Урок во 2-м классе "Выразительность музыки"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  1. Развитие способностей учащихся воспринимать содержание музыкального произведения как художественно-образное отображение действительности средствами пластического и вокального интонирования, ритмической и вокально-ритмической импровизации.
  2. Создание условий для эмоциональной отзывчивости детей на музыкальное произведение.

Задачи урока:

  1. Активизация музыкального восприятия через творческую деятельность.
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости через музыкально-ритмические движения.
  3. Продолжить формирование импровизационных, коммуникативных, певческих навыков детей.
  4. Развитие и воспитание коммуникативных качеств младших школьников на уроках музыки.

Оформление доски:

  1. На доске - тема урока: “Выразительность музыки”;
  2. Иллюстрация к “Песне Ленивой лягушки”, музыкальные термины;
  3. Иллюстрация к песне “Пряничный теремок”, музыкальные термины;
  4. Иллюстрация к пьесе “Микки Маус”, музыкальные термины:
  5. Портрет Д.Шмитца.

Репертуар:

  1. “Песня Ленивой лягушки”, музыка А. Абрамова из музыкальной сказки “Лягушка и Пеликан”;
  2. “Пряничный теремок”, музыка А. Журбина;
  3. М. Шмитц, фортепианная пьеса “Микки Маус”;
  4. А. Варламов песня “Ням–Ням”;
  5. А. Варламов песня “Семь нот”.

Ход урока

Вступление:

У – Музыкальное приветствие: “Добрый день”.

Учитель аккомпанирует хоровому традиционному началу урока.

Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)

Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)

Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)

Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)

Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)

Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).

Тема нашего урока сегодня – выразительность музыки. Давайте прежде всего вспомним, что может выразить музыка?

Д – Музыка может выразить настроение, чувства, мысли каких-то героев и даже их характер.

У – Верно, а какие чувства может выразить музыка?

Д – Грусть, печаль, тоску, радость, тревогу, нежность, боль…

У – Правильно. Сегодня мы будем размышлять, как связаны музыка и настроение, музыка и чувства, музыка и характер, а помогут нам в этом ребята из вокального ансамбля “Веселые нотки” и артисты школьного музыкального театра.

Основная часть:

К вам в гости пришла героиня музыкальной сказки “Лягушка и Пеликан”. Познакомьтесь с этой необычной лягушкой и послушайте ее песенку, а потом вместе поразмышляем над характером, настроением лягушки и песенки, которую она спела. Но прежде я хочу немного рассказать об этой лягушке.

Жила лягушка-квакушка на болоте вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Это была особенная лягушка. Ей всегда было скучно. Она скучала с первого дня своего рождения. Что только не придумывали родители, чтобы разогнать ее тоску. Но целыми днями лягушка сидела под корягой и пела свою песню.

Давайте послушаем ее песню.

(Исполняется Песня Ленивой лягушки).

Не знаю, чем заняться мне, -
Сижу совсем одна…
Я здесь тоскую в тишине
Без отдыха и сна…

Припев:

Ах, какая я одинокая!
Даже квакать лень,
Даже плакать лень,
И скучаю я, и скучаю я,
И скучаю я целый день.

Деревья скучные растут
На скучном берегу…
Зачем там птицы гнезда вьют, -
Понять я не могу…

Припев:

Куда торопиться река,-
Пусть кто-то объяснит…
Скучают в небе облака,
И солнышко грустит…

Припев:

У – Ребята, вам понравилась песня???

Д – Да…

У – Как вы думаете, ребята, почему лягушка все время грустит?

Д – Потому что она… ничего не делала, была ленивой…

У – Правильно. Это была ленивая лягушка и от безделья ей всегда было очень скучно. Скажите, ребята, а что такое лень?

Д – Лень – это черта характера.

У – Правильно. Значит можем мы сказать, что музыка песни выразила характер нашей героини?

Д – Можем…

У – А настроение лягушки она выразила?

Д – Выразила.

У – Какое?

Д – Тоскливое, печальное, грустное.

У – Правильно. Роль лягушки исполнила самая маленькая артистка нашего музыкального театра, 1-классница Микунова Ксюша.

У – Ребята, а кто может назвать черту характера, противоположенную лени?

Д – Трудолюбие.

У – А сейчас мы с вами познакомимся с песней, в которой главные герои очень любят трудиться.

(Звучит песня “Пряничный теремок”)

Там, где кукарекал спозаранку
Звонкий леденцовый петушок,
Выглянул из леса на полянку
Самый небывалый теремок.

Припев:

В пряничном домике,
Домике, домике
Пряничные гномики
Жили-поживали.
В пряничном домике,
Домике, домике
Пряничные гномики
Пряники жевали.

Гномики работать обожали,
Пряники сажали круглый год.
С вёдрами гуськом маршировали,
Мёдом поливали огород.

Припев:

В гости шли по пряничной тропинке
Пряничный павлин и даже слон,
Песенки кружились на пластинке,
И плясал в присядку граммофон.

Припев:

У – А кто являются героями этой песни?

Д – Гномики.

У – А что они делают?

Д – Гномики сажают на огороде пряники.

У – Правильно. Давайте, ребята, разучим эту песню.

(Вокально-хоровая работа по разучиванию песни “Пряничный теремок”)

У – Скажите, похожа ли эта песня на песенку Ленивой лягушки?

Д – Нет.

У – А почему не похожа?

Д – Потому, что она веселая, радостная, задорная…, а песня лягушки грустная, тосклиавя…

У – Правильно. Герои этих песен не похожи друг на друга, поэтому и музыка такая разная.

(Учитель показывает игрушечную мышку). Ребята, кто это?

Д – Мышонок

У – Верно. Назовите своих любимых мышат, которые живут в мультфильмах.

Д – Джерри, Пик, Микки Маус…

У – Правильно. Мне тоже нравятся эти мышата. Скажите, а чем они вам так нравятся?

Д – Они веселые, забавные, озорные, хитрые.

У – Конечно. Сейчас я сыграю вам две мелодии, а вы подумайте и скажите, какая из этих мелодий лучше отражает характер и настроение мышат?

(Звучит медленная протяжная и веселая, озорная мелодии)

У – Какая же из этих мелодий лучше отражает характер мышат и их настроение?

Д – Вторая.

У – Правильно. Вторая мелодия так и называется – “Микки Маус”. Написал эту музыку американский композитор Д.Шмитц, а придумал и нарисовал самого мышонка американский художник и мультипликатор Уолт Дисней.

Сейчас я исполню музыкальное произведение “Микки Маус”, а для вас будет несколько заданий: вы будете внимательно слушать музыку, смотреть отрывок из мультфильма про Микки Мауса и хлопать в ритм музыки.

(Звучит музыка, полняются ритмические упражнения, видео без звука).

У – Молодцы ребята! Вам весело было?

Д – Да!

У – Я хочу вам представить еще одного гостя. Угадайте, кто это?

Под соснам, под елками,

Лежит мешок с иголками.

Д – Ежик.

У – Правильно. Это ежик. Вы сейчас отгадали загадку. А вы знаете, что эту загадку можно инсценировать, то есть поставить маленький спектакль и не простой, а музыкальный. Но сначала необходимо сочинить мелодию на слова загадки, а все герои этого спектакля будут ее петь и одновременно внимательно слушать рассказчика.

Далее:

  1. Дети сочиняют мелодию.
  2. Знакомятся с героями спектакля.
  3. Распределяются роли.
  4. Вручаются маски для участников спектакля.
  5. Звучит сказка, дети инсценируют ее.

Инсценировка:

(Учитель выступает в роли рассказчика, а дети – играют роли).

Шел по лесу Топтыгин, уколол себе лапу. Побежал по сырому бору, заорал во все медвежье горло:

Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками

Удивилась лиса, думает: “Что это за мешок такой”? Нельзя ли из него выгоду какую-нибудь извлечь? Идет по лесной тропинке, тихонечко бубнит себе под нос:

Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.

А за нею малые лисятки прыгают, озорничают, друг друга перебивают:

Под соснам, под елками
Лежит мешок с иголками.

Не вытерпела Лиса, остановилась,собрала лисят в кружочек и таинственным голосом нашептывает: “Тише, тише….”

Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.

Пошли детки за матерью на цыпочках, переглядываются, тоненькими голосочками подпевают:

Под соснам, под елками
Лежит мешок с иголками.

Увидела с дерева старая Ворона такое странное шествие, решила последовать за остальными, вдруг и ей что-нибудь перепадет из того мешочка:

Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.

Только Ворона ни одного слова без своего любимого “Кар-кар” произнести не может. И получается у нее так:

Под соснам, кар-кар,
Под елками, кар-кар,
Лежит мешок, кар-кар,
С иголками, кар-кар.

Смешно стало лягушатам. Как Ворона говорит, стали они ее передразнивать, да только вместо “кар” у них “ква” получается:

Под соснам, ква-ква,
Под елками, ква-ква,
Лежит мешок, ква-ква,
С иголками, ква-ква.

У – Наш спектакль еще не закончен. Скажите, ребята, как бы вы хотели, что бы он закончился? Подумайте об этом дома и мы доиграем на следующем уроке.

Вывод:

Сегодня мы с вами слушали очень много разной музыки. Скажите, а почему она такая разнообразная?

Д – Потому, что она выражает много разных чувств, переживаний, настроений

У – Конечно ребята, очень разнообразен и богат мир музыки, потому что только музыка способна воплотить в звуках чувства и настроения каждого из нас.

Спасибо вам большое за работу на уроке. Сегодня вы еще раз доказали, какие вы все замечательные и талантливые.