Использование медиаобразовательных педагогических технологий при обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки


Жизнь современного человека уже невозможно представить без средств массовой информации. Учебная же информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, хотя выпускники школы должны обладать не только функциональной грамотностью по изученным учебным курсам, но и быть подготовленными к жизни в современном информационном пространстве.

Около 5 лет назад в нашей школе был создан кружок “Английский и компьютер”. В начале ставилась задача освоения определенного набора операций с компьютером, необходимого для изучения иностранного языка. Это работа с программами Word, Power Point, Publisher, Excel, когда иностранный язык служил в основном средством для их использования и создания учащимися простейших работ. Ребята научились работать с электронными словарями LINGVO, Promt, Alphabyte, энциклопедиями Britannica, Encarta.

Важным приемом формирования письменной грамотности учащихся мы считаем работу с клавиатурой. На занятиях кружка ребята не просто печатают предложенные им, всегда тематически связанные с изучаемым программным материалом, небольшие стихи, загадки, смешные или просто короткие познавательные истории. Здесь они, изучая новые приемы работы с текстовым редактором Word, выполняют задания, связанные с изучением иностранного языка. Например, стихи о временах года нужно оформить как открытку, к загадке подобрать ответы в форме картинки, придумать заголовок к маленькому тексту и оформить его в Word Art, сделав это на цветном фоне, который так или иначе связан с эмоциями, вызванными на занятии (рефлексия).

У учеников, работающих с компьютером, появляется потребность в творчестве, и они охотно изучают элементы компьютерного дизайна. Это дает большие возможности для активизации изучаемого программного материала. На начальном этапе (5-6 класс) учитель готовит к каждому занятию для каждого ученика инструкционную карту, где подробно расписывает алгоритм его действий, подбирает набор картинок из Интернета, образец готовой работы для просмотра на экране при помощи проектора.

На втором этапе ученикам представляется большое количество печатных материалов по теме (в том числе из электронных энциклопедий, Интернета). Материалы нужно просмотреть, выбрать главное, сформулировав кратко основное содержание, чтобы разместить его на слайдах Power Point, или для того, чтобы, пользуясь несколькими источниками, собрать информацию для создания авторских работ в форме текстов. После того, как ученики научатся самостоятельно пользоваться электронными энциклопедиями, материалами Интернета на английском языке, они могут свободно применять упомянутые выше программы для создания авторских работ. В основу данной деятельности положен метод творческих проектов и личностно ориентированный подход к обучению.

Получив необходимый объем лексико-грамматических знаний, включив их в активную речь на этапе совершенствования ЗУН, ученики в соответствии с личными интересами расширяют и углубляют программный объем знаний в рамках изучаемой темы. Каждый выбирает свое направление в работе, составляет под руководством учителя план, подбирает видеоматериалы, продумывает компьютерный дизайн в соответствии с избранной темой и программой. Как показывает опыт, наиболее простой для использования на этом этапе создания проекта является программа Power Point, где ученическая работа, представляет из себя расширенный и иллюстрированный план ответа. Здесь у ученика формируется умение анализировать большой объем материала, выделять главное и формулировать его.

В отличие от традиционного проектного подхода, учащиеся работают не только в группах, но и индивидуально, так как достаточно высокий уровень освоения текущего учебного материала позволяет им самостоятельно создать творческий монопроект.

Программа Microsoft Publisher используется для создания буклетов, если включает небольшой объем материала. Работа состоит из 4-х частей, где первый лист – титульный, часто включающий девиз (крылатые фразы, пословицы, поговорки, цитаты) и резюме, вытекающее из изложенной на втором листе темы. Второй лист состоит из трех логически законченных частей. Эта форма выбирается в тех случаях, когда дополнительный материал имеет небольшой объем. Например, в темах “Экология”, “Мода”, на первых этапах изучения темы “Праздники”.

Microsoft Publisher для создания бюллетеней используется учащимися чаще всего. Это наиболее привычная форма письменной работы с иллюстрациями, где не ограничен ее объем – от одной до шести и более страниц. В этой программе учениками 7 класса выполнены работы “Мое путешествие”, “Наш вечер отдыха”, “Экскурсия в краеведческий музей”, “Походы по родному краю”, “Моя школа”; девятиклассники выполнили работы “Величайшие тайны мира”, “Британский образ жизни”, “Спорт”; ученики 10 класса – “Структура политической власти Великобритании” (выбраны темы “Конституционная монархия и страны Британского содружества”, “Взаимоотношения ветвей власти в Великобритании”, “Частная жизнь королевской семьи”, “Принц Вильям – следующий король?”, “Путешествие по королевским замкам Великобритании”).

Нами активно используются межпредметные связи. Члены научного общества “Вереск” работали над темами “Страны изучаемого языка” - 11 класс, совместно с учителями истории; “Жизнь на малых островах Великобритании” - 9 класс, совместно с учителем географии; “Мир Галактик” - 11 класс, совместно с учителем астрономии. В работе по астрономии ученица проследила развитие науки с древнейших времен, состояние астрономических тел (звезд, комет, астероидов), их скоплений (Галактик, Туманностей), изложена гипотеза возникновения и природы Черных Дыр. Итоги оформлены в программе Word (рефераты с иллюстрациями, при защите использовались презентации в программе Power Point). Эти работы являются результатом серьезной исследовательской деятельности над проблемами, идущими далеко за рамки учебной программы не только по иностранному языку, но и астрономии, географии, истории.

Программа Microsoft Excel используется нами на этапе формирования лексико-грамматических навыков говорения и письма: учащиеся заполняют таблицы и строят графики, разрабатывают тематические кроссворды и чайнворды, в основном самостоятельно давая толкование лексических единиц, реже давая прямой перевод с русского на английский. Это, с одной стороны, позволяет лучше запомнить их правописание, а с другой – включить в активный словарь, т.к. эти печатные работы служат в том числе и для организации практики устной речи.

В основном данная работа проводится в компьютерном классе во внеурочное время и требует от самого учителя большой подготовки к встрече с учащимися, чтобы руководить их творческой деятельностью, помочь им, прежде всего, осмыслить огромный дополнительный материал, полученный ими самостоятельно, и совместно найти пути его изложения на иностранном языке. Но эта работа обречена на успех, так как в ней заинтересованы сами ученики. Их не надо убеждать в необходимости изучения этого предмета, у них уже сформирована глубокая мотивация его изучения. Учителю остается только учить.

К сожалению, нельзя не отметить, что ни одна из известных изданных в России компьютерных программ не вписывается в существующие УМК по иностранному языку. На наш взгляд, выходом из сложившегося положения является методика создания интерактивных обучающих пособий в среде Power Point, разработанная доцентом Курского государственного университета Д.Д.Климентьевым. Она позволяет учителю самому или вместе с учащимися, не прибегая к помощи профессиональных программистов, создавать качественные электронные пособия с использованием элементов дистанционных образовательных технологий, открывающих перед учащимися огромные познавательные возможности.

Нами, как и авторами этой методики, была предпринята попытка создания авторской педагогической среды, позволяющей учителю и ученику самостоятельно создавать авторские проекты на основе мультимедийной технологии.

Уроки домашнего чтения при обучении учащихся английскому языку располагают большими возможностями для создания и использования интерактивных обучающих пособий. При работе над рассказом А.К.Дойла “Собака Баскервилей” в 9 классе нами использовались задания из Рабочей тетради И.В.Цветковой (М., ГЛОССА, 1997).

Разработанное нами пособие служит для развития речевой компетенции учащихся, т.е. коммуникативных умений в говорении, чтении и письме, для развития их языковой компетенции, т.е. овладения новыми орфографическими, лексическими и грамматическими средствами, а также социокультурной компетенции – приобщение учащихся к культуре и реалиям страны изучаемого языка (приложение 1).

Большинство заданий носит тестовый характер и позволяет ученику самостоятельно организовать свою учебную деятельность как на уроках, так и во внеурочное время. Работа учащихся организована следующим образом: ученик самостоятельно прочитывает главу из рассказа, уточняет произношение новых, нужных ему для устного высказывания слов при помощи звукового электронного словаря LINGVO-11, выполняет полученные на бумажных носителях задания для формирования вышеназванных компетенций, а затем продолжает эту работу уже с интерактивными пособиями, которые служат для самоконтроля и закрепления учебного материала. В среде Power Point разработаны задания, в формате, позволяющем ученику не только узнать, правильно ли он выполнил задание, но и без промедления исправить свои ошибки, если они были допущены.

К каждому заданию созданы слайды социокультурной направленности, отображающие содержание данной главы, для чего использовано большое количество видеоматериалов Интернета.

Ряд заданий выполнен в текстовом редакторе Word, что позволяет оптимизировать выполнение заданий типа “reconstruction of the text”, где расположенные с нарушением логической последовательности отрывки текста нужно разместить в правильном порядке. Для этого учащимся дается рабочий вариант и заготовленная таблица, где им нужно методом перетаскивания drag-and-drop восстановить исходный вариант. Задания такого типа входят в ЕГЭ. Работа с таблицами позволила создать ряд заданий типа: найди в тексте слова, заканчивающиеся или начинающиеся на определенный словообразовательный суффикс или префикс, и заполни ячейки заготовленной учителем таблицы.

В рамках среды Excel выполнены различные задания типа кроссвордов, чайнвордов и др.

Каждое задание обеспечено ключом, расположенным на отдельном файле.

Задания логично скомпонованы в единое целое, связаны гиперссылками с содержанием заданий ко всему рассказу, что позволяет быстро найти необходимый материал.

Программа Fine Print позволила заранее подготовить печатные задания в форме брошюр разной степени сложности и объема для каждого ученика на весь год, что является элементом научной организации труда и позволяет желающим опережать изучение учебного материала. Таким образом, не представляет сложности решение технической проблемы доведения до каждого ученика оптимального варианта, который он может выбрать сам для себя.

Использование медиаобразовательных педагогических технологий, в том числе разнообразных авторских интерактивных заданий, позволяет учителю в большей степени учесть интересы каждого учащегося, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, резко повысив мотивацию изучения английского языка.

Литература

  1. Донец И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования. Школьные технологии -2002, №1, с 47-50.
  2. Зазнобина Л.С. Медиаобразование в школе: как же выжить в мире СМИ http//www.courier.com.ru/homo/media/htm.
  3. Климентьев Д.Д. Технология разработки интерактивных обучающих пособий в среде Power Point. Курский государственный университет, 2006.
  4. Полат Е.С. Метод проектов. Программа обучения Intel Обучение для будущего. Электронное приложение к учебному пособию.
  5. Федоров А.В. Медиаобразование в Великобритании http//www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/htm.