кошь»
Кошка покоя мышам не давала –
Серым жильцам чердака и подвала.
Мыши решили ее наказать,
Силу мышиную ей показать.
Вечером кошка дремала на крыше.
Вдруг появились летучие мыши,
Сделали круг над печною трубой
И налетели на кошку гурьбой!
Кошка нырнула вперед головою
В бочку с холодной водой дождевою,
С воплем из бочки метнулась во двор,
Перемахнула высокий забор.
Пулей влетела в чужую беседку,
Перепугала старушку-соседку,
Та закричала (а в голосе дрожь):
– Ой, прогоните летучую кошь!
Верьте – не верьте, но с этого дня
Кошка боялась мышей, как огня!
«Жених и невеста»
У бабуси, бабы Дуси,
Был козел по кличке Кузя –
С бородою на весу,
С бородавкой на носу!
Шел козел с козою Нострой
По лесной поляне пестрой,
Серым волком не стращал,
А торжественно вещал:
«Знает каждая козявка:
Ты – прекрасная хозяйка,
Ты весьма любезна мне!»
И коза сказала: «Ме-е!»
«Я жених, а ты невеста,
Это каждому известно.
Я любезен ли тебе?»
И коза сказала: «Бе-е!»
«Заявляю как невесте:
Жить отныне будем вместе!
Не перечь козуля мне!»
А коза сказала: «Не-е!»
Ребята инсценируют стихотворения.
«Кошачье семейство»
Кот забрался на крыльцо,
На крутое, как яйцо,
И мурлычет нараспев:
– А ведь я немножко лев!
По повадкам я гепард,
По ухваткам – леопард,
И попробуй разберись,
Кто я – пума или рысь!
Я домашний, это да!
Но недаром иногда
Озорная ребятня
Кличет Барсиком меня!
У кого какая шея»
В зоопарке жил жираф
П прозванью Голиаф.
Был жираф высокомерен
И весьма самоуверен.
Говорил он свысока:
– Слушай дядю, мелюзга!
Я заслуживаю чести,
Поклонения и лести:
Всех вышее – Я,
Всех большее – Я,
Потому что Я – Особа
Длинноше – Я-Я,
Я – животное особо
длинношеЕЕЕ!
Отвечал ему удав:
– Ты, жираф, увы, неправ!
Я тебя еще большее,
У меня длиннее шея –
Чудо-шея: ото рта
И до кончика хвоста!
Так давай рассудим вместе:
Кто из нас достоин чести?!
В разговор вмешалась мышка:
– Между вами я малышка.
Невелик мышиный рост –
Так себе, коту под хвост!
Я, конечно, вас меньшее,
У меня короче шея,
Но спросите знатоков:
Сколько шейных позвонков
У меня и у жирафа,
Великана Голиафа?!
Одинаково: по шесть –
Одинакова и честь!
Юрию Черных одинаково удаются и небольшие стихотворения и стихотворения подлиннее.
Одно из них – «На Кудыкиной горе».
Учитель: Ребята, а где находится Кудыкина гора?
Никто не знает, где она находится. Но зато известно, что там происходят всякие чудеса. Давайте и мы побываем на этой горе.
(Инсценирование стихотворения.)
«На Кудыкиной горе»
Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
Из деревни в зимовье,
В свое зимнее жилье,
На Савраске дед Мороз
Бабу снежную привез.
– Будь хозяйкой! – молвил дед. –
Скуден, баба, мой обед:
Миска студня-холодца
Да огрызок леденца…
Напеки ты мне тортов
Всех названий и сортов!
Я печурку затоплю,
Ты пеки, а я посплю.
Через час проснулся дед…
Ни тортов, ни бабы нет!
Печка топится в углу,
Сохнет лужа на полу.
Дед Мороз туда-сюда:
– Где ты, баба? Вот беда!
Ты куда ушла, куда?
И откуда тут вода?
Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
Выражение «На Кудыкину гору» появилось ещё в давние времена, когда люди верили в нечистую силу. Собираясь в дорогу, они скрывали от соседей, куда едут, опасаясь, что кто-нибудь недобрым словом навлечет беду и путешествие будет неудачным. Когда человека спрашивали: «Ты куда?».
Он отвечал: «На Кудыкину гору».
Ученица: Стихи Юрия Черных быстро запоминаются. Они музыкальны, ритмичны. Много у него озорных стихов о детях: о девочке Эле, о Николке, о Тамарке-тараторке.
(Учащиеся читают стихотворения.)
«Как читать умеет Эля»
Вот уже почти неделя,
Как читать умеет Эля,
И теперь любое слово
Прочитать она готова.
Эля с мамой в магазине.
Что за слово на витрине:
Начинается на МО,
Продолжается на ЛО
И кончается на КО?
Удивительно легко
Прочитала Эля слово:
– Здесь написано КО-РО-ВА!
Вот уже почти неделя,
Как читать умеет Эля.
«Тараторка»
У Тамарки-тараторки,
Неуемной фантазерки,
Поразительная прыть:
В три минуты сто историй
Вам она протараторит –
Не успеет рта раскрыть.
Фантазерку-тараторку
Посажу к себе в моторку:
– Тараторка и мотор,
Заводите разговор!
Тараторьте на просторе –
Кто кого из таратор
Пере-тара-тара-торит?
Сомневаюсь, что мотор!
«Николкины слова»
Я учу, учу Николку –
Никакого, братцы, толку:
Он уже не первый год
Все по-своему зовет.
Для Николки ножик-режик,
Потому что ножик режет,
А сапожный молоток
Для Николки колоток.
Вот Николкина лопатка –
Он зовет ее копатка,
А рубанком до сих пор
Называет он топор.
Переучивать Николку –
Никакого, братцы, толку:
Брату только пятый год,
Пусть до школы дорастет!
Почему Николка называет различные инструменты своими словами? Почему у него ножик-режик, молоток-колоток, лопатка-копатка, топор-рубанок! Маленькие дети часто называют предметы по действию, которое производят.
Учитель: Как вы думаете, ребята, автор выдумал таких героев, или он в жизни их, возможно, встречал?
Вам понравились стихи Ю. Черных? (Дети отвечают, обосновывая ответы.)
А теперь давайте разгадаем кроссворд. Если вы были внимательны, то быстро разгадаете и по вертикали прочитаете кличку кота из стихотворения «Зарядка».
1. Кого напугали летучие мыши? (кошку)
2. Кто приходил к нам в гости и помог починить табурет? (гвозди)
3. Какое слово прочла Эля? (корова)
4. Кого называли Хохлаткою в стихотворении «Жили-были»? (жеребенка)
5. Как прозвали Тамару за очень быструю речь? (тараторка)
6. Про что поет еж в своей песне? (про яблоко)
7. Какие сочные загадки выросли на грядке? (помидоры)
8. Что Николка назвал рубанком? (топор)
Юрий Егорович много встречался со своими читателями в школах, детских садах. Дети всегда были рады ему, потому что им очень нравились его необычные стихи, прекрасные по форме и содержанию.
А необычное он видел во всем, и это питало его творческую фантазию. Умение в обычном видеть необычное и красочно передавать увиденное языком художника – в этом главное достоинство поэзии Юрия Егоровича Черных.
Когда у него был юбилей, поэт пригласил на торжество самых близких друзей. Владимир Корнилов, писатель и его друг, написал по этому поводу стихи:
Юбиляру мы желаем
За словесною игрой,
Чтоб всегда был обожаем
Всесоюзной детворой.
Без пяти минут он классик,
Пишет книги детворою.
У него сегодня праздник
На Кудыкиной горе