Цели и задачи:
- Определить состав комплекса конструкционных материалов; сформировать представление о металлургическом комплексе, его значении, составе, роли в экономике; рассмотреть основные типы металлургических предприятий; изучить географию черной металлургии, сформировать представление о важнейших проблемах комплекса.
- Продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации: картами, схемами, таблицами; учить анализировать и сопоставлять, выделять главное, решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Продолжить патриотическое воспитание учащихся, воспитывать чувство гордости за достижения Нориильска в развитии металлургии страны, любовь к Родине, к труду; уважение к людям рабочих профессий; продолжить экологическое воспитание учащихся.
Оборудование:
- карта “Черная металлургия”,
- схемы,
- раздаточный материал,
- тестовый материал,
- условные знаки,
- атласы,
- учебники.
Дополнительная литература:
- Элькин Г. Н. Методическое пособие
- Родионова И. А. Экономическая география России
- Дронов В. П. Рабочая тетрадь
География: от урока к экзамену.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Подготовка к активному усвоению материала.
Учитель: На прошлом уроке мы закончили изучение ТЭК России, а теперь начинаем изучение комплекса конструкционных материалов. В ходе урока необходимо определить состав
ККМ, определить значение металлургического комплекса и выяснить, как особенности металлургии влияют на её географию.
3. Изучение нового материала
Учитель: Для решения данного проблемного вопроса необходимо выяснить состав ККМ:
Анализ схемы: “Структура ККМ” рис. 37, с. 138.
Беседа:
1. Как вы считаете, почему эти два комплекса объединили в один?
2. Что же такое конструкционные материалы?
Объяснение: конструкционные - материалы, предназначенные для изготовления готовых изделий (н-р, чугун, древесина, пластмассы)
(запись нового понятия в тетрадь).
Беседа: Что, по-вашему, является главным фактором размещения предприятий комплекса конструкционных материалов?
Учитель: В наибольшей степени на сырьевой фактор ориентируется металлургический комплекс – это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы.
(запись нового понятия в тетрадь).
В его состав входят:
- черная;
- цветная металлургия.
90% всех металлов, применяемых в производстве – черные металлы (железо и сплавы).
Россия занимает 4-е место в мире по пр-ву стали (60 млн.т) после Китая (130 млн. т.), Японии (110 млн. т.), США (100 млн. т.)
Беседа: В чем значение металлургии?
Рассказ: Металлургия – отрасль, прославившая Россию. Нам гордиться тем, что живём мы в рудной столице России (Талнах) и людьми – тружениками, вашими отцами, которые свою жизнь связали с нелёгким, но почётным делом – добычей руды и выплавкой металла.
О значении и развитии цветной металлургии, о роли в ней АО “Норильский Никель” мы будем говорить на следующем уроке.
А сейчас мы вернёмся к нашему проблемному вопросу: Как особенности металлургии влияют на её географию?
Использование игрового момента:
Учитель: Для решения данного вопроса подготовимся к работе географического телетайпа. Важно уметь в лаконичной (сжатой) форме передать характерные особенности металлургического комплекса России.
С этой целью каждой группе (класс предварительно был разбит на 3 группы) необходимо проанализировать текст учебника и подготовить телетайпное сообщение об особенностях металлургического производства: комбинировании, концентрации, трудоемкости, материалоёмкости, влиянии на экологию.
Самостоятельная работа учащихся с учебником
Учитель: Итак, работает наш телетайп. Сообщение нашего корреспондента от группы 1, о главной особенности металлургии: комбинировании. Ребята объясняют, как они поняли этот процесс.
(запись нового понятия в тетрадь).
Комбинирование – объединение на одном предприятии (комбинате) нескольких технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей.
Рассказ учителя о способах производства стали:
- доменный способ;
- кислородно-конверторный способ: передел жидкого чугуна в сталь (без подвода теплоты) продувкой металла в конвертере технически чистым кислородом сверху;
- электроплавильный способ.
Включаем наш телетайп: сообщение корреспондентов от группы 2 о других особенностях металлургического комплекса:
- концентрация и монополизация;
- трудоёмкость;
- материалоёмкость;
- огромные затраты.
Группа 3: сообщение о влиянии металлургии на состояние окружающей среды.
Задание частично-поискового характера:
используя полученные знания об особенностях металлургии, рисунок 38 в учебнике, из набора предложенных условных знаков, обозначающих факторы размещения предприятий различных отраслей (топливный, сырьевой, лесной, водный, наличия морского порта, энергетический, потребительский, трудовых ресурсов, транспортный, расположение между сырьевой и топливной базами, научный, концентрации производства), учащиеся выбирают те, которые определяют географию черной металлургии.
Представитель каждой группы прикрепляет необходимые условные знаки на доске.
Учащиеся делают вывод, что размещение предприятий черной металлургии зависит от: наличия топлива, сырья, энергетического обеспечения, концентрации производства, удобного транспортного положения, наличия трудовых ресурсов.
Частично-поисковая деятельность: работа с картой “Черная и цветная металлургия”:
1. Равномерно ли расположены предприятия металлургии по территории страны?
2. Каким образом распределены предприятия отрасли по территории страны?
Объяснение учителя: группа металлургических предприятий, использующие общие рудные или топливные ресурсы и обеспечивающие главные потребности хозяйства страны в металле называется металлургической базой.
На территории России сформировались три базы: Центральная, Уральская и Сибирская.
Самостоятельная работа с учебником, картами: используя текст учебника, рис. 39 с.149 определите специфику каждой базы: основные месторождения железных руд, угля, их грузопотоки (при недостающем количестве), крупные центры металлургии.
Группа 1. Центральная база.
Группа 2. Уральская.
Группа 3. Сибирская.
Представители групп прикрепляют на карте условные знаки: - железная руда, - каменный уголь, - центр металлургии:
Центральная база:
КМА, завоз из Кольско - Карельского района
Печорский, завоз из Кузбасса, Донбасса.
Череповец, Липецк, Старый Оскол
Уральская база:
Качканар, завоз из Казахстана, Кольского п-ва, КМА
завоз из Кузбасса, Караганды
Нижний Тагил, Магнитогорск, Челябинск
Сибирская база:
Приангарье, Горная Шория
Кузбасс
Новокузнецк
Учитель: Таким образом, каждая из баз имеет свои особенности; чем они принципиально отличаются друг от друга?
4. Закрепление нового материала.
Тест (каждому участнику группы отдельный тест) (см. Приложение.doc)
5. Итог урока
В начале урока мы ставили вопрос: как особенности металлургии влияют на её географию. Что мы можем сказать сейчас, изучив материал: существует ли связь между особенностями металлургического производства и особенностями размещения его предприятий?
Ответ уч-ся: В ходе урока мы увидели, что особенности металлургии влияют на размещение её предприятий. Так, наибольшее скопление предприятий размещается в районах добычи сырья, топлива и энергии, наличия трудовых ресурсов, а металлургическое производство сконцентрировано на предприятиях-гигантах – комбинатах, где происходит весь процесс: от добычи руды до выплавки металла.
6. Домашнее задание
§25, индивидуальное: подготовить сообщения на темы:
- Талнахские руды и их обогащение на Талнахской обогатительной фабрике.
- Металлургические предприятия Норильского промышленного района.