Цели урока:
- Ввести физическое понятие массы, как меры инертности тел.
- Развивать логическое мышление и умение делать выводы из просмотренных демонстраций.
- Воспитывать уважение друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Два ученика решают задачи у доски.
- за какое время плывущий по течению реки плот пройдет 15км, если скорость течения реки 0,5м/с?
- в течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72км/ч. Какой путь прошел за это время?
Устная работа с классом по графикам движения.
- определить путь, пройденный телом за 4с (рис. 1).
- по графикам определить скорость каждого тела. У какого тела скорость больше? (рис. 2)
устный счет
- скорость тепловоза 28м/с, а автомобиля 36км/ч. Что из них быстрее?
- скорость скворца 72км/, а скорость велосипедиста 25м/с. Кто из них быстрее?
Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?
3. Демонстрация опыта
Прежде, чем перейти к изложению нового
материала, демонстрируется
опыт с тележками. В первом опыте, когда мы
рассматриваем систему “те
лежка - пластинка” механическое движение не
возникает
При взаимодействии двух тележек и пластинки мы наблюдаем возникновение механического движения у двух тележек.
Делая разными грузы на тележках, мы замечаем, что они приобретают различные скорости.
Вывод: взаимодействие тел приводит к изменению их скоростей. Причем, скорости изменяются по-разному. Если тело при взаимодействии с другим меньше изменяет свою скорость, то говорят, что оно более подвижно (более инертно), вводится понятие инертности.
4. Новый материал.
Масса и инертность
Знаю я с седьмого класса:
Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?
Из проведенных опытов ученики делают вывод, что тела большей массы более инертны, чем тела меньшей массы.
Таким образом, масса - это мера инертности тел. Следовательно, инертность - свойство присущее всем материальным объектам (материальным точкам).
Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:
- если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.
- если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.
За единицу массы в системе СИ принят 1 килограмм. Эталон массы хранится в г. Севре во Франции. Копии эталона хранятся в разных странах.
Производными единицами являются:
1г = 0,001кг 1т= 1000кг 1мг = 0,000001кг 1ц= 100кг |
Масса в физике обозначается буквой т.
5. Закрепление пройденного материала
Разобрать решения задач №№ 195-197 задачника. Отдельно можно предложить некоторым ученикам задачи повышенной трудности.
Задачи повышенной трудности:
Порожняя тележка массой 2кг, двигаясь со скоростью 2м/с, столкнулась с груженой тележкой. Вследствие столкновения порожняя тележка остановилась, а груженая начала двигаться со скоростью 0,4м/с. Какая масса груженой тележки? (Ответ: 10кг)
Человек, бегущий со скоростью 8м/с, догнал тележку, двигающуюся со скоростью 2м/с, и вскочил в нее. В результате скорость тележки стала 6м/с. Какова масса человека, если масса тележки 40кг? (Ответ: 80 кг)
6. Итог урока.
Оценки за урок. Рефлексия.
Что нового узнали для себя?
Что такое масса?
7. Домашнее задание.
§ 19, задачи каждому ученику