Цели урока:
- Развитие способностей учащихся воспринимать содержание музыкального произведения как художественно-образное отображение действительности средствами пластического и вокального интонирования, ритмической и вокально-ритмической импровизации.
- Создание условий для эмоциональной отзывчивости детей на музыкальное произведение.
Задачи урока:
- Активизация музыкального восприятия через творческую деятельность.
- Развитие эмоциональной отзывчивости через музыкально-ритмические движения.
- Продолжить формирование импровизационных, коммуникативных, певческих навыков детей.
- Развитие и воспитание коммуникативных качеств младших школьников на уроках музыки.
Оформление доски:
- На доске - тема урока: “Выразительность музыки”;
- Иллюстрация к “Песне Ленивой лягушки”, музыкальные термины;
- Иллюстрация к песне “Пряничный теремок”, музыкальные термины;
- Иллюстрация к пьесе “Микки Маус”, музыкальные термины:
- Портрет Д.Шмитца.
Репертуар:
- “Песня Ленивой лягушки”, музыка А. Абрамова из музыкальной сказки “Лягушка и Пеликан”;
- “Пряничный теремок”, музыка А. Журбина;
- М. Шмитц, фортепианная пьеса “Микки Маус”;
- А. Варламов песня “Ням–Ням”;
- А. Варламов песня “Семь нот”.
Ход урока
Вступление:
У – Музыкальное приветствие: “Добрый день”.
Учитель аккомпанирует хоровому традиционному началу урока.
Добрый день (пропевает учитель по трезвучию до мажора - вверх)
Добрый день (пропевают ученики по трезвучию до мажора - вниз)
Говорим мы (пропевают ученики по трезвучию вверх)
Каждый день (пропевают ученики по трезвучию вниз)
Этими словами (пропевают ученики по ступеням звукоряда до 5-й ступени – вверх)
Здороваемся с вами (пропевают ученики с 5-й ступени – вниз).
Тема нашего урока сегодня – выразительность музыки. Давайте прежде всего вспомним, что может выразить музыка?
Д – Музыка может выразить настроение, чувства, мысли каких-то героев и даже их характер.
У – Верно, а какие чувства может выразить музыка?
Д – Грусть, печаль, тоску, радость, тревогу, нежность, боль…
У – Правильно. Сегодня мы будем размышлять, как связаны музыка и настроение, музыка и чувства, музыка и характер, а помогут нам в этом ребята из вокального ансамбля “Веселые нотки” и артисты школьного музыкального театра.
Основная часть:
К вам в гости пришла героиня музыкальной сказки “Лягушка и Пеликан”. Познакомьтесь с этой необычной лягушкой и послушайте ее песенку, а потом вместе поразмышляем над характером, настроением лягушки и песенки, которую она спела. Но прежде я хочу немного рассказать об этой лягушке.
Жила лягушка-квакушка на болоте вместе со своими родителями, братьями и сестрами. Это была особенная лягушка. Ей всегда было скучно. Она скучала с первого дня своего рождения. Что только не придумывали родители, чтобы разогнать ее тоску. Но целыми днями лягушка сидела под корягой и пела свою песню.
Давайте послушаем ее песню.
(Исполняется Песня Ленивой лягушки).
Не знаю, чем заняться мне, -
Сижу совсем одна…
Я здесь тоскую в тишине
Без отдыха и сна…
Припев:
Ах, какая я одинокая!
Даже квакать лень,
Даже плакать лень,
И скучаю я, и скучаю я,
И скучаю я целый день.Деревья скучные растут
На скучном берегу…
Зачем там птицы гнезда вьют, -
Понять я не могу…
Припев:
Куда торопиться река,-
Пусть кто-то объяснит…
Скучают в небе облака,
И солнышко грустит…
Припев:
У – Ребята, вам понравилась песня???
Д – Да…
У – Как вы думаете, ребята, почему лягушка все время грустит?
Д – Потому что она… ничего не делала, была ленивой…
У – Правильно. Это была ленивая лягушка и от безделья ей всегда было очень скучно. Скажите, ребята, а что такое лень?
Д – Лень – это черта характера.
У – Правильно. Значит можем мы сказать, что музыка песни выразила характер нашей героини?
Д – Можем…
У – А настроение лягушки она выразила?
Д – Выразила.
У – Какое?
Д – Тоскливое, печальное, грустное.
У – Правильно. Роль лягушки исполнила самая маленькая артистка нашего музыкального театра, 1-классница Микунова Ксюша.
У – Ребята, а кто может назвать черту характера, противоположенную лени?
Д – Трудолюбие.
У – А сейчас мы с вами познакомимся с песней, в которой главные герои очень любят трудиться.
(Звучит песня “Пряничный теремок”)
Там, где кукарекал спозаранку
Звонкий леденцовый петушок,
Выглянул из леса на полянку
Самый небывалый теремок.
Припев:
В пряничном домике,
Домике, домике
Пряничные гномики
Жили-поживали.
В пряничном домике,
Домике, домике
Пряничные гномики
Пряники жевали.Гномики работать обожали,
Пряники сажали круглый год.
С вёдрами гуськом маршировали,
Мёдом поливали огород.
Припев:
В гости шли по пряничной тропинке
Пряничный павлин и даже слон,
Песенки кружились на пластинке,
И плясал в присядку граммофон.
Припев:
У – А кто являются героями этой песни?
Д – Гномики.
У – А что они делают?
Д – Гномики сажают на огороде пряники.
У – Правильно. Давайте, ребята, разучим эту песню.
(Вокально-хоровая работа по разучиванию песни “Пряничный теремок”)
У – Скажите, похожа ли эта песня на песенку Ленивой лягушки?
Д – Нет.
У – А почему не похожа?
Д – Потому, что она веселая, радостная, задорная…, а песня лягушки грустная, тосклиавя…
У – Правильно. Герои этих песен не похожи друг на друга, поэтому и музыка такая разная.
(Учитель показывает игрушечную мышку). Ребята, кто это?
Д – Мышонок
У – Верно. Назовите своих любимых мышат, которые живут в мультфильмах.
Д – Джерри, Пик, Микки Маус…
У – Правильно. Мне тоже нравятся эти мышата. Скажите, а чем они вам так нравятся?
Д – Они веселые, забавные, озорные, хитрые.
У – Конечно. Сейчас я сыграю вам две мелодии, а вы подумайте и скажите, какая из этих мелодий лучше отражает характер и настроение мышат?
(Звучит медленная протяжная и веселая, озорная мелодии)
У – Какая же из этих мелодий лучше отражает характер мышат и их настроение?
Д – Вторая.
У – Правильно. Вторая мелодия так и называется – “Микки Маус”. Написал эту музыку американский композитор Д.Шмитц, а придумал и нарисовал самого мышонка американский художник и мультипликатор Уолт Дисней.
Сейчас я исполню музыкальное произведение “Микки Маус”, а для вас будет несколько заданий: вы будете внимательно слушать музыку, смотреть отрывок из мультфильма про Микки Мауса и хлопать в ритм музыки.
(Звучит музыка, полняются ритмические упражнения, видео без звука).
У – Молодцы ребята! Вам весело было?
Д – Да!
У – Я хочу вам представить еще одного гостя. Угадайте, кто это?
Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.
Д – Ежик.
У – Правильно. Это ежик. Вы сейчас отгадали загадку. А вы знаете, что эту загадку можно инсценировать, то есть поставить маленький спектакль и не простой, а музыкальный. Но сначала необходимо сочинить мелодию на слова загадки, а все герои этого спектакля будут ее петь и одновременно внимательно слушать рассказчика.
Далее:
- Дети сочиняют мелодию.
- Знакомятся с героями спектакля.
- Распределяются роли.
- Вручаются маски для участников спектакля.
- Звучит сказка, дети инсценируют ее.
Инсценировка:
(Учитель выступает в роли рассказчика, а дети – играют роли).
Шел по лесу Топтыгин, уколол себе лапу. Побежал по сырому бору, заорал во все медвежье горло:
Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками
Удивилась лиса, думает: “Что это за мешок такой”? Нельзя ли из него выгоду какую-нибудь извлечь? Идет по лесной тропинке, тихонечко бубнит себе под нос:
Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.
А за нею малые лисятки прыгают, озорничают, друг друга перебивают:
Под соснам, под елками
Лежит мешок с иголками.
Не вытерпела Лиса, остановилась,собрала лисят в кружочек и таинственным голосом нашептывает: “Тише, тише….”
Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.
Пошли детки за матерью на цыпочках, переглядываются, тоненькими голосочками подпевают:
Под соснам, под елками
Лежит мешок с иголками.
Увидела с дерева старая Ворона такое странное шествие, решила последовать за остальными, вдруг и ей что-нибудь перепадет из того мешочка:
Под соснам, под елками,
Лежит мешок с иголками.
Только Ворона ни одного слова без своего любимого “Кар-кар” произнести не может. И получается у нее так:
Под соснам, кар-кар,
Под елками, кар-кар,
Лежит мешок, кар-кар,
С иголками, кар-кар.
Смешно стало лягушатам. Как Ворона говорит, стали они ее передразнивать, да только вместо “кар” у них “ква” получается:
Под соснам, ква-ква,
Под елками, ква-ква,
Лежит мешок, ква-ква,
С иголками, ква-ква.
У – Наш спектакль еще не закончен. Скажите, ребята, как бы вы хотели, что бы он закончился? Подумайте об этом дома и мы доиграем на следующем уроке.
Вывод:
Сегодня мы с вами слушали очень много разной музыки. Скажите, а почему она такая разнообразная?
Д – Потому, что она выражает много разных чувств, переживаний, настроений
У – Конечно ребята, очень разнообразен и богат мир музыки, потому что только музыка способна воплотить в звуках чувства и настроения каждого из нас.
Спасибо вам большое за работу на уроке. Сегодня вы еще раз доказали, какие вы все замечательные и талантливые.