Сказкотерапия. Волшебная страна внутри нас

Разделы: Работа с дошкольниками


Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.

Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему.

Но всё чаще педагоги и психологи используют термины “эмоциональная неадекватность”, “эмоциональные нарушения”. За этим стоят страхи и тревоги, чрезмерная плаксивость и агрессивность, обидчивость, чувство подавленности и одиночества и многое другое. Не только детям, но и взрослым непросто разобраться в своих чувствах. Нередко чувства руководят поступками, и сожаление об этом приходит лишь “задним числом”.

Ребенка приводят к психологу для избавления от страхов, тиков, замкнутости, “заторможенности” и для решения других проблем. Однако это лишь симптомы, верхняя часть айсберга. Основные проблемы возникают от недостаточно сформированной Я-концепции, от бессознательного ощущения внутреннего хаоса, от слабости “Я”.

Попробуем перевести все это на символический язык. Представьте себе, что внутри нас находиться целая страна, в которой есть король (королева), есть придворные, своя система управления, простые граждане. Если глава страны слаб, то страной управляют слуги. Однако они не обладают мудростью короля, поэтому совершают ошибки.

Теперь становиться понятной истинная причина эмоциональной и поведенческой неадекватности: всему виной слуги, неправильно занявшие свои места. И, безусловно, король забывший и не исполняющий своих обязанностей.

В этом случае задача педагога, психолога, мудрого родителя заключается в “усилении” короля и “расстановке” придворных по местам, соответствующим их назначению. Здесь нам может помочь “сказкотерапия”.

Что же такое сказкотерапия?

Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра. Например, для ребенка, который чего то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. С помощью педагога на занятиях или в быту ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ребенку можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать эту сказку на новый лад, придумать новую с этим же главным героем и т.д. В процессе такой работы ребенок не только “знакомиться” со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:

  1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на себя, на свои собственные силы.
  2. Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становиться победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
  3. Потребность в активности. Герой всегда активен, находиться в действии, куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда в начале поведение героя не является активным: толчок активности производиться извне другим персонажем.

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование целого ряда качеств личности:

  1. Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды.
  2. Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовывать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров.
  3. Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:

а) мотивационного, включающего отношения к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия)

б) когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменение настроения, эмоционального состояния и др.

в) поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации, способы общения и взаимодействие с другими детьми.

Сказка побуждает ребенка переживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Один из самых авторитетных сказкотерапевтов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, со образную духовной природе человека.

Раскрывая свое понимание, она пишет о том, что сказкотерапия это “процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем”, и “процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни”, и “процесс активизации ресурсов, потенциала личности”, и “процесс экологического образования и воспитания ребенка”, и “терапия средой, особой сказочной обстановкой в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта”. Однако такое определение сказкотерапии носит скорее функциональный характер и оставляет в тени сущность самого метода.

Врач-сказкотерапевт А.В. Гнездилов выделяет в качестве предмета сказкотерапии “процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы”.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми. При этом, думается, в полнее правомерно рассматривать сказкотерапию, прежде всего, как психологический метод, поскольку важнейшие цели, достигаемые с помощью этого метода (развитие самосознания и построение высоких уровней взаимодействия между субъектами) имеют психологический характер.

Подводя итог, мы можем сказать, что метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он привносит много полезного, помогает педагогам, родителям и ,конечно же самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии. Метод учитывает эмоциональный интерес к восприятию сказки. А этот интерес, соответственно, стимулирует вовлечение в сказку ребенка и становится основой для идентификации с ее героями. Сказка становится средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями. Поэтому метод сказкотерапии способствует становлению ребенка как личности.

Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. СПб 2007.
  3. Зинкевич_Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб 2006 ,стр.11-12.
  4. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006.
  5. Синицына Е. Умные сказки. Москва 1999
  6. Практика сказкотерапии .п/р Сакович Н.А. СПб 2006
  7. Научно-познавательная статья. Сказкотерапия. Игорь Вачков.
  8. Сайт www.vachkov.narod.ru.