«Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта – это путь самый горький»
Конфуций
Цели и задачи урока:
- повторить формулы тригонометрии, методы преобразования выражений;
- проверить умение учащихся применять свои знания при преобразовании тригонометрических выражений различного уровня сложности;
- воспитывать у учащихся умение отстаивать свое мнение;
- развивать мышление, внимание, память через постоянное обращение к имеющимся знаниям учащихся;
- формировать интерес к математике.
I. Вступительное слово учителя
В начале урока мне хочется обратить ваше внимание на слова китайского философа Конфуция, записанные на доске.
Сегодня от вас потребуется: и умение размышлять (при выполнении каждого задания), и умение подражать (точное знание формул и их применение), и опыт (навык преобразования тригонометрических выражений). И я надеюсь, что все эти пути действительно приведут вас к знаниям, которые позволят вам в будущем успешно сдать ЕГЭ и продолжить свое образование в Вузах.
А тема сегодняшнего урока – «Тригонометрический лабиринт». Почему тригонометрический, наверное, понятно, а что такое «лабиринт»? Слово «лабиринт» греческое и означает большое сооружение со сложными переходами, поэтому, говоря о лабиринте, подразумевают какое-то запутанное расположение или сочетание чего-нибудь (словарь Сергея Ивановича Ожегова).
Древние считали задачи, связанные с лабиринтом, вообще неразрешимыми. Человек, попавший в лабиринт, не мог уже из него выйти, если только какое-либо чудо или случай не приходили ему на помощь.
Однако безвыходных лабиринтов нет, разобраться и найти выход из самого запутанного лабиринта не составляет особого труда, если только знать, как действовать.
Софья Ковалевская говорила, что «у математиков существует свой язык – это формулы». И сегодня на уроке с помощью этого языка мы попытаемся преодолеть все трудности, не заблудиться и не потеряться в лабиринте тригонометрических выражений.
Итак, сегодня на уроке мы занимаемся преобразованиями тригонометрических выражений. Эта тема очень важна, т.к. из года в год в ЕГЭ включаются такие задания и в часть А, и в часть В.
Что используют для преобразования тригонометрических выражений?
- формулы тригонометрии;
- свойства синуса, косинуса, тангенса и котангенса;
- общие правила тождественных преобразований, такие как:
- приведение дробей к общему знаменателю;
- сокращение дробей;
- формулы сокращенного умножения;
- др.
Обычно целью преобразования является упрощение тригонометрического выражения. Вспомним некоторые формулы, знание которых нам сегодня понадобится.
II. Индивидуальная работа у доски
1) на доске на карточках записаны части формул, ваша задача восстановить каждую из формул:
2) дома вам предлагалось вывести формулы sin3a и cos3a (это новые для нас формулы, мы пока ими не пользовались)
– 2 человека у доски:
а) sin3 = sin(2 + ) = sin2cos + sincos2 = 2sincoscos + sin(1 – 2sin2) = 2sincos2 + sin – 2sin3 = 2sin(1 – sin2) + sin – 2sin3 = 2sin – 2sin3 + sin – 2sin3 = 3 sin – 4sin3.
sin3 = 3sin – 4sin3 |
б) cos3 = cos(2 + ) = cos2cos – sinsin2 = (2cos2 – 1)cos – 2sincossin = 2cos3 – cos – 2sin2cos = 2cos3 – cos – 2(1 – cos2)cos = 2cos3 – cos – 2cos + 2cos3 = 4cos3 – 3cos.
cos3 = 4cos3 – 3cos |
III. Устная работа класса (Приложение1) – применение ноутбука и мультимедийного проектора).
Верите ли Вы, что…
IV. Проверка работы у доски
1) Посмотрите на формулы. Есть замечания? Все верно?
Убедимся в правильности ответа. Перевернем карточки правого столбца, прочитаем слово (с обратной стороны карточек правого столбца написаны буквы, которые образуют слово «Бернулли»).
Иоганн БЕРНУЛЛИ – швейцарский математик, который впервые ввел современные обозначения синуса и косинуса знаками sin и cos в 1739 г. в письме к петербургскому математику Леонарду Эйлеру. Эйлер пришел к выводу, что эти обозначения очень удобны, и стал употреблять их в своих математических работах.
2) Вывод формул cos3 и sin3 – учащиеся объясняют.
V. В тетради: число, классная работа, тема урока
1) Добавим к нашему списку формул формулы тройного угла. Запишите их в тетради.
Задание
Найдите наименьшее и наибольшее значения выражения:
– один ученик работает у доски с полным объяснением |
Ответ: 6 – наибольшее значение, –6 – наименьшее значение.
2) Презентация (Приложение 2) – применение ноутбука и мультимедийного проектора.
Проверим, насколько хорошо мы владеем изученными формулами. Я предлагаю вам задания, вы их решаете в тетради (даете краткое решение), выбираете правильный ответ и заносите в бланк (аналогичный экзаменационному бланку) номер правильного ответа (зафиксируйте № правильного ответа у себя в тетради). На экзаменационную работу отводится 4 ч, но помните, что большую часть времени, наверное, надо потратить на решение заданий части С. А решение заданий частей А и В надо довести до автоматизма. Поэтому время проверочной работы я вам сегодня ограничу.
Учащиеся сдают бланки (аналогичные бланкам ЕГЭ).
Теперь проверим правильность своего решения (на экране остаются только верные ответы).
– Поднимите руки, кто в части А не допустил ни одной ошибки?
– Кто безошибочно справился с частью В?
3) Продолжаем преодолевать препятствия нашего тригонометрического лабиринта.
На доске записаны задания, посмотрите на них внимательно и выберите задания по своим силам.
а) Упростите выражение:
Ответ: –1;
б) Найдите значение выражения:
Ответ: –5;
в) Найдите sin3 – cos3, если sin – cos = 0,8
Ответ: 0,944
г) (резервное) Найдите 20cos( – ), если выполняются равенства
cos + cos = 0,3 и
sin + sin = –1,1
Ответ: –7;
д) (резервное) Найдите значение выражения:
sin2400(sin2750 – sin2 1650)
Ответ: –0,75.
VI. Домашнее задание
Составить тест по теме «Преобразования тригонометрических выражений».
5 заданий части А и 2-3 задания части В.
Задания оформить на одном листе, их решения и ответы – на другом.
Для выполнения домашнего задания можно использовать учебник, различные пособия для подготовки к ЕГЭ.
VII. Итог урока
Подведем итог урока.
Чем сегодня занимались на уроке?
Что нового узнали?
Для чего надо знать формулы тригонометрии?
Мне хочется еще раз обратиться к словам Конфуция. Сегодня нам пришлось и размышлять, и подражать, и применять свой опыт при преобразовании тригонометрических выражений. И все эти пути, действительно, ведут к новым знаниям.
Подводя итог нашего урока, хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда могли найти путь из любого лабиринта, и пусть ваши знания, умения и навыки помогут вам в этом, и помните, безвыходных лабиринтов нет!
Спасибо за урок.