Сплочение родителей и педагогов для достижения единой цели — всестороннего развития личности ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский сад, в котором я работаю, является “Детским садом компенсирующего вида” для детей от 2 до 7 лет с малыми или затихающими формами туберкулеза. Дети на лечение в МДОУ поступают ослабленные, часто основной диагноз бывает отягощен рядом сопутствующих заболеваний. Для скорейшего выздоровления необходима грамотно разработанная структура лечения, комплексный подход к общему оздоровлению организма. Детям также нужна двигательная активность, но с нашими физически ослабленными детьми эту работу необходимо проводить максимально грамотно, находя оптимальный уровень физической нагрузки.

Поэтому в МДОУ внедрена программа по созданию и функционированию здоровьесохраняющей среды. Но в домашних условиях родители, зачастую, сводят на нет усилия коллектива детского сада, по укреплению здоровья воспитанников.

Часто можно наблюдать две крайности: либо ребенок вне стен детского сада фактически предоставлен самому себе, и может провести все выходные за просмотром мультфильмов;

либо родители, пытаясь объять необъятное, пытаются за короткий период максимально нагрузить своего малыша багажом знаний и умений, успевая в выходные дни и после детского сада посещать 3-4 кружка или секции.

Я убеждена, что и то, и другое наносит неоспоримый вред хрупкому здоровью и без того ослабленных детей.

Необходима работа с родителями по организации в домашних условиях здоровьесохраняющей среды. Также, без сомнения, возникла потребность в сплочении родительского и педагогического коллективов.

На мой взгляд, главным условием для построения совместной деятельности является готовность взрослых быть партнерами ребенка, участниками игр, ведущими и ведомыми. И вместе с тем сохранять безопасность ребенка, обеспечить ему обогащенную среду.

Мне кажется, что недостаточное участие родителей в едином процессе воспитания, связано со сложившимся за долгие годы стереотипом отношений воспитателя и родителей:

  • родители принимают авторитарную позицию воспитателя по отношению к ним;
  • воспитателя это вполне устраивает.

На мой взгляд, именно это и порождает ту незаинтересованность родителей процессом воспитания и обучения в детском саду, которую можно было наблюдать.

Чтобы изменить эти, сложившиеся, отношения необходимо было вводить новые формы работы с родителями. А также внедрять в работу педагогического коллектива детского сада инновационные разработки.

Для решения этой проблемы, я разработала следующий проект:

“ПАПА, МАМА, Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ!”

Я, и другие члены проектной группы, столкнулись со следующей проблемой:

родители неохотно идут на проведение совместных с коллективом педагогов мероприятий, принимая безоговорочно роль пассивного зрителя, не проявляют активность и инициативу.

Актуальность проекта:

Как известно, основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Личность ребенка дошкольного возраста, не посещающего детское образовательное учреждение, фактически полностью формируется в семье. Когда ребенок начинает посещать ДОУ, ответственность за его гармоничное всестороннее развитие в равных долях ложится как на плечи педагогов ДОУ, так и родителей.

В современном обществе, родители зачастую настолько загружены работой и своими проблемами, что после детского сада, и на выходных у них не остается ни сил, ни особого желания заниматься ребенком. Выходные дни, порою, сводятся к банальному просмотру телепередач.

Очень важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному, эмоциональному и физическому развитию, укреплению здоровья.

Положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями.

Цель проекта: интеграция родителей и педагогов для достижения единой цели – всестороннего развития личности ребенка.

Задачи проекта:

  • определение механизмов развития интереса родителей в соучастии в воспитании детей;
  • поиск мной, как педагогом, форм взаимодействия с семьей, которые, как я предполагаю, будут оптимальны в режиме современных отношений ДОУ, семьи, а также результативны в достижении единства в воспитании детей.
  • организация активного отдыха в семье и ДОУ.
  • вовлечение родителей в педагогический процесс.
  • сплочение родителей между собой - организация благоприятной обстановки для формирования коллектива родителей.
  • сделать более разнообразными совместную деятельность и общение всех субъектов образовательного процесса.
  • культивировать эмоционально – устойчивый интерес к различным видам спорта;
  • приобщать детей к истинным ценностям физической культуры через Олимпийское воспитание.

Этапы работы:

Предварительный этап: работа с попечительским советом.

  1. Обсуждение актуальности проблемы, необходимости реализации проекта.
  2. Обсуждение материально – технической стороны проекта.

1 этап.

Организация в каждой группе детского сада “фотовернисажей” “папа мама, я – спортивная семья!”, посвященных зимним видам спорта, преимущественно, конькам.

Проведение занятий, посвященных фигурному катанию. Нацеливание детей на совместный с родителями просмотр телепрограмм “звезды на льду ”, и т.п., различных ледовых шоу.

Всеми возможными педагогическими средствами создавать ореол возвышенности, успешности вокруг детей, которые уже умеют стоять, кататься на коньках, приглашать их на специально организованные занятия в группы, в качестве почетных гостей.

Таким образом, за короткий промежуток времени, возможно, максимально поднять интерес детей к конькам, фигурному катанию.

Развить мотивацию, желание заниматься этим видом спорта.

Этот интерес дети “понесут” домой, передавая родителям свое желание научиться кататься на коньках.

2 этап. Анкетирование родителей. Анкетирование позволит в короткий срок собрать обширный материал по темам “Хочу ли я, чтобы мой ребенок занимался спортом? Что ему это даст?”,

“Что вам мешает в общении с ребенком?”, “Каким вы видите своего ребенка?”

3этап. Организация занятий по обучению азам катания на коньках для всех желающих родителей МДОУ № 312. предполагается организация занятий в выходные дни, в определенное время.

Параллельно предполагается осуществлять 4 этап работы.

4этап. Планирование работы по организации дальнейшей работы вместе с родителями.

Организация “круглого стола” с родителями.

Участие в работе, выбор мероприятий, в которых будут участвовать дети, понимание собственной значимости в процессе создания проекта. Совместное планирование деятельности является предпосылкой заинтересованности родителей в проекте.

Гипотеза: родители сами предложат организовать праздник на льду, как одно из мероприятий по физическому развитию детей.

Спортивный праздник замечателен тем, что на нем создаются благоприятные условия не только для физического развития, укрепления здоровья всех участников, но и для формирования между детьми и родителями отношений, основанных на любви, взаимопонимании, творчестве.

По содержанию предполагается сказочный сюжет, наполненный физическими упражнениями, веселыми эстафетами, подвижными играми в которых участвовать могли бы все желающие, как стоящие на коньках, так и нет.

Дети любят праздники, а если рядом папа и мама - это праздник вдвойне.

5 этап.

По окончанию зимнего сезона оформление памятных альбомов с видеозаписями и фотографиями всем семьям – участникам проекта.

Результаты внедрения проекта.

Я, совместно с другими членами педагогического коллектива, воплотила проект в жизнь:

Были получены следующие результаты:

  • инициатива в организации спортивного праздника принадлежала родителям, а не была навязана педагогами.
  • проведено крупное спортивное мероприятие, организованное родителями, при поддержке педагогического коллектива и попечительского совета.
  • опросы и анкетирования проведенные показывают об удовлетворенности родителей проводимыми мероприятиями и востребованности этой работы.
  • родители активно участвовали в проведении спортивного праздника, оказывали всяческую поддержку в организации и реализации этого мероприятия.
  • родители вовлечены в педагогический процесс, заинтересованы в дальнейшей работе подобного плана.
  • мы, педагоги, в настоящее время, отмечаем заметное сплочение коллектива родителей.

Реализовав проект “Папа, Мама, Я – спортивная семья!”, проектная группа МДОУ, поставила для себя следующую задачу:

На основе накопленных в процессе работы над проектом наработок, проводить различные мероприятия спортивного плана, направленные на сближение коллективов родителей и педагогов.