Пояснительная записка
Воспитание протекает во времени, подвергаясь изменениям в согласии с пестрыми его характеристиками. Уровень культуры текущего времени определяет уровень воспитания, созданного обществом. Воспитание - слагаемое культуры, но и прямая зависимость от нее.
Культурологический взгляд на процесс воспитания разрешает множество вставших перед педагогами проблем по воспитанию детей. Избрать культурологическую позицию во взгляде на воспитание - значит анализировать ход педагогических событий через призму существующих культурных норм., жизни и открытых культурой наивысших ценностей, значит учитывать прогрессивные тенденции мировой культуры и взращивать дошкольников, как граждан мира, способных жить в контексте мировой культуры, принимая общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их с национальными, отечественными.
Актуальность (обоснование разработки программы “Наследники России”)
В МДОУ процесс воспитания всегда занимал приоритетные позиции, именно в рамках воспитательных задач решались задачи всестороннего развития ребенка.
Концепция дошкольного воспитания (1989 г.) акцентирует внимание на проблемах воспитания, самоценности дошкольного детства, так как именно в нем ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим, духовным ценностям.
В сложившейся политической и социально-экономической ситуации развития российского государства и общества назрела потребность обновления теоретических взглядов и практических действий по воспитанию дошкольников. Разработка программы обусловлена потребностью общества в духовно-нравственной, творческой личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры.
Цель программы
Создание в МДОУ единого воспитательного пространства способствующего: освоению дошкольниками системы знаний и умений превышающих уровень Госстандарта; гуманистическому, нравственному, творческому, физическому развитию личности; воспитанию духовной культуры, патриотизма, любви к большой и малой Родине.
Программа ставит следующие воспитательно-образовательные задачи:
- воспитание здорового образа жизни;
- развитие чувства прекрасного, любви ко всему живому, культуре, к людям, к самому себе; усвоение дошкольниками объемов реализуемых в МДОУ программ: “Детство (автор В.И. Логинова)”, “Приобщение к истокам русской народной культуры” (автор О.Л. Князева); развитие познавательных интересов дошкольников;
- организация дополнительного образования дошкольников по их склонностям, способностям и желанию (кружковая деятельность, привлечение к совместной воспитательно-образовательной деятельности, социальных институтов детства).
В основу воспитательно-образовательного процесса МДОУ положены педагогические технологии развития личности, основанные на гуманистическом воспитании, важнейшими функциями которого являются:
- приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям культуры;
- социальная защита и охрана детства, здоровья детей, их достоинства и прав человека;
- создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества.
В основу воспитательной программы заложен опыт мировой культуры, который свидетельствует о том, что отношения свободы и любви воспитывают дружественного человека, трудолюбивого гражданина, любящего свою работу профессионала. Любовь освещает все деяния человека. Его же свобода является результатов и условием самореализации личности в:
- чувстве любви и уважения человека к человеку, к делам предков и нынешнего поколения
- патриотизме, любви к большой и малой Родине
- уважительном отношении к ДОУ и его традициям
Принципы
- Целостность педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция различных видов деятельности.
- Системность: взаимодействие факторов: МДОУ, семья, ребенок, ОУ, социальные институты детства
- Непрерывность, преемственность, сотрудничество – совместный поиск истины
- Индивидуализация, дифференциация, центрация на развитие личности
- Природосообразность
- Культуросообразность
- Творческое начало воспитания
- Субъективность
Современные педагогические технологии основываются на принципах интеграции и дифференциации – этих двух взаимосвязанных процессах. Интеграция позволяет решить такие проблемы как перегрузка детей и младших школьников, увеличение времена на гармоничное развитие личности в воспитательно-образовательном процессе.
Интеграция в МДОУ происходит по вертикали. Начинается она с I младшей группы (2-3 года), заканчивается - в подготовительной к школе группе. Например: интегрированный курс по изодеятельности:
Занятия по программе “Детство” (лепка, аппликация, рисование, художественный труд) | + |
Кружковая деятельность: “Оригами”, “Волшебная кисточка” | + |
Социальные институты детства: музей “Лада”, на базе ЦДТ кружок “Бисероплетение”, “Коклюшки” |
Интегрированный курс делает возможным согласование содержания образования по различным методикам и направлениям, систематизировать ЗУН дошкольников в рамках данного цикла – “Погружение”, определить активные методы воспитания и обучения, вскрыть проблемы, требующие дополнительного рассмотрения, изучения.
Содержательные связи между методиками программы “Детство” и программы “Приобщение к истокам русской народной культуры” позволяют педагогам при конструировании педагогического процесса интегрировать образовательное содержание, перестраивать целостно и системно процесс познания, вести к гармонии развития.
Дифференциация дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к личности ребенка. Она выражается в индивидуально-ориентированном обучении, личностно-ориентированной технологии. Уровневая дифференциация способствует развитию личностных особенностей и возможностей ребенка. (построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики).
Успешное развитие воспитательно-образовательного процесса возможно при реализации принципов непрерывности и преемственности, дополнительности, природосообразности, культуросообразности (см. таблицу 1).
Субъектный принцип
- Изучение наклонностей, потребностей, интересов дошкольников
- Составление периодической системы детских интересов по возрастам
- Изучение личности (индивида) ребенка
- Соотнесение возможностей и требований
- Развитие ребенка через практическую деятельность
- Комфорт, психологический принцип (сотрудничество, творчество, взаимодействие)
- Саморазвитие ребенка в воспитательно-образовательной деятельности
- Потребности в расширении диапазона творческих возможностей
- Приобщение к миру искусства, к народной культуре
- Потребность в здоровом образе жизни
- Гордость за результаты своего труда
На основе этих принципов мы определили важнейшие принципы и методы работы:
- Метод поэтапного обучения (возрастная дифференциация)
- Метод привлечения индивидуального опыта ребенка (эмоционального, визуального, бытового)
- Диалогичность. (Формы: беседа, игра, экскурсия)
- Метод свободы в системе ограничений (исследовательский)
- Индивидуальная и коллективная работа. (Формы: игры, творческие задания, театрализованная деятельность)
- Метод сравнения. (Формы: участие в выставках, конкурсах, соревнованиях)
- Мастер-классы для коллег, родителей воспитанников
- Организация семейных, обрядовых праздников, брейн-рингов, КВН и др.
В воспитательной программе “Наследники России” следует выделить по содержанию следующие направления, обозначить их задачи:
1. “Большая и малая Родина”
Задачи: дать представления о размерах нашей Родины и ее природных богатствах: реках, морях, горах, лесах, флоре, фауне. Вызвать интерес к жизни родного края. Подвести к выводу, что человек – часть природы. Познакомить дошкольников с российской символикой (флаг, герб, гимн). Дать представления о Москве – главном городе России. Знакомить с окружающим миром через традиции своей социокультурной среды – местные, историко-культурные, географические, климатические особенности региона. Знакомство с традициями, обычаями, бытом, фольклором населения земли Тульской.
2. Художественно-эстетическое
Задачи: вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось русское государство. Воспитывать уважение к своему народу. Знакомить детей с жилищем русского человека: с избой, печью, которая “всему голова”. Дать представления о предметах быта, мебели, посуды, предметах обихода, одежде, о продуктах питания, о транспорте. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей, помощи, ярмаркам, выражению приветствия, благодарности, пожелания.
Дать представление о народных праздниках. Знакомить с историей возникновения русской игрушки: деревянной, глиняной. Дать представление о народных росписях: дымковской, городецкой, хохломской и т.д.
Знакомить с памятниками русской культуры. Воспитывать уважение и гордость за русских мастеров. Познакомить с видами устного народного творчества: перевертыши, считалочка, скороговорки и т.д. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Дать представление о писателях и поэтах: русских, отечественных детских, зарубежных. Воспитывать потребность в использовании устного народного творчества, желание самим придумывать сказки, песенки, потешки и пр. Знакомить с мировой культурой посредством:
- чтения произведений писателей, поэтов разных стран;
- рассматривания работ отечественных и зарубежных художников, художников-иллюстраторов;
- заучивания, слушания фольклора народов мира;
- изучения старшими дошкольниками английского языка.
Знакомить с творчеством русских, советских и зарубежных композиторов, донести до детей замысел музыкального произведения, научить определять его характер, к какому жанру относится, понимать о чем рассказывает музыка.
3. Социализация дошкольников
Задачи: дать детям представление о семье. Семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путем ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций.
Воспитание нравственных и творческих качеств личности, обучение основным правилам культуры, жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных
ситуациях. Дать детям необходимый объем знаний, на котором в дальнейшем будет базироваться система по укреплению их психического и физического здоровья. Побуждать интерес к спортивным играм и занятиям, расширять круг представлений о разнообразных играх, физических упражнений, их оздоровительном значении. Дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами.
Организация образовательного процесса
В основу организации образовательного и воспитательного процесса положен системно-деятельностный подход, который:
способствует раскрепощению в каждом ребенке творческого потенциала и развитию его потребностей, способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя по “законам красоты”.
побуждает деятельностное начало, пронизывает все формы работы с детьми, которое позволяет строит воспитательно-образовательный процесс не на пассивно-созерцательной ноте, а в форме диалога и творчески как для дошкольника, так и для воспитателя.
Приобщение к культуре дает возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это - та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, но включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами. Для того, чтобы обращение к культуре не носило случайных характер, не превращалось в некое “декоративное излишество” в МДОУ налажена система работы, благодаря которой воспитательные возможности культуры были бы максимально использованы. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы - “погружение в культуру”. Под “погружением” понимается такая организация занятий, которая позволяет и детям и педагогам приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере мной культуры, услышать голоса предков. Это постепенное “вживание” в эпоху и ее культуру, примерка ее нарядов и ее “образа мыслей”.
Примерная схема “погружения”
- выбор аспекта культуры ( тема)
- определение ключевых, центральных моментов “погружения”- праздники, фестивали в зависимости от выбранной стратегии
- конкретизация деятельности воспитателей, которые выстраивают систему занятий и деятельности в соответствии с культурологическим содержанием “погружения”, особенностями детей своей возрастной группы, конкретными воспитательными задачами
- направленность кружковой деятельности МДОУ. способная внести свою лепту в подготовку мероприятий
- конкретизация деятельности городских социальных институтов детства (посещение музеев, выставок в городском краеведческом музее, кружки, объединения, студии и т.д., которые согласуются содержанием “погружения”)