Цель урока:
- Перенос знаний об основных геометрических фигурах в сферу психологии и “открытие” новой функции геометрических фигур как языка для описания себя (своего характера) – знакомство с психогеометрией;
- Развитие навыков сотрудничества при работе в группе.
- Глобальный компонент:
- Создание единой картины мира ( из разных геометрических фигур можно сложить целостную систему, из различных психологических типов складывается единое человеческое сообщество);
- Актуализация опыта переживания всеобщего (“Мы все – люди, ученики восьмого класса”), частного (Нас можно поделить на психологические типы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг”) и единого (“Я индивидуален и неповторим”).
Оборудование урока: набор геометрических фигур, танграм, раздаточный материал о свойствах фигур, сигнальные карточки.
План урока:
- Невербальная настройка.
- Выбор фигуры.
- Сообщение темы и цели урока.
- Комплимент фигуре.
- Характеристика знака.
- Пожелания себе.
- Соревнования между группами.
- Пожелания друг другу.
(В начале урока ребята делятся на микрогруппы по 5-6 человек, организованные по принципу случайности, беря при входе в класс цветной жетон. На столах разложены более крупные жетоны четырех цветов.)
1. Невербальная настройка.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Попрошу вас выбрать понравившийся по цвету жетон и садиться за стол в соответствии выбранного жетона. А теперь повторяем за мной движения ( прием “Зеркало” - ребята молча повторяют за учителем движения, связанные с геометрическими фигурами).
2. Выбор фигуры
- На доске вы видите геометрические фигуры. Выберите ту, которая первой привлекла ваше внимание, понравилась вам больше других. Зарисуйте ее в тетради. Перечислите известные вам свойства этих геометрических фигур. ( ответы детей)
3. Сообщение темы и цели урока
- А теперь я хочу прочесть вам небольшой отрывок из стихотворения:
Я с детства не любил овал,
Я с детства угол рисовал…
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? О чем хочет рассказать автор, используя образы геометрических фигур? ( о характере человека)
- Сегодня мы с вами проведем небольшое психологическое исследование, возможно, установим связь между основными геометрическими фигурами и чертами характера. Поэтому тему нашего урока я назвал “ Геометрия и характер”.
4. Комплимент фигуре
- А теперь постарайтесь придумать комплимент своей фигуре, почему именно эту фигуру вы выбрали.(ответы детей)
5. Характеристика знака
- Спасибо! Итак, давайте представим себе сказочную страну геометрию, где жители – геометрические фигуры – круги, треугольники, зигзаги т. д.
Ваша задача - попытаться определить: а какой же характер у жителей этой страны? Каждая группа будет работать со своим “героем” (в группе раздаются листы, в верхней части которых обозначен символ геометрической фигуры и стоит вопрос “ Какой он?”).
Для того чтобы несколько облегчить вам задачу составления психологического портрета вашего “героя”, я подготовил листочки, на которые выписал самые разнообразные черты характера. Ваша задача – ознакомиться с ними и, обсудив, выбрать: какие из них, на ваш взгляд, подходят к вашему “герою”. Пожалуйста, проявите свою проницательность, воображение, может быть, даже “примерьте” на себя данную геометрическую форму, представьте: “Если б я был бы треугольником, то я бы был…” На работу дается 7 минут, после чего каждая группа отдает мне свой лист с выписанными чертами характера.
Работа детей в группах (7 мин.)
- Итак, у меня есть описания четырех “героев” - геометрических фигур, и мы ими воспользуемся для продолжения нашего исследования. Сейчас я буду зачитывать набор черт характера, вы внимательно слушаете и как бы “примеряете” их на себя, решая: “В какой мере это подходит ко мне? Это похоже на меня? Я такой?”.
(Учитель зачитывает психологический портрет треугольника, не объявляя, что это именно треугольник).
- А теперь прошу поднять руки тех, кто может сказать: “ это очень на меня похоже. Да, пожалуй, это я ”. А теперь те, кто поднял руки, посмотрите в свою тетрадь и на ту фигуру, которую вы зарисовали в начале урока, поднимите ее изображение (на столах среди раздаточного материала находятся вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры). Обратите внимание, Максим, Света…(перечисляются имена ребят, которые показывают соответствующую фигуру, например, треугольник) из всех четырех фигур предпочли треугольник, и к их характеру очень подходит психологическое описание треугольника.
- Как вы думаете, какой вывод можно сделать по результатам нашего исследования?
Вывод: Если человек имеет определенный набор черт характера, то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определенную фигуру, соответствующую его типу.
- Определить свой тип характера помогает психогеометрия – специальные тесты с геометрическими фигурами. Психогеометрия как система сложилась в США. Автор системы Сьюзен Деллингер. Точность диагностики достигает 85%.
- Давайте проверим, совпадут ли описания характера и предпочтение фигур для других типов. (Учитель последовательно зачитывает описания квадрата, круга, зигзага. Ребята обнаруживают совпадения выбранных для себя черт характера и геометрической фигуры)
6. Пожелания себе
- Узнав себя в геометрических фигурах, чтобы вы хотели себе пожелать? (учитывать свои слабые отрицательные стороны) ( ответы детей)
7. Соревнования между группами
- Как вы думаете, если бы в классе все были по типу треугольники, это было бы хорошо? (ответы детей)
Вывод: Когда все люди разные, это интересно, можно многому научиться друг у друга, можно эффективно сотрудничать, то есть можно из различных элементов построить единое целое.
- Предлагаю построить единое целое – в группе собрать занимательный квадрат – танграм из семи его частей. Какая группа справиться с заданием быстрее всех.
( Совместная практическая работа детей).
8. Пожелания друг другу
- На нашем уроке мы еще раз убедились в том, что геометрия помогает нам узнать как можно больше о себе и друг о друге.
Завершая нашу встречу, я предлагаю вам взяться за руки, образовать круг и цепочкой говорить пожелания друг другу. Ведь из каждого из нас, индивидуального и неповторимого, и всех вместе складывается единое человеческое сообщество – наш дружный класс.
А я вам желаю успехов и удач! Спасибо за урок!