Цели урока:
- проверка усвоения навыков решения различных видов показательных уравнений;
- рассмотрение способа решения показательных уравнений с использованием свойств функции;
- решение уравнений функциональным методом.
Ход урока
I. Проверка выполнения домашнего задания.
Учащимся на прошлом уроке было предложено решить показательные уравнения из вступительных экзаменов в вузы. Те учащиеся, которые справились с решением, записывают решение на доске, остальные проверяют свои решения и исправляют ошибки.
1. (МГУ, физический факультет) Ответ: 1;3.
2. (МГУ, факультет почвоведения) Ответ: 0;8.
3. (Финансовая академия при правительстве РФ)
Ответ:
4. (Финансовая академия при правительстве РФ) Ответ: 3.
5. (МГТУ им. Баумана) Ответ: 4.
6. (МГТУ им. Баумана) Ответ: 1.
7. (МГТУ им. Баумана) Ответ: 0,5; - 0,5.
II. Самостоятельная работа учащихся.
Решите уравнения:
1 вариант | 2 вариант |
1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. . |
1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5. . |
Учащиеся выполняют самостоятельную работу и сдают ее на проверку.
III. Решение показательных уравнений с использованием свойств показательной функции.
1.
Это уравнение № 457 (а) в учебнике под ред. А.Н. Колмогорова предлагается решить графическим способом. Учащимся предлагается выполнить задание, а затем ответить на вопрос: “Обязательно ли для решения этого уравнения строить графики функций?”. Ответ: “Функция возрастает на всей области определения, а функция - убывает. Следовательно, графики таких функций имеют не более одной точки пересечения, а значит, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим, что ”.
Далее предлагается, используя свойство монотонности функций, решить следующие уравнения:
2.
3.
4.
Для решения этого уравнения нужно вспомнить еще одно свойство функций: ограниченность. Функция принимает значения >1, а – 1 < > 1, поэтому равенство возможно только в том случае, если обе части уравнения одновременно равны 1. Значит, Решая эту систему, находим, что х = 0.
5. Найти число решений уравнения и дать обоснование ответа.
Решение. Рассмотрим две функции: и Преобразуем их:
, .
Значит, равенство возможно, если Эта система решений не имеет, а значит, и данное уравнение тоже не имеет решения.
6. При каких значениях параметра а уравнение имеет нечетное количество корней?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить еще одно свойство функций – четность, нечетность. Функция является четной, так как . Так как график четной функции симметричен относительно оси ординат, то если является корнем уравнения, то и тоже является корнем уравнения. Поэтому данное уравнение может иметь нечетное количество корней только тогда, когда является корнем. Подставляя в уравнение, имеем:
7. Решите уравнение
Решение. Пусть , t > 0. Тогда уравнение принимает вид Это уравнение является квадратным относительно t. Решая его, находим корни , что не удовлетворяет условию введения новой переменной и . Значит, . Это уравнение при х < - 1 решений не имеет, т.к. > 0, а < 0. При х > - 1 функция является возрастающей, а функция - убывающей, значит, уравнение имеет не более одного корня. Подбором находим х = 1.
IV. Домашнее задание
Прочитать п. 36 учебника и выполнить № 465, 471.