Цели урока:
- осознанное понятие формул простого и сложного процентного роста;
- формирование умений решать задачи практической направленности;
- развитие логического мышления, интереса к предметам математики и экономики;
- создание условий для формирования информационной культуры учащихся.
Методы: проблемно-диалогический, частично-поисковый.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, калькуляторы.
Предполагаемый результат:
- знание формул простого и сложного процентного роста;
- знание смысла параметров в формулах простого и сложного процентного роста;
- знание отличия формулы простого процентного роста от формулы сложного процентного роста;
- умения начисления простого и сложного процентов;
- умения использовать экономический способ при решении задач, связанных с банковскими операциями.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель математики: Сообщение темы, целей урока, практической значимости рассматриваемой темы.
Актуализация опорных знаний.
Учитель математики:
Что такое процент? (Процентом (от лат. “pro cento”) числа называется сотая часть этого числа.)
Как найти % от числа? (Данное число умножается на число процентов и полученный результат делиться на 100.)
Что значит увеличить величину на 10 %, на 50 %?
Что значит найти 10 %, 20 % от величины?
Формирование новых знаний учащихся
Учитель математики: В сберкассу положили 10000 р., на которые начисляют 4 % годовых. Сколько денег будет в конце первого года хранения? (процентная ставка – десятичная дробь)
Первоначальный капитал, р. | Р | 10000 |
Процентная ставка | i | 0,04 |
Прибыль, р. | 10000 x 0,04 | |
Конечный капитал | 10000 + 10000 x 0,04 = 10000 x (1 + 0,04) |
Полученная формула зависимости дает возможность решать три типа задач на денежные расчеты (нахождение Р, i, k) и называется формулой “сложных процентов”.
Сколько денег будет в конце второго года хранения ?
.
Сколько денег будет в конце третьего года хранения ?
.
Сколько денег будет в конце n - го года хранения?
.
Учитель экономики: - множитель наращения сложных процентов, а процедура наращения называется капитализацией процентов.
Что означают параметры Р, i, n в полученной формуле?
Р - начальный капитал;
i - процентная ставка прибыли за определённый промежуток времени;
n – число промежутков времени.
Учитель математики: Что напоминает полученная формула?
Геометрическая возрастающая прогрессия.
Чему равны в этой прогрессии первый член и её знаменатель?
b = P, q = .
Учитель экономики: Наряду с формулой сложного процентного роста существует формула простого процентного роста: , где параметры Р, i, n имеют тот же смысл, что и в формуле сложного процентного роста.
- множитель наращения простых процентов.
В чём состоит отличие формулы простого процентного роста от формулы сложного процентного роста?
В формуле простого процентного роста процент берётся каждый раз от одного и того же числа Р.
Формирование умений учащихся
Учитель математики: Рассмотрим применение формул на конкретных, часто встречающихся на практике, задачах. Условие задачи: Клиент положил на счёт 1000 рублей. За оказание определённой услуги сумма на счёте ежемесячно снижается на 5 %. Через сколько месяцев эта сумма сократится:
а) до 800 рублей; б) до 700 рублей; в) до 400 рублей; г) до 100 рублей?
Учитель экономики: Задача на простой процентный рост .
Что означают параметры в формуле и чему они равны?
Р - начальный капитал – 1000 рублей;
i - процентная ставка – 0,05;
k – конечный капитал;
n – число месяцев.
Что нужно найти в задаче?
Число месяцев – n.
Учитель математики: Выразим из формулы n: —> —> —> —> .
Решение.
а)
б)
в)
г)
Учитель экономики: Следующая задача: Какая сумма будет на счете через 5 лет, если на него внесено 5000 рублей под 20 % годовых?
Решение. Задача на сложный процентный рост .
Что означают параметры в формуле и чему они равны?
а - начальный капитал – 5000 рублей;
p - процентная ставка – 0,2;
k – конечный капитал;
n – число лет –5 лет.
Банковские операции
Учитель математики: За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 9 % годовых. Вкладчик положил на счёт 10000 р. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счёта и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счете вкладчика через год? через два года? через пять лет?
Решение.
I способ (математический)
Сколько рублей составляют 9 % от 10000 рублей?
(10000 x 0, 09 = 900 (р.))
Сколько денег окажется на счете через один год?
(10000 + 900 = 10900 (р.))
Сколько рублей составляют 9 % от 10900 рублей?
(10900 x 0, 09 = 981 (р.))
Сколько денег окажется на счете через два года?
(10900 + 981 = 11881 (р.))
Учитель экономики: II способ (экономический)
Задача на сложный процентный рост
а - начальный капитал – 10000 рублей;
p - процентная ставка – 0,09;
k – конечный капитал;
n – число лет – 1 год; 2 года.
Для n = 5 конечный капитал вычислить самостоятельно.
( (р)).
Итог урока.
Учитель экономики:
Что узнали на уроке?
Что позволяют узнать формулы простого и сложного процентного роста?
Как называется величина ? ?
В чём состоит отличие формулы простого процентного роста от формулы сложного процентного роста?
Как называется процедура наращения процентов?
Какие способы используются при решении задач, связанных с банковскими операциями?
Какой способ наиболее рациональный?