Развитие коммунитивно-речевых умений младших школьников через восприятие картин

Разделы: Начальная школа


“Если ученик в школе не научится
Сам творить, то и в жизни он всегда
Будет только подражать, копировать”.
Л.Н. Толстой

Одним из показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Исходя из этого, главная цель по развитию речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать связно свои мысли в устной и письменной форме, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание; развивать в детях литературно-творческое начало.

Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Считаю, что прекрасным стимулятором детского речевого творчества служит картина. Картина воздействует на чувства ребёнка, открывает перед ним такие стороны жизни, с которыми ребёнок не мог бы столкнуться в своем непосредственном опыте. Она активизирует детей, развивает внимание и наблюдательность, помогает развитию мышления, эстетического вкуса; расширяет их кругозор, обогащает словарный запас. Сочинение по картине развивает воображение детей и в этом смысле является более высокой ступенью в обучении сочинениям.

Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, формирует у детей коммуникативно-речевые умения.

Важное место в формировании коммуникативно-речевых умений детей принадлежит сочинениям по серии сюжетных картин, поскольку они помогают развитию способности вникать в смысл и содержание произведений, пополнению, уточнению и активизации словарного запаса, приобретению умения определять логическую последовательность событий, устанавливать взаимосвязь между предметами.

Составление сочинения по сюжетным картинкам может идти по следующему плану:

  • Определение порядка расположения рисунка, которого требует содержание;
  • Рассматривание всех рисунков;
  • Придумывание заголовка по всему рассказу;
  • Анализ содержания каждого рисунка;
  • Устный пересказ частей текста;
  • Написания сочинения.

Но необязательно все уроки проводить по такому плану, можно эту работу разнообразить.

Рассмотрим на примере сюжетных картин “Два упрямца” (2-й класс) Для рассматривания ученики получают только 1 картину. Учитель объясняет, что на этой картине дано начало рассказа о двух упрямых козликах, а продолжение учащиеся составляют сами. Учитель и класс слушают придуманные несколькими детьми рассказы и выбирают лучший из них.

img3.jpg (21374 bytes)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

После этого учитель раздаёт две другие картинки, чтобы ученики могли сравнить придуманные ими авторские сюжеты.

А можно поступить иначе. Работа начинается с последней, третьей картинки. Учитель поясняет, что это конец случившегося с козликами несчастья. Дается задание, составить рассказ под названием “Два упрямца”. В случае затруднения детям предлагается две первые картинки.

Ещё одним вариантом по созданию текста на основе этих рисунков является сочинение – мозаика, (соединение отдельных частей в единое целое). Методика его проведения может быть следующей. Учащиеся рассматривают серию рисунков под руководством учителя, выявляют их тему, основную мысль, последовательность событий, придумывают заголовок. После этого класс делится на группы, количество которых зависит от числа рисунков. Каждая группа дает описание только одного рисунка. Затем из совокупности которых, как из отдельных разноцветных камешков, складывается мозаика – общее сочинение.

После этого дети самостоятельно пишут сочинение по всей серии рисунков.

В зависимости от степени подготовки класса, учитель сам определяет, каким вариантом он воспользуется.

Интереснейший вид упражнений по развитию связной речи был предложен в своё время известным отечественным методистом М.А.Рыбниковой – сочинение на основе фотомонтажа.

Фотомонтаж представляет собой, по определению М.А.Рыбниковой, сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу “перекликающихся тем, иногда переходящих даже в контраст, противоположность”.

Например, М.А.Рыбникова предлагает такие сочетания, как верблюд и поезд, пешеход и самолет.

Сочинение по одной картине значительно труднее предыдущих видов. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в 3–4-х классах.

В методике обучения по сюжетным или пейзажным картинам можно выделить несколько основных этапов.

1 этап – подготовка учителя к сочинению по картине. Сюда входит: определение основных задач урока, выделение коммуникативно-речевых умений, которые предполагается формировать на данном этапе обучения, выбор картины, её анализ, определение основного замысла, изучение биографии и творчества художника, истории создания картины, составление плана урока.

2 этап – подготовка учащихся к сочинению. Рассмотрим на примере картины И.И. Левитана “Золотая осень” (Рисунок № 4).

Рис. 4

  • ·Экскурсия в осенний лес с целью наблюдения за деревьями, (экскурсию лучше проводить в солнечный день). Во время экскурсии обратить внимание на краски осеннего леса, прозрачное голубое небо, послушать, о чём шепчутся листья.
  •  Завести “корреспондентский блокнот” для записи учащимися своих впечатлений и полученной информации.

а) подобрать произведения (стихотворения, рассказы) про осень, созвучные той картине, которую видели на экскурсии.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
(Ф.Тютчев)

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводили.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
В пурпурке осинке, только дуб зелёный
Утешает осень: “Не жалейте лета!
Посмотрите — роща золотом одета”.
(З.Федоровская)

Осень

В начале осени есть прекрасная пора. Это золотая осень....Тишина в лесу. Оглянись! Какая красота!

Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки. Желтизна берёзок будто золотая. Но вот из желтизны проглядывает вечнозелёная хвоя елочек и сосен.

Свеж и прозрачен воздух. Голубое небо. Солнце ласкает землю.

б) Работа с деформированным текстом.

Золотая, наступила, осень

По, плывут, небу, облака, лёгкие

В, осень, лес, забрела

На, молоденькие, накинула, берёзки, лёгкие она, сарафаны

Трепетные, на, накинула, ярко-красную, осинки, шаль

Хорошо, в, осенью, лесу

в) Вставьте в предложения нужные по смыслу слова

Как... кружатся над нами пёстрые, осенние листья.

Круглые, красные листья осины вспыхивают как....

Кончилось...лето. Пришла... осень. По небу бегут ...облака. Дует ветер. Закружились в воздухе...листья. Они покрыли землю... ковром.

г) Свободный диктант

Берёзы и клёны покрыла осень лимонной желтизной, а листья осины разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник ярко-красный, весь, как огонь, горит. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она как разукрасить. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

(По Г.Скребицкому)

д) ответить на вопросы несколькими предложениями: Какое время года наступило после лета?

Какая стоит погода?

Какое небо?

Как выглядит лес осенью?

Слова для справок: золотая осень, великолепная, лёгкие облака, трепетная осинка, как огонь, горит, золотые сарафаны. 3 этап-урок обучающего сочинения по картине.

1) Молчаливое рассматривание картины

2) Беседа по картине

  • Представьте себе, что мы пошли на прогулку. Куда мы пришли? (На опушку леса.)
  • Что означает слово “опушка”? (Край леса.)
  • Какое время года изображено на картине?
  • Докажите, что это осень.
  • Это начало или конец осени?
  • Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Хочется побегать на опушке, загребая листья ногами; послушать, о чём шепчут листья, просто помолчать.)
  • Какие деревья художник изобразил слева от реки?
  • Почему осинки можно назвать трепетными?
  • Как разукрасила их осень?
  • Какие деревья изображены вдали?
  • Что можно сказать о наших любимцах-берёзках?
  • Какой наряд подарила осень берёзкам? (Осень накинула на них лёгкие сарафаны.)
  • Что за одинокое дерево растёт на право стороне реки?
  • Какого цвета наряд у этой берёзки? (Она вся золотая.)
  • Все ли деревья оделись в золотой наряд?
  • Какие деревья остаются зелёными?
  • Посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (Вода у берегов тёмная, как в омуте, очень холодная.)
  • Что видно на высоком берегу?
  • Почему крестьянские домики такие маленькие?
  • Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый (небо ясное, ветра нет, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве и на реке).
  • Какие краски использовал художник?
  • Какое настроение вызывает картина?
  • Почему?

Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой то срок установится сухая и тёплая погода, появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух. Художник даёт нам возможность почувствовать красоту жизни, прелесть осенив полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня.

Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание не только художников, но и композиторов. Великий русский композитор П.И.Чайковский в 1876 году написал музыкальный альбом “Времена года”. Послушайте одну из музыкальных пьес “Сентябрь”. Что вы представляли себе, когда слушали музыку?

Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана и впечатлением, полученным от музыки Чайковского.

3) Речевая подготовка.

а) Поберите синонимы к словам:

художник-живописец, пейзажист, мастер кисти;

создаёт – пишет;

картина – полотно, репродукция;

б) Название каких цветов и оттенков модно употребить при написании? (Жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой, тёмно-синий, бледно-голубой, коричневый.)

в) Найдите неточно употребленное слово и замените его. Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу. Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыть) золотистой листвой, г) Обратите внимание на правописание слов: здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверх.

4) Составление записи и плана.

5) Пересказ по плану.

6) Написание сочинения (использование материалов из “корреспондентского блокнота”).

Очень часто сочинение по картине вызывает у детей сложности. Почему? Бедный запас слов, неумение подобрать синонимы, стилистические ошибки при построение фраз, наконец, отсутствие навыков построения плана – вот основные причины трудностей школьников.

Преодолеть их можно, только постоянно упражняясь.