Интегрированный урок по природоведению и математике. Тема: Равнины и горы России. Письменные приемы сложения и вычитания

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Сформировать у учащихся представление о равнинах и горах. Познакомить с равнинами и горами на территории России. Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
  2. Учить детей складывать и вычитать многозначные числа письменным способом.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • слайды с изображением изучаемых объектов (Приложение 1),
  • компьютер,
  • телевизор,
  • видеокассета с фильмом об Урале.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

Музыка: “Широка страна моя родная” (1 куплет)

Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!

- Почему в целом свете нет родней страны?

(Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живём. Это наш дом, который невозможно не любить)

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдём по ней с востока на запад и с севера на юг. С нами будет незаменимая помощница – карта. Сегодня она покажет нам, как выглядит земная поверхность.

2. Работа над новой темой.

Для нашего путешествия вам понадобится внимание, наблюдательность, сообразительность.

Перед началом путешествия проведём разминку. Перед вами путеводные листы. Вы должны проставить в них порядок действий.

(На листочках по вариантам буквенные выражения)

I. вариант: (a + b) • c – d : (k + m ) • n

II. вариант: (a + b) • (c ? d) • k + m • n

Математический диктант:

  1. Первое слагаемое 270, второе 330. Чему равно значение суммы.
  2. Уменьшаемое 330, вычитаемое 270. Чему равно значение разности.
  3. Одно слагаемое 570. Значение суммы 1000. Чему равно второе слагаемое.
  4. Уменьшаемое 900. Значение разности 480. Чему равно вычитаемое.
  5. Я задумала число, вычла из него 200 и получила 1000. Какое число я задумала?
  6. Площадь прямоугольного участка со стороной 40 м равна 240 кв. м. Найти длину другой стороны.
  7. Найти сторону квадрата, если периметр его равен 640 см.

У нас будет спутник, с которым мы будем путешествовать. Узнайте его.

Расставьте числа в порядке увеличения.

15 354 48 295 10 598 130 250 56 721 25 129
О Н С Е Ц Л

- Конечно, это солнышко! Оно будет сопровождать нас в путешествии.

- Где встаёт солнце? (На востоке)

- С востока нашей страны мы и начнём наше путешествие. Повторим условные обозначения физической карты. Начнём с цветов. (Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.)

- Посмотрите на карту и скажите, что вы видите? (На карте России несколько цветов: зелёный, жёлтый и коричневый, а ещё синий в виде ниточек.)

- Давайте разберёмся в этой цветовой гамме. Посмотрите на диаграмму на с. 65 учебника. (Главная линия на диаграмме – это “уровень моря”, она из всех линий сплошная, а остальные – пунктирные.)

- Что находится ближе всего к уровню моря? (Ближе всего находятся низменности, на карте они обозначены зелёным цветом.)

- Что находится выше? (Возвышенности и горы, у них жёлтая окраска и коричневая).

- С цветовой гаммой мы разобрались. Вы готовы в путь?

- Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка.

(Показ слайдов “Вулканы Камчатки”)

- Найдите полуостров Камчатка на ваших картах. Солнышко закрепляется над полуостровом Камчатка.

- Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.)

- Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую он имеет высоту? (Его высота 4750 м)

Вулканы Камчатки – это всемирное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6 – 7 лет, извержение продолжается несколько месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

Вулканы получили своё название от Вулкана, римского бога огня. Вулкан - также покровитель кузнечного мастерства: в своей кузнице он по заказу других богов изготовляет мечи, копья и другое оружие. Древние римляне верили, что кузница Вулкана находится под огнедышащей горой на острове Вулькано в Средиземном море. Извержения происходят, когда Вулкан куёт металл в своей кузнице; при этом на поверхность изливаются потоки лавы и горячего шлака.

На территории Камчатки довольно часто происходят извержения вулканов.

- Продолжим наше путешествие. Где остановилось наше солнышко? (Над Средне-Сибирским плоскогорьем.)

- Что вы видите на карте? (На этом участке есть все три цвета: зелёный, жёлтый, коричневый.)

- А что значит слово “плоскогорье”? Как вы думаете? (Плоскогорье – плоская гора).

Более точное определение можно найти в “Толковом словаре” С.И. Ожегова: “Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее высоко над уровнем моря”.

Показ рисунков с изображением Средне-Сибирского плоскогорья.

- Что вы можете сказать о поверхности? (Здесь много возвышенностей и холмов).

В целом Средне-Сибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства. Но это тоже равнина, хотя не совсем обычная.

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

Солнышко закрепляется над горами Алтая и Саян.

- Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены тёмно-коричневым цветом.)

- А какие горы? (Алтай и Саяны).

- Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены тёмно-коричневым цветом. На Алтае есть гора Белуха, её высота 4506 м. А ещё Алтай входит в список Всемирного наследия.)

-Алтай в переводе означает “золотой”.

Показ рисунков с видами Алтая и Саян.

3. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встали,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Потянись, потом нагнись.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь мы тихо сядем
И на карту снова взглянем.

4. Продолжение новой темы.

- Продолжим наше путешествие.

Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной.

- Где мы оказались? (На Западно-Сибирской равнине).

- Что об этой равнине расскажет карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашенная в зелёный цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – болота. По равнине, течёт много рек.)

- Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и её поверхность действительно очень ровная, её называют “плоская равнина”.

- Как же образуются болота? Вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не уходит, а остаётся на поверхности, только часть её проникает вглубь земли. Так появляются болота.

- Продолжаем двигаться за солнышком на запад.

Солнышко закрепляется над Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? (Горы, т.к. окраска коричневая и жёлтая.)

- Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрев карту? (Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – Народная, её высота 1895 м. Но это невысокие горы, потому что нет тёмно-коричневого цвета, как на Алтае.)

Просмотр видео фильма об Уральских горах.

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его назвали “Каменный пояс”. Реки стекают с Уральского хребта и на запад – в Европу, и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

- А сейчас решим задачу.

Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

Задача.

Гора Народная 1895 м, а гора Белуха 4506 м. На сколько метров гора Народная ниже горы Белуха? (4506 – 1895 = 2611 м)

(Ребята записывают и решают задачу.)

Солнце закрепляется над Восточно – Европейской равниной.

- Где остановились мы сейчас? Что вы можете сказать, изучив карту? (Мы остановились на Восточно-Европейской равнине, так написано на карте. Это равнина, потому что на карте она изображена светло – зелёным цветом. И на ней, как заплатки, пятна жёлтого цвета.)

- Попытаемся открыть тайну жёлтых пятен.

Просмотр картинок Восточно- Европейской равнины.

-Что особенного заметили вы в рельефе этой равнины? (Здесь поверхность неровная, встречаются возвышенности).

- Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют “Холмистая равнина”. А ещё эту равнину называют Русской равниной.

- А сейчас держим путь на юго-запад.

Солнышко закрепляется над Кавказскими горами.

- Что рассказывает нам карта? (Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами. Самая высокая гора - Эльбрус, её высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

Просмотр картинок Кавказских гор.

Гора Эльбрус – двуглавая, т.е. она имеет две вершины.

- Что вы можете сказать об этих горах? (Это высокие горы. Их вершины покрыты снегом.)

Решим задачу.

Одна вершина Эльбруса – 5642 м, а другая – на 21 м меньше. Какой высоты вторая вершина? (5642 – 21 = 5621м)

- Наше солнышко закатилось за горизонт, мы с ним прошли огромный путь от восточных границ до западных.

А теперь запишите столбиком в тетради все величины, с которыми нам пришлось сегодня познакомиться.

5642 м, 5621 м, 1895 м, 4506 м, 4750 м.

А теперь превратите эти величины в километры и метры.

5. Физкультминутка.

Вот к концу идёт урок.
Отдохнуть приходит срок.
Дружно встали, потянулись,
Вправо, влево повернулись.
Тихо сели и пока
Повторить пришла пора.

6. Итог урока.

- Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

- Назовите равнины, плоскогорья, горы с которыми мы сегодня познакомились. Покажите на карте.

- Какая гора самая высокая в России?

- Какие горы назвали “Каменным поясом земли русской”?

- Названия каких гор переводятся, как “золотой”?

- Где на территории нашей страны находятся действующие вулканы? Сколько их?

7. Домашнее задание.

Стр. 64 – 71. Прочитать текст “Заповедники России”, найти на карте Ильменский заповедник.

В заключение я прочту вам стихотворение И. Никитина “Русь”, в котором отражена красота нашей родины.

Под большим шатром голубых небес, -
Вижу – даль степей зеленеется.
А на гранях их, выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами.
По степям, в моря, реки катятся,
И лежат пути во все стороны.
Посмотрю на юг: нивы зрелые,
Что камыш густой, тихо движутся;
Мурава лугов ковром стелется,
Виноград в садах наливается.
Гляну к северу: там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух, быстро кружится;
Подымает грудь море синее,
И горами лёд ходит по морю;
И пожар небес ярким заревом
Освещает мглу непроглядную…
Широко ты, Русь, по лицу земли,
В красе царственной, развернулася!

Литература: О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” 4 класс” Издательство: Москва, “Вако”, 2004 год (В помощь школьному учителю).