Игра для мальчишек "Знамя! Знамя повыше! Ребята, вперед!"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: воспитание уважения к символам государства, формирование патриотов Родины.

Задачи:

  • расширение знаний о государственных символах (конкретно о флаге);
  • углубление исторических знаний военной истории, используя художественную научно-популярную литературу, компьютерную программу “Государственная символика России”;
  • применение знаний в нестандартных ситуациях;
  • развитие творческих способностей , возможности проявления личностных качеств;
  • развитие умения работы в коллективе.

Подготовительная работа.

1. Подготовка “специалистов” по истории государственных символов.

2. Оформление книжной выставки, посвященной военной истории России, (совместно с библиотекарем).

3. Формирование разновозрастных команд.

4. Выполнение заданий командами:

4.1.Избрание командира;
4.2.разработка отличительных знаков команд;
4.3.повторение военной истории России;
4.4.работа с историческими картинами : нахождение мест битв, сражений.

5. Оформление зала:

5.1.лозунг “ Знамя! Знамя повыше! Ребята, вперед! ”(Жигулин А.)
5.2.портрет полководцев Руси-России;
5.3.планшеты “Символы государства”.

6. Разработка маршрутных листов:

6.1.название команды;
6.2.отличительные знаки команд;
6.3.последовательность движения команд “От века к веку. Вперед! И под знамена!”

  1. IX-XIIIbb.
  2. XIV-XVI вв.
  3. XVII-XVIII вв.
  4. Х1Х-нач. XX вв.
  5. ХХ-нач. XXI вв.

7. Подготовка ведущих сопровождающих по маршрутам.

Начало праздника.

Ведущий 1.

Вперед! И под знамена!
Бодрись, солдат душой!
Построилась колонна
И двинулась на бой...

На экране проектируются в определенном порядке флаги Руси-России.

Чтец 1.

Шили флаги косынею
В давнем веке у нас
И летел над Россиею
Шитый золотом спас

Под багряно-червлеными
В том великом году,
Под святыми знаменами
Дмитрий шел на Орду…

Чтец 2.

И вскружил над столицею
Синий стяг Ермака
И могучею птицею
Пролетел сквозь века

И победными красками
Созывало на бой
Знамя князя Пожарского
Над горящей Москвой

Чтец 3.

А с полками Суворова
В честь российской земли
Стяги с лентой Георгия
Через Альпы прошли.

И забыть нам не велено
Славный крейсер “Варяг”
И горящий, простреленный
Тот Андреевский флаг.

(Жигулин А.)

Ведущий 2. Знамя по древнерусски - стяг, хоругвь, прапор, флаг - полотнище установленных размеров и цветов. Служит символом государства, государственный флаг-символ государства, его официальный отличительный знак. Описание государственного флага устанавливается конституцией или специальным законом.

Ведущий 1. Ребята! Вам представлена возможность пройти по исторической тропе создания государственного флага. Покажите свои знания, свою смекалку, донесите до финиша все флаги, завоеванные вами в маршруте военной истории. Узнайте новое, запомните то, что знаете, гордитесь историей наших знамен.

Знамя! Знамя повыше!
Ребята! Вперед!

Команды следуют по маршрутным листам.

1) IX - XIII вв. - 1 остановка.

Ведущий - сопровождающий:

В IX-XIII вв. знамена именовались стягами “Стоять под стягом” понимается, как находиться в боевом порядке.

“Чрьленъ стягъ, бела хорюговь!” (красный стяг, бела хоругвь.).

Посмотрите на рисунок древнего знамени с изображением великого князя Владимира; фрагмент картины художника П. Корина - Александр Невский.

Ответьте на вопросы.

1. Что означает стяг? (военный значок на древке - мог получить это наименование от “стаганья” - соединение, сбор вокруг себя воинов).
2. Кто такой “стяговик”? (знаменосец).
3. Почему рядом со знаменщиками были трубачи? (подъем стяга и сбор вокруг него дополнялся звуковыми сигналами).
4. Назовите известных воинов, полководцев IX-XIII вв. (кн. Святослав, кн. Владимир, Ярослав Мудрый, А. Невский и др.).
5. Назовите, о какой битве идет речь:

Был первый натиск немцев страшен
В пехоту русскую углом,
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

(К. Симонов о Ледовом побоище 1242г.).

2) XIV - XVI вв. - 2 остановка.

Ведущий-сопровождающий:

Был закон: покуда знамя
Разрывалось над полком,
-Пусть победа не за нами
Все равно дерись с врагом!
Пусть пропитанное кровью,
Знамя клонится к земле....

(Астафьев А.)

Русские не склоняются знамена!
Будем биться так,
Чтобы видно было:
В мире нет сильнее русской силы,
Чтоб остались от Орды поганой
Только безыменные курганы,
Чтоб вовек стояла величаво
Мать Россия, наша жизнь и слава!

(Кедрин Д.)

Ответьте на вопросы.

1. О какой знаменитой битве в стихах Кедрина Д. и Астафьева А. идет речь?
2. Назовите героев битвы? (Д. Боброк, Д. Донской, Кн.Владимир Андреевич, Пересвет и др.)
3. Рассмотрите картину “Утро на Куликовом поле” худ. Бубнова А. и ответьте на вопрос: что изображено на знамени Д. Донского? (образ владыки господа нашего Иисуса Христа).
4. На магнитной доске покажите расположение русских и ордынских войск.

Ведущий-сопровождающий: В XIV в. Стяги и хоругви получают название “знамения”.

5. В XVI в. появился стяг

Середина лазоревая (светло-синяя)
Откос сахарный (белый)
Кайма вокруг полотнища брусничного цвета, а вокруг откоса-макового (бледно-зеленого)
Назовите чье это знамя? (Ивана Грозного).

3) XVII - XVIII вв. - 3 остановка.

Ведущий-сопровождающий:

Что пирует царь великий
В Петербурге-городке,
Отчего пальба и клики
И эскадра на реке?
Озарен ли честью новой
Русский штык иль русский флаг?

Ответьте на вопросы.

1. Почему на царском штандарте изображены 4 моря и назовите их (Белое, Каспийское, Азовское, Балтийское).
2. Какой флаг по именному указу Петра I 1705г. появился на торговых судах? (бело-сине-красный).

4) XIX - нач. XX вв. - 4 остановка.

Ведущий-сопровождающий:

Там, среди шумного моря
Вьется Андреевский стяг,
Бьется с неравною силой
Гордый красавец “Варяг”.
Мы пред врагом не спускали
Славный Андреевский флаг,
Сами взорвали “Корейца”
Нами потоплен “Варяг”.

1896г. по указанию императора Николая II было объявлено, что национальным флагом почитается флаг бело-сине- красный.

Ответьте на вопросы.

1. Что известно о гибели “Корейца” и “Варяга”? (Корабли затоплены в бухте Чемульпо в 1904г. своими командами).
2. Что означали цвета флага (белый - цвет свободы, независимости, красный - державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия).
3. Какого цвета флаги развивались в России в начале XX в.? (черно -желто - белые - монархистов и участников белогвардейского движения и красного знамени - символы свободы).

5) ХХ - нач. XXI вв. - 5 остановка.

Ведущий-сопровождающий:

Под славными знаменами
Все знают поименно их;
Под красными знаменами
Герои рождены.

(Софронов А.)

Незримым заревом горят
На каждом выступе старинном
И Сталинград, и Ленинград,
И знамя наше над Берлином

(Твардовский А.)

Используется фото “Водружение знамя над Берлином”.

Ответьте на вопросы.

1. с какого года, по какой Красный флаг был символом государства? (с 1918г.по 1993г.).
2. кто подписал 25 декабря 1993г. Федеральный закон “О Государственном флаге Российской Федерации” (Президент РФ В.В.Путин).
3. что означают цвета государственного флага, утвержденного 1993г.
(неофициально:
белый - мир, чистота, совершенство;
синий - цвет веры, верности, постоянства;
красный - сила, кровь, пролитая за Отечество)

Завершается всеобщим построением и подведением итогов.

Ведущий.

Всем понятна мысль простая:
Нет обратного пути
Наше знамя - Русь святая,
Что у каждого в груди.

(Астафьев А.).

В программе использованы:

1 .Наглядное пособие “Государственная символика России. История и современность” (И.В.Можайко, Н.А.Сивова, Н.А. Соболева-М.ЦНСО, 2003 год).

2. Стихи:

К.Симонова
Д.Кедрина
М.Лермонтова
Марш императора Петра 1
А.Жигулина
А.Астафьева

3. Картины:

“Утро на Куликовом поле” худ.Бубнов А.
“А.Невский” худ.Корин П.

4.Фотография “Знамя Победы” и т.д. и т.п.