Мультимедийные технологии в преподавании национально-регионального компонента. Урок "История исследования территории Красноярского края"

Разделы: География


Цель урока:

  • Проследить основные этапы исследования и изучения территории Красноярского края с 16 по 19 век.
  • Продолжать формирование информационной компетентности учащихся через составление электронного продукта с помощью технологии Web-Quest и оформлением результатов в программе MS PowerPoint.

Задачи урока:

  • Используя Интернет-ресурсы, определить вклад первопроходцев и исследователей данного периода времени в изучении территории Красноярского края.
  • Составить свою презентацию о деятельности исследователей, представить и защитить ее перед ученической аудиторией в классе.

Место урока: Курс “География России. Природа” в 8 классе, раздел “Общая характеристика природы России”, тема “Освоение и изучение территории России”.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Самостоятельная работа по составлению электронного продукта с помощью технологии Web-Quest и оформлением результатов в программе MS PowerPoint.

Оборудование: Работа проводится в компьютерном кабинете с доступом в Интернет, необходим также мультимедийные проектор и экран.

Подготовительный этап:

Учитель до урока готовит презентацию в программе MS PowerPoint (Приложение). В этой презентации находится тема урока, цели урока и задание для учащихся, в основной части презентации на каждом слайде выведены фамилии, портреты путешественников и исследователей территории Красноярского края, а также ссылки на ресурсы в Интернет-сети. С помощью данных ссылок и предложенной учителем инструкции учащиеся должны работать на уроке.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы живём в удивительно красивом месте - Красноярском крае. Наш родной край не только красив и могуч, он богат разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье и топливо, руды цветных, редких и драгоценных металлов, ценнейшее химическое сырье, огромные лесные пространства, значительные водные ресурсы – вот неполный перечень природных достояний территории края. В наше время Красноярский край стал значительной сырьевой и топливной базой хозяйства России.

Начиная с 16 века, эта территория манила к себе людей любознательных и смелых. Сначала это были путешественники – первопроходцы, промысловики и охотники, затем – исследователи и ученые.

Цель нашего урока - проследить основные этапы исследования и изучения территории Красноярского края с 16 по 19 века, определить вклад первопроходцев и исследователей данного периода времени в изучении территории Красноярского края.

2. Установка на работу.

Работа проводится в парах за компьютерами с выходом в Интернет.

 Инструктивная карточка.

  1. Найдите на Рабочем столе и откройте презентацию “История исследования территории Красноярского края.
  2. Внимательно прочитайте цели урока и задание. Определите, какой слайд вы будете использовать в качестве опоры для работы.
  3. Используя ссылки, изучите материал об исследователях территории Красноярского края.
  4. Составьте презентацию из 2-3 слайдов, в которой отразите следующие данные:
    1. Фамилия, имя, отчество, факты личной биографии исследователя.
    2. Его вклад в изучении и исследовании территории Красноярского края.
  5. Иллюстрируйте свою презентацию портретами, рисунками, картами.
  6. Сохраните презентацию под своими фамилиями и поместите ее в Общую папку.
  7. Представьте свою работу одноклассникам.

 3. Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой каждая пара знакомится со сведениями об определенных персоналиях. Следуя заданию, они оформляют результаты своей работы в программе MS PowerPoint.

Учащиеся работают с персоналиями:

1) Ермак.

2) Андрей Дубенский

3) Даниил Готлиб Мессершмидт

4) Иоганн Георг Гмелин

5) Федор Иванович Миллер

6) Дмитрий и Харитон Лаптевы

7) Прончищевы

8) Челюскин

9) П.С.Паллас

10) П.А.Чихачев

11) А.Ф.Миддендорф

4. Представление результатов работы. На этом этапе проходит мини-конференция. Каждая пара представляет на экране с помощью проектора итоги своей работы - составленную презентацию, и рассказывает об изученном ими вопросе.

5. Подведение итогов.