Цель урока: Постановка и решение учебной орфографической задачи: обозначение гласных после шипящих Ч, Щ
Задачи урока:
- Конкретизировать позиционный принцип обозначения звуков (фонем) буквами (правила графики). Познакомить с новыми буквами, звуками; орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Формировать умение составлять звуковые и буквенные модели слов. Формировать навык чтения. Обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивать память, произвольное внимание, логическое мышление, связную речь.
- Воспитывать интерес к знаниям, взаимоуважение. Воспитание любви к природе, к родному краю.
Ход урока
1. Организационный этап.
Со звонком дети хором произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы? Дети: Всё в порядке!
Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, что у всех хорошее боевое настроение. Сегодня мы продолжим знакомство с буквами и звуками русского языка. А моим главным помощником на уроке будет сегодня…Незнайка. Не удивляйтесь, пожалуйста. Как гласит русская пословица: “Цыплят по осени считают”. А как вы её понимаете? Вот в конце урока вы и ответите, чему нас научил Незнайка, и чему его научили мы с вами. Давайте расскажем ему всё о буквах.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2.1. Работаем по таблице “Лента букв”. - Покажите и назовите гласные верхнего ряда. (а о у э ы).
- Какую “работу” они выполняют? (Показывают твёрдость предыдущего согласного и обозначают гласный звук.)
- Покажите и назовите гласные буквы нижнего ряда. (я ё ю е и)
- Для чего нужны эти гласные буквы? (Они обозначают мягкость предыдущего согласного и обозначают звуки.)
- Покажите и назовите все изученные нами звонкие согласные, потом — глухие.
- С какими буквами познакомились на предыдущем уроке? Дайте полную характеристику этих звуков. (Буквы Ж и Ш — парные по звонкости-глухости, обозначают только твёрдый согласный звук.)
- С какой орфограммой познакомились на прошлом уроке? (ЖИ и ШИ пиши с буквой И.)
- А почему звук [ы] нужно обозначать буквой И? (Нет необходимости показывать твёрдость этих согласных звуков, и поэтому нам нужна гласная буква, выполняющая одну “работу”.)
- Объясните, пользуясь схемой, как работают гласные буквы. (Все гласные буквы могут выполнять две работы, а одну могут выполнять только буквы А, О, У, Э, И).
2.2. А теперь помогите Незнайке решить задачу. Прочитайте текст.
Как зовут братика?
У Светы есть маленький братик Василий. А как зовут его Света и мама?
Катя написала его имя так: Васьа.
Игорь - так: Васья.
А Леня написал так: вася.
Так кто из ребят написал имя правильно?
Незнайка шепчет мне, что он точно знает: Игорь. Прав ли он?
Да, вы правы: это задание - “ловушка”. Все ребята допустили ошибки. Как они рассуждали? Исправьте их. А как же правильно? (Катя вспомнила, что имена людей пишут с заглавной буквы, но забыла, что для обозначения мягкости предыдущего согласного и передачи звука [а] достаточно одной буквы: это работа буквы Я. У Игоря в имени появился звук [й'], которого не должно быть; он не учёл, что после буквы Ь буква Я обозначает два звука. Лёня написал имя со строчной буквы, а имена пишем с заглавной.)
Поднимите руку, ребята, у кого есть младшие братишки и сестрёнки.
Расскажите, как вы заботитесь о них, в какие игры играете.
Этап усвоения новых знаний.
3.1. Работа в тетрадях для печатания.
- Что записано на доске? Верно, это числа. Кто нам сумеет объяснить значение слова ЧИСЛО? Число – это основное понятие в математике—величина, при помощи которой производится счёт.
- Кто сумеет их назвать?
(Запись на доске: 51,70, 63, 122). - -Давайте вместе запишем звуковую модель слова ЧИСЛА. (Ученик на доске составляет модель, даёт характеристику каждому звуку: например: звук [ч']- согласный, глухой, мягкий; звук [и] - гласный, ударный и т. д.). А теперь запишем буквенную модель этого слова. (Ученик комментирует: звук [и ] обозначает буква И, звук [с] обозначает буква С, и т.д.).
-А как будем обозначать звук [ч']? Кто знает, какой буквой? Найдите её на ленте букв.
- Итак, посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Чч. На что она похожа?
- Дайте полную характеристику буквы. ( Буква Ч - непарная глухая согласная, передаёт только мягкий звук [ч'] ).
- Прочитаем в слоговой таблице все возможные слияния с новой буквой. (ЧА, ЧО, ЧЁ, ЧУ, ЧИ, ЧЕ).
3.2. А теперь внимание на экран. Перед вами “Богатыри”. Мы уже знакомы с этой замечательной картиной художника В.М.Васнецова. Покажите и назовите известные вам предметы вооружения богатырей.
Молодцы. Покажите ещё раз щит и объясните значение этого слова. Давайте заглянем в “ Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова и найдём точное объяснение слова ЩИТ. Щит — предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости (из дерева, металла, жёсткой кожи) для предохранения от ударов, стрел.
- Продолжаем работу в тетради. Самостоятельно запишите звуковую модель слова ЩИТ - Сверьте свою запись с записью на доске. У кого верно? Молодцы.
- А кто сумеет сделать буквенную модель? Какая буква обозначает звук [щ'] - Итак, Посмотрите, как пишется заглавная и строчная буква Щщ. Что она вам напоминает?
- Дайте полную характеристику буквы Щ. (Буква Щ - непарная глухая согласная, обозначает один мягкий звук [щ']) - Прочитаем слияния с новой буквой по слоговой таблице.
- Как вы думаете, ребята, почему буквы Ч и Щ мы изучаем на одном уроке вместе? - Верно, эти буквы обозначают непарные мягкие согласные звуки.
- А нужно ли специально обозначать мягкость с помощью буквы последующего гласного? (Конечно, нет.)
Вывод: нужна гласная, которая выполняет одну работу.
- Молодцы, вы хорошо потрудились. Незнайка приглашает нас отдохнуть.
Физкультминутка.
Звучит запись песни М. Минкова “Гимн Незнайки” из телефильма “Незнайка с нашего двора”. Под весёлую ритмичную мелодию дети повторяют движения за ученицей, подготовившей комплекс упражнений к этому уроку.
- Согласны ли вы, ребята, что, как поёт Незнайка, “всё на свете невозможно знать”? Тогда, может, и учиться не нужно? (Свободные высказывания-рассуждения детей на поставленный вопрос).
3.3. Продолжим работу с изученными буквами и звуками. Запишем модели ещё четырёх слов.
- А вы должны догадаться, почему именно эти слова нам предложили авторы учебника.
- Итак, слово ЧАШКА. Что такое чашка? Дайте краткое объяснение этого слова. (Чашка – сосуд для питья. Чашка – предмет чайного сервиза. Чашка – это посуда)
- Составьте звуковую модель. (Один из учеников выполняет работу на доске: даёт полную характеристику звуку, обозначает его условным знаком.)
- Звук [ч']– согласный (чертит квадрат, делит его по диагонали), глухой, мягкий (закрашивает “подушечку”).
- Звук [а] — гласный (чертит круг), ударный (ставит знак ударения)…
- А теперь запишем буквенную модель слова ЧАШКА. Так как не нужно показывать мягкость согласного звука [ч'] нужна гласная, которая может выполнять одну работу. Звук [а] обозначаем буквой А.
- По аналогии работаем со словом РОЩА. Приходим к выводу, что ЧА и ЩА пишется с буквой А. Модели слов ЧУЛКИ и ЩУКА дети делают по выбору.
После проверки с доски дети делают вывод: ЧУ и ЩУ пишется с буквой У. Так как написание ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ не устанавливается на слух (потребовалось обоснование выбора буквы), это орфограмма.
- Итак, ответьте на поставленный ранее вопрос: почему автор взял эти слова для моделей? Можно ли было взять какие-то другие слова или нельзя? Молодцы. Хорошо поработали, пора отдохнуть. А давайте отправимся в лето! Согласны?
Физкультминутка.
Дети хором читают стихи и выполняют движения.
Раз, два три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Остановка на лугу,
Я скорей туда бегу.
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш первый класс.
Вот такой букет у нас!
- А нужен ли нам этот огромный букет цветов? Да, мы с вами лучше полюбуемся красотой луга и полежим на траве. Закройте глазки, положите голову на парту и представьте себе, как ярко светит солнышко, как ласкает нас тёплый ветерок, как приятно лежать на цветущей поляне, слушать голоса обитателей луга…
Этап закрепления новых знаний.
4.1. Работа по учебнику “ Букварь” (авторы В.В. Репкин, П.С.Жедек, В.А.Левин). - Прочитайте про себя слова в столбиках стр.100. Чтение вслух по столбикам с кратким объяснением значения всех слов. (Чиж - лесная птичка, вечер-часть суток, конец дня и т.д.)
4.2. Решите “Задачку про ручку” (стр.100). Без нашей помощи Незнайке трудно справиться с этим заданием. Поможем Незнайке?
1) Петина ручка закатилась в щель.
2) Ваня привинтил ручку к двери без папиной помощи.
- Какое слово встретилось в обоих предложениях?
- Одинаково ли их значение? Докажите. Как называются такие слова?
(В первом предложении слово обозначает предмет письменной принадлежности, во втором значение иное: часть предмета, за которую его держат или берутся рукой.)
Физкультминутка.
Сидя за партами, дети за учителем выполняют упражнения: всевозможные потягивания, вращения. Массаж пальцев сопровождается эмоциональным выразительным чтением стихотворных строк.
Раз, два, три, четыре, пять…
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый главный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный—
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
4.3. Работа в тетрадях: прописывание букв Ч, Щ. Письмо слогов и слов с буквами Ч и Щ.
После анализа письменных букв, демонстрации написания их на классной доске первоклассники работают в тетрадях.
4.4. Блиц-опрос по теме урока.
- С какими буквами познакомились на уроке? В чём их сходство? Чем они отличаются от других букв русского алфавита?
Этап информации учащихся о домашнем задании.
- Как вы думаете, ребята, что я задам вам на дом? - Правильно, вы должны рассказать родителям и другим членам семьи, чем мы занимались на уроке, и что нового вы узнали. - А кто хочет научиться сочинять коротенькие стихи? Есть такие? Замечательно! На странице 101 нашего букваря есть весёлое задание. Найдите рисунок и прочитайте, что под ним написано.
(Щука щуку укусила…)
- Что же было дальше? Завтра мы послушаем истории, которые вы придумаете дома. - Какие есть вопросы по выполнению домашнего задания?
Рефлексия.
- Понравился ли вам урок?
- Что запомнилось больше всего?
- Что нового для себя узнали?
- Кому за работу на уроке скажем: “Спасибо”?
- Кто очень старался?
- У кого за урок не испортилось настроение?
- Помог ли нам Незнайка? Чем помог?
- Скажем спасибо ему и всем тем, кто работал с полной отдачей, с интересом, с настроением.
- Вспомним наш девиз: “Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!”.