В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным только 10 процентов новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или врожденную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, которые все чаще сегодня сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций.
Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья.
В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.
Одним из путей такого направления работы мы увидели в установлении интегративных связей в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию.
Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:
- Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.
- Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела. Следствием этого являются монотонность, “смазанность” речи, отсутствие ее тембровой выразительности.
- Недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.
- Несформированность планирующей функции речи.
Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.
Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и способствует:
- повышению двигательной активности детей;
- разнообразию закаливающих процедур;
- усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
- снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;
А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы:
- Массаж биологически активных зон
- Дыхательная гимнастика
- Коррекционные упражнения
- Босохождение по массажным дорожкам
- Логоритмические упражнения
- Закаливание воздухом и водой
- Пальчиковая гимнастика
Таким образом, использование бассейна в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.
Рисунок 1.
Цель разработки. Расширение форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей с речевой патологией.
Основные задачи внедрения разработки.
- Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.
- Создавать условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
- Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
- Способствовать комплексному воздействию на сохранные анализаторные системы детей в процессе акваритмической и речедвигательной деятельности.
- Соединять работу речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием общей моторики.
Принципы реализации
- Научность и целостность.
- Систематичность занятий и строгая дозировка нагрузки на каждого ребенка.
- Преемственность работы учителя-логопеда и инструктора по плаванию.
- Тесная взаимосвязь речедвижения с тактильным ощущением сопротивления воды.
- Комплексное использование, закаливающих, оздоровительных и профилактических мероприятий.
Направления реализации разработки
- Согласование планирования действий с администрацией ДОУ.
- Организация специально построенных акваритмических занятий.
- Информационно - просветительская работа среди воспитателей и родителей.
- Мониторинг деятельности.
Ожидаемые результаты
- Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
- Повышение интереса детей к речевой деятельности, а значит, большая продуктивность коррекционного воздействия.
- Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
- Согласованность действий речедвигательного, зрительного и слухового анализаторов.
- Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в детском саду.
- Для осуществления поставленных целей и задач были разработаны следующие этапы работы:
Первый этап: Подготовительный
Цель: Определение основных направлений работы.
Задачи: Подготовить материально-техническую базу, изучить нормативно-правовую базу, разработать план-программу, согласовать с администрацией ДОУ и родителями план работы взаимодействия специалистов.
Второй этап: Организационный
Цель: Проведение мероприятий по основным направлениям деятельности.
Задачи: Воспитательно-образовательное воздействие на детей в ходе проведения акваритмических занятий; диагностическая и просветительская работа.
Третий этап: Аналитический
Цель: Систематизирование методического материала.
Задачи: Количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы.
Четвертый этап. Заключительный
Цель: Обобщение и распространение полученного опыта.
Задачи: Обсуждение итогов реализации разработки на педагогическом совете ДОУ; представление опыта по итогам работы на Методическом Объединении; проведение обучающих мероприятий.
Такая здоровьесберегающая работа будет иметь четко выраженную направленность, при условии, что:
- 2/3 всех движений, входящих в содержание занятия будут носить циклический характер;
- Все нагрузки будут строго дозироваться по частоте сердечных сокращений;
- В каждое занятие будут включать упражнения на развитие координации движений и специальные дыхательные упражнения;
- В каждом занятии будут использоваться паузы для мышечного расслабления и игровые ситуации, повышающие эмоциональное состояние детей;
- Воздушные и водные закаливающие процедуры будут органичной составляющей занятия;
- Занятия будут включать самостоятельную двигательную деятельность.
Структура и содержание акваритмических занятий
В содержание акваритмических занятий включены следующие виды упражнений:
Вступительная часть:
- Подготовительные упражнения, направленные на развитие основных видов движений: ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса.
Основная часть:
- Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (логопедическая и фонопедическая гимнастика)
- Упражнения, направленные на развитие силы голоса, интонационной выразительности речи, чувство ритма.
- Упражнения на развитие моторики рук.
- Упражнения, направленные на развитие координации речи с движением.
- Упражнения, направленные на закрепление навыков плавания, умения держаться на воде.
Заключительная часть:
- Подвижная игра.
- Упражнения на релаксацию (психогимнастика)
- Самостоятельное, свободное плавание детей с любимыми игрушками (Приложение 1)
Структура занятий не всегда включает все перечисленные элементы. Их последовательность и вариативность осуществляется в соответствии с решением образовательно-воспитательных задач и тематической направленности занятий.
Такие занятия приняли форму кружковой работы и проводятся 1раз в неделю, с подгруппой детей. (Приложение 2)
Тактильный контакт с водой, осуществляемый в процессе выполнения упражнений позволяет ощутить сопротивление воды и способствует:
- Усвоению слоговой структуры слова;
- Развитию чувства ритма, силы голоса, интонационной выразительности речи;
- Формированию физиологического и речевого дыхания.
Таким образом, использование бассейна в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно – образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя – логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.
Рисунок 2.
Занятия акваритмикой были апробированы с детьми логопедической средней и старшей групп в МДОУ № 29 “Маячок”, г. Волжск, РМЭ, и получили положительные результаты.
При написании данной разработки и составлении конспектов занятий нами использовалась следующая методическая литература:
- Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: кн.1; 2ю - М.: Т.Ц. Сфера, 2006
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.- М.: Владос, 1996
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: Т. Ц. Сфера, 2005
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика. - М.: Изд. д. Гном и Д, 2004
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001