Факультативное занятие "Вот какие чудеса!"

Разделы: Внеклассная работа


Доброта – это признак ума и щедрой души.  А для детей доброта – это настоящий витамин  Д – без него ребячья душа черствеет…

 Геннадий Михасенко

Цели:

Познакомить с одной из страниц в литературной жизни Приилимья.

Вызвать интерес к истории Сибири, чувство любви к родному краю.

Формировать речевую культуру, развивать творческие способности, навыки исполнительского мастерства

Оборудование:

Книги писателя, портреты, фотографии, рисунки учащихся, мультфильм «На лугу пасутся ко…»

Учитель:

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством детского поэта Юрия Егоровича Черных.

Посмотрите, какие книги он написал для вас.

Глядя на их иллюстрации, можно сказать, что его стихи веселые, озорные. В них много выдумки. Их можно не только читать, с ними можно играть. Стихи у него получались необыкновенными!

Ежик ежится у елки:

Укололся об иголки,

Елка ежится, дрожа,

Укололась об ежа!

Умело обыгрывает Юрий Черных пословицу:

Утка может без труда

Вынуть рыбку из пруда

Шею в воду окунет,

Вот тебе и окунек.

А разве может быть скучной Лисичка, которая распевает такую чудную песенку:

Под сосной,

На лесной

Солнечной лужайке,

Поиграйте со мной,

Солнечные зайки!

Родился Ю.Е. Черных в г. Усть-Куте Иркутской области 27 ноября 1936 года.

Детство его прошло в Нижнеилимске, среди таких же, как и он, босоногих сверстников. Купался в реке, играл в футбол, городки, лапту. Вырос в поле, в лесу, на людях. Что под силу деревенским ребятишкам? Картошку полоть можно? Можно! Капусту поливать можно? Можно! Грибы собирать можно? Можно! Можно, хотя это не труд, а удовольствие. Щедрая сибирская природа, река Илим, богатая рыбой, не только помогли выжить в голодное военное время, но и освещали детскую душу фантазией, помогали будущему поэту развивать его раннее литературное дарование.

Отец будущего поэта, Егор Иванович, был уважаемым среди односельчан человеком. По вечерам все члены семьи усаживались вокруг стола, и начинались громкие читки, которые устраивал отец. Именно с этих вечеров и зародилась у детей любовь к чтению.

Мать, Татьяна Никифоровна, была прекрасной хозяйкой, хорошо шила, занималась воспитанием шестерых детей. От нее они переняли трудолюбие, доброту, скромность, взаимную заботу.

Юра с детства отличался исключительной памятью. Однажды он поразил своих сверстников, когда прочитал наизусть поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». Было ему всего 12 лет. Удивлял он не только своих товарищей. Как-то на уроке литературы он первым сдал тетрадь с сочинением. Учитель спросил, помнит ли он что-либо из написанного? И к удивлению, мальчик дословно пересказал свое сочинение.

Когда Юрий стал сочинять стихи?

Одноклассники считают, что он увлекался сочинительством еще в школе. Да и сам поэт вспоминал, что не помнил того отрезка жизни, когда бы он не умел сочинять стихов.

Цепко держится в памяти случай из военного детства:

Он и его сестра сидят за столом под черным репродуктором и слушают последнюю фронтовую сводку. И вот губы мальчика что-то зашептали.

– Юра, ты что там бормочешь? – спрашивает сестра.

– Стихи, кажется.

– Какие стихи?

– А которые сочиняются.

– Как это сочиняются? Ну-ка, что там у тебя сочиняется? – заинтересовалась сестра.

И 6-летний братишка повторил то, что сочинилось, а сестра записала. Это, действительно, оказались стихи, ритмически правильные и со смыслом:

По дороге быстро

Едет паровоз,

Он немецких фрицев

В армию повез.

Это было летом,

В самый жаркий день,

Паровоз нечаянно

Налетел на пень.

Паровоз подпрыгнул,

А потом упал,

Вывалились немцы,

За ними генерал.

Юрий Черных не собирался быть детским поэтом. Он учился в сельскохозяйственном институте, работал в городе Братске инженером-экономистом. Детские стихи стал складывать для своей дочки.

Одно из них «На лугу пасутся ко…» дало название его первой книжке.

А знаете, как появилось это стихотворение, сделавшее знаменитым нашего земляка Ю.Е. Черных?

Однажды гулял молодой папа с дочкой где-то за городом. И папа увидел вдали на лугу пасущихся животных. Сам удивленный и обрадованный, отвыкший от таких видов, он подхватил дочку на руки и состоялся примерно такой разговор:

– Дочка, смотри, кто там пасется на лугу?

– Где?

– Вон там, подальше, далеко-далеко!

Ну, кто там пасется?

Подсказать? Ко…

– Козы?

– Нет, не козы! Ко…

– Кони?

– Нет, не кони! Ко…

– Коровы?

– Правильно коровы.

Молодой поэт понял, что натолкнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки. И концовка «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.

1 ученик: Простые незамысловатые строчки этого стихотворения покорили композитора Александру Пахмутову, и она положила их на музыку. Родилась песня, ставшая вскоре лауреатом международного конкурса детской песни в Софии, а затем послужила основой для создания замечательного мультфильма.

2 ученик: Мне нравятся у Ю. Черных стихи-загадки. Послушайте стихотворения:

«Загадки на грядках»

Как на нашей грядке

Выросли загадки:

Крепкие, ядреные,

Длинные, зеленые –

Ароматны свежие,

Хороши соленые!

На соседней грядке –

Сочные загадки:

Наливные, крупные,

Вот такие круглые –

Выросли, созрели,

Тут и покраснели.

А на крайней грядке –

Горькие загадки:

Тридцать три одежки,

Ни одной застежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает!

«Кто украсил огород?»

Кто наводит на плетень

В ясный день косую тень?

Кто за солнцем, как живой,

Водит желтой головой?

Кто украсил огород?

Ну конечно, это тот,

Кто за солнцем, как живой,

Водит желтой головой?

В ясный день косую тень!

 

Учитель:  А вот какую загадку загадал нам ёжик.

«Песенка ежика»

У меня что-то есть,

Это что-то можно съесть!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

Захочу – еще найду.

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Много-много притащу,

Папу с мамой угощу!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

3 ученик: Я очень люблю скороговорки. В книге «На Кудыкиной горе»

есть стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

– Посреди двора дрова.

–Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

– В перелеске перепел

Перепелку перепел!

– Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

– Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

– Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

– Мамами любимы мы –

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставили пятерки!   

Учитель: Кто сможет быстро и четко произнести некоторые Егоркины скороговорки? (Ученики повторяют те, что запомнили.)

4 ученик: Есть у Юрия Егоровича Черных стихи-игры. Поэт играет в слова. Я прочитаю вам стихотворение «Встреча на косе». Послушайте, как забавно и неожиданно звучит в разных ситуациях одно и то же слово.

«Встреча на косе»

Шел по берегу Косой

Травянистою косой,

Видит: девица с косой

Машет острою косой.

– Слушай, серенький Косой, –

Молвит девица с косой, –

Я траву кошу косой,

Ты ходи другой косой!

– Слушай, девица с косой, –

Заупрямился Косой, –

Не пугай меня косой,

Не пойду другой косой!

Но попятился Косой

Перед острою косой,

Покосился на лесок…

И помчал наискосок!

Какие значения у слова косой?

Учитель: Правильно. Косой – заяц, Коса – девичья прическа, Коса – сельскохозяйственное орудие труда, Коса – узкая полоса земли вдоль берега реки.

У поэта есть много веселых, задорных стихов о братьях наших меньших. (Ученики читают стихотворения)

«Зарядка»

Серый кот Коверкот

На заре проснулся,

Серый кот Коверкот

Сладко потянулся.

Коверкот зевает,

Ротик разевает,

Выгибает спинку,

Делает разминку.

А потом Коверкот

На ковер кувырком!

Прыжок на диван,

Скачок на сервант,

Нырок под кровать –

Не дает позоревать!

Недоволен я котом:

Ни к чему зарядка,

Если целый день потом

Спит проказник сладко!

«Жили-были»

Жили-были

Дед да баба

С маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка,

А еще была у них

Курица Буренка.

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще – два козла:

Сивка да Бурка!

«Летучая кошь»

Кошка покоя мышам не давала –

Серым жильцам чердака и подвала.

Мыши решили ее наказать,

Силу мышиную ей показать.

Вечером кошка дремала на крыше.

Вдруг появились летучие мыши,

Сделали круг над печною трубой

И налетели на кошку гурьбой!

Кошка нырнула вперед головою

В бочку с холодной водой дождевою,

С воплем из бочки метнулась во двор,

Перемахнула высокий забор.

Пулей влетела в чужую беседку,

Перепугала старушку-соседку,

Та закричала (а в голосе дрожь):

– Ой, прогоните летучую кошь!

Верьте – не верьте, но с этого дня

Кошка боялась мышей, как огня!

«Жених и невеста»

У бабуси, бабы Дуси,

Был козел по кличке Кузя –

С бородою на весу,

С бородавкой на носу!

Шел козел с козою Нострой

По лесной поляне пестрой,

Серым волком не стращал,

А торжественно вещал:

«Знает каждая козявка:

Ты – прекрасная хозяйка,

Ты весьма любезна мне!»

И коза сказала: «Ме-е!»

«Я жених, а ты невеста,

Это каждому известно.

Я любезен ли тебе?»

И коза сказала: «Бе-е!»

«Заявляю как невесте:

Жить отныне будем вместе!

Не перечь козуля мне!»

А коза сказала: «Не-е!»

Ребята инсценируют стихотворения.

«Кошачье семейство»

Кот забрался на крыльцо,

На крутое, как яйцо,

И мурлычет нараспев:

– А ведь я немножко лев!

По повадкам я гепард,

По ухваткам – леопард,

И попробуй разберись,

Кто я – пума или рысь!

Я домашний, это да!

Но недаром иногда

Озорная ребятня

Кличет Барсиком меня!

У кого какая шея»

В зоопарке жил жираф

П прозванью Голиаф.

Был жираф высокомерен

И весьма самоуверен.

Говорил он свысока:

– Слушай дядю, мелюзга!

Я заслуживаю чести,

Поклонения и лести:

Всех вышее – Я,

Всех большее – Я,

Потому что Я – Особа

Длинноше – Я-Я,

Я – животное особо

длинношеЕЕЕ!

Отвечал ему удав:

– Ты, жираф, увы, неправ!

Я тебя еще большее,

У меня длиннее шея –

Чудо-шея: ото рта

И до кончика хвоста!

Так давай рассудим вместе:

Кто из нас достоин чести?!

В разговор вмешалась мышка:

– Между вами я малышка.

Невелик мышиный рост –

Так себе, коту под хвост!

Я, конечно, вас меньшее,

У меня короче шея,

Но спросите знатоков:

Сколько шейных позвонков

У меня и у жирафа,

Великана Голиафа?!

Одинаково: по шесть –

Одинакова и честь!

Юрию Черных одинаково удаются и небольшие стихотворения и стихотворения подлиннее.

Одно из них – «На Кудыкиной горе».

Учитель: Ребята, а где находится Кудыкина гора?

Никто не знает, где она находится. Но зато известно, что там происходят всякие чудеса. Давайте и мы побываем на этой горе.

(Инсценирование стихотворения.)

«На Кудыкиной горе»

Дело было в декабре

На Кудыкиной горе.

Из деревни в зимовье,

В свое зимнее жилье,

На Савраске дед Мороз

Бабу снежную привез.

– Будь хозяйкой! – молвил дед. –

Скуден, баба, мой обед:

Миска студня-холодца

Да огрызок леденца…

Напеки ты мне тортов

Всех названий и сортов!

Я печурку затоплю,

Ты пеки, а я посплю.

Через час проснулся дед…

Ни тортов, ни бабы нет!

Печка топится в углу,

Сохнет лужа на полу.

Дед Мороз туда-сюда:

– Где ты, баба? Вот беда!

Ты куда ушла, куда?

И откуда тут вода?

Дело было в декабре

На Кудыкиной горе.

Выражение «На Кудыкину гору» появилось ещё в давние времена, когда люди верили в нечистую силу. Собираясь в дорогу, они скрывали от соседей, куда едут, опасаясь, что кто-нибудь недобрым словом навлечет беду и путешествие будет неудачным. Когда человека спрашивали: «Ты куда?».

Он отвечал: «На Кудыкину гору».

Ученица: Стихи Юрия Черных быстро запоминаются. Они музыкальны, ритмичны. Много у него озорных стихов о детях: о девочке Эле, о Николке, о Тамарке-тараторке.

(Учащиеся читают стихотворения.)

«Как читать умеет Эля»

Вот уже почти неделя,

Как читать умеет Эля,

И теперь любое слово

Прочитать она готова.

Эля с мамой в магазине.

Что за слово на витрине:

Начинается на МО,

Продолжается на ЛО

И кончается на КО?

Удивительно легко

Прочитала Эля слово:

– Здесь написано КО-РО-ВА!

Вот уже почти неделя,

Как читать умеет Эля.

«Тараторка»

У Тамарки-тараторки,

Неуемной фантазерки,

Поразительная прыть:

В три минуты сто историй

Вам она протараторит –

Не успеет рта раскрыть.

Фантазерку-тараторку

Посажу к себе в моторку:

– Тараторка и мотор,

Заводите разговор!

Тараторьте на просторе –

Кто кого из таратор

Пере-тара-тара-торит?

Сомневаюсь, что мотор!

«Николкины слова»

Я учу, учу Николку –

Никакого, братцы, толку:

Он уже не первый год

Все по-своему зовет.

Для Николки ножик-режик,

Потому что ножик режет,

А сапожный молоток

Для Николки колоток.

Вот Николкина лопатка –

Он зовет ее копатка,

А рубанком до сих пор

Называет он топор.

Переучивать Николку –

Никакого, братцы, толку:

Брату только пятый год,

Пусть до школы дорастет!

Почему Николка называет различные инструменты своими словами? Почему у него ножик-режик, молоток-колоток, лопатка-копатка, топор-рубанок! Маленькие дети часто называют предметы по действию, которое производят.

Учитель: Как вы думаете, ребята, автор выдумал таких героев, или он в жизни их, возможно, встречал?

Вам понравились стихи Ю. Черных? (Дети отвечают, обосновывая ответы.)

А теперь давайте разгадаем кроссворд. Если вы были внимательны, то быстро разгадаете и по вертикали прочитаете кличку кота из стихотворения «Зарядка».

1. Кого напугали летучие мыши? (кошку)

2. Кто приходил к нам в гости и помог починить табурет? (гвозди)

3. Какое слово прочла Эля? (корова)

4. Кого называли Хохлаткою в стихотворении «Жили-были»? (жеребенка)

5. Как прозвали Тамару за очень быструю речь? (тараторка)

6. Про что поет еж в своей песне? (про яблоко)

7. Какие сочные загадки выросли на грядке? (помидоры)

8. Что Николка назвал рубанком? (топор)

Юрий Егорович много встречался со своими читателями в школах, детских садах. Дети всегда были рады ему, потому что им очень нравились его необычные стихи, прекрасные по форме и содержанию.

А необычное он видел во всем, и это питало его творческую фантазию. Умение в обычном видеть необычное и красочно передавать увиденное языком художника – в этом главное достоинство поэзии Юрия Егоровича Черных.

Когда у него был юбилей, поэт пригласил на торжество самых близких друзей. Владимир Корнилов, писатель и его друг, написал по этому поводу стихи:

Юбиляру мы желаем

За словесною игрой,

Чтоб всегда был обожаем

Всесоюзной детворой.

Без пяти минут он классик,

Пишет книги детворою.

У него сегодня праздник

На Кудыкиной горе