Цели урока:
- познакомить учащихся с глаголами-исключениями;
- отрабатывать умения распознавать спряжения глаголов по неопределенной форме;
- формировать умение писать безударные личные окончания глаголов;
- показать область применения компьютера на уроке русского языка.
Ход урока отражен в приложении (презентация к уроку):
1. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний.
Учитель начальных классов:
Читаем слова на экране: | смотреть | слышать |
(Слайд 2) | видеть | дышать |
обидеть | держать | |
ненавидеть | гнать | |
зависеть | ||
терпеть | ||
вертеть |
Какие слова вы прочитали?
К какой части речи относятся эти слова?
Почему данные глаголы записаны в два столбика?
Что показывает суффикс, стоящий перед “ТЬ”?
Не спешите отнести эти глаголы к первому спряжению. Это и есть тема нашего урока.
3. Повторение:
Что такое глагол?
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем временах? (Слайд 3. На экране: по лицам, по числам, по родам, по временам)
Как определить к какому спряжению относятся глаголы?
4. Творческое задание.
Учитель начальных классов:
На прошлом уроке мы с вами рассматривали и обсуждали картину “Весна”.
Учитель информатики:
А мы рисовали весну нашего края. Рассмотрим и полюбуемся вашим творчеством. (Дети рассматривают свои рисунки на экранах мониторов.)
Учитель начальных классов:
Какие глаголы вы использовали при составлении рассказа о родной природе: набухли, текут, прилетели, светит, зеленеет и т.д.
Учитель информатики:
Мы с Екатериной Гавриловной подготовили для вас свои слова. (Слайд 4) Они на экране. К какой части речи они относятся? Уберите “лишние глаголы”, которые не относятся к весне.
Учитель начальных классов:
Из оставшихся слов составим мини-сочинение о весне. (Дети устно составляют предложения). Ваши предложения запишем в форме диктанта.
Учитель информатики:
Мальчики выполняют работу на компьютерах. Девочки пишут в тетрадях.
Учитель начальных классов:
Диктант.
Наступила ранняя весна. Зажужжали пчелы. Распустились первоцветы. Ты дышишь полной грудью. (Определить время глаголов, лицо).
Учитель информатики:
Посмотрите на экран. (Слайд 5). Компьютер показывает нам все допущенные вами ошибки и подсказывает, как их исправить. Для этого вам нужно навести курсор на подчеркнутое компьютером слово, и нажать правую кнопку мыши. (Слайд 6). Машина предложит варианты для исправления ошибок. Вам остается только выбрать верное слово и текст исправлен. (Слайд 7)
Учитель начальных классов:
А вы девочки, глядя на экраны, исправьте свои ошибки и поставьте сами себе оценки.
На экране нормы выставления оценок.(Слайд 8)
5. Физминутка для рук и для глаз. Проводит учитель информатики.
6. Словарная работа. Выполняется двумя группами: группа девочек и группа мальчиков.
Девочки у компьютера заполняют кроссворд с ключевым словом “Сверху”.
Мальчики с учителем заполняют кроссворд на экране с ключевым словом “Снизу”.
(Слайд 9 )
7. Новая информация.
Учитель начальных классов:
Вы познакомились с новыми словарными словами. А также с глаголами-исключениями.
Что такое исключения? (Исключения из правил) (Слайды 10-13)
- Вернёмся к началу урока и поговорим о спряжении этих глаголов – не подчиняются правилам эти глаголы, значит, они относятся к какому спряжению? (2 спряжение)
- Брить, стелить – тоже глаголы-исключения. Значит, эти глаголы относятся к 1 спряжению.
- Я предлагаю вам эти глаголы для запоминания выучить в стихотворной форме (на экране).
- На уроке уже встречались нам глаголы-исключения. Где (в диктанте)? Как вы их написали?
8. Итог урока.
Учитель начальных классов:
На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами-исключениями.
Повторяем глаголы-исключения в стихотворной форме.
Учитель информатики:
Где и как вы научились сегодня применять компьютер? Составьте дома свои кроссворды с глаголами-исключениями.
Желаем удачи!