Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.
Создание технологий и способов развития личности, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и которые, запуская механизмы саморазвития, обеспечивают готовность личности к самореализации, самоконтролю и самокоррекции, социальной адаптации – вот один из основных приоритетов образования.
Вопросы становления самоопределения и саморазвития человека находят отражение в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации. Решение данной проблемы предполагает анализ содержания образования и систематизацию наработанный практического опыта.
Основные проблемы, выявленные нами, заключаются в определении:
критериев отслеживания жизненной успешности учащихся, продуктивности деятельности педагога и эффективности применяемой технологии;
в проектировании технологий развивающих способность к саморазвитию.
Объектом особого внимания становится восприятие ребенком образа своего "Я", самооценка, мотивация, уровень притязаний, способность к самоанализу и самоопределению, социальный статус, способ и стиль учения, и их влияние на развитие творческих способностей учащегося, его успехи в учебной деятельности, взаимоотношения с учителями, родителями, товарищами и, наконец, с самим собой, психологическое здоровье школьника.
Таким образом, развитие способности к саморазвитию на начальной ступени образования, продуктивность работы педагога в данном направлении и эффективность применяемой технологии мы предлагаем оценить через следующие критерии, представленные в таблице № 1.
За последние годы была разработана и апробирована программа исследования, подобраны соответствующие методики и способы контроля, выбираемые педагогом в зависимости от условий педагогического процесса.
Таблица 1
Базовые критерии | Контрольные критерии |
|
|
Особое место занимает проблема проектирования технологий развития способности к саморазвитию.
Необходима целостная технология, применяемая, внедряемая и разрабатываемая учителем, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, и своего профессионального мастерства, в умении использовать наиболее эффективную технологию или технологический прием в той или иной области, в зависимости от конкретных условий образовательного процесса.
Основа такой технологии заложена, на мой взгляд, в личностно-ориентированных технологиях обучения и воспитания.
Для их внедрения важна реализация следующих позиций:
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей, выявленных с помощью специальных исследований;
- образовательный процесс при личностно-ориентированном обучении строится на основе способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивационных особенностей, субъектного опыта, возможности реализовать себя в процессе познания учебной деятельности, а так же с учетом особенностей этого пути, определяя способ и стиль учения у каждого конкретного учащегося;
- личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности содержания, форм и методов обучения, выбор которых осуществляется педагогом с учетом индивидуального развития ребенка.
Особое внимание, по моему мнению, следует обратить на развитие самооценки и творческих способностей учащихся, как основы способности к саморазвитию.
Ядром технологии являются следующие методы формирования самооценки учащихся:
- оценивание на безотметочной основе с использованием дискрептивных шкал оценивания;
- взаимооценки, групповые и самооценки учащихся;
- методика "Волшебные линеечки" (Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова);
- рефлексивный самооценочный дневничок (на основе которого в настоящее время ведется разработка самомониторинга учащегося).
Развитие творческих способностей учащихся через участие в выставках, конкурсах, викторинах, концертах, олимпиадах, коллективных творческих делах, инсценировках, классном театре, является одним из важнейших элементом в представленной технологии.
Системой контроля для реализации, данной педагогической технологии является программа исследования уровня развития учащегося.
Вся полученная информация поступает в педагогический мониторинг личностных достижений учащихся – единую форму накопления и обработки информации из всех видов диагностики, что обеспечивает эффективность и целенаправленность ее использования, а так же способствует управлению образовательным процессом по результату, возможность коррекции задач, технологии и средств обучения с учетом полученных результатов.
Технология контроля базируется на системе параметров и критериев "образовательного ментального опыта" Е.А. Климова, В.Н. Дружинина, М.А. Холодной.
Такой подход позволяет оценить результат образования в плане способа его достижения, и проследить уровень развития самосознания, самооценки и саморазвития ребенка, а также оценить образованность в единстве ее составляющих.
Кроме того, такой подход отражает идеи гуманистической педагогики в том, что все дети способны к творчеству, социальной адаптации, но у каждого ребенка свой путь развития.
На основе данных параметров и критериев разработана диагностическая модель, обеспечивающая возможность перехода от заявленных критериев оценки к уровням достижения стандарта, взаимосвязь системы рейтинговой оценки и традиционной шкалы.
Это повышает объективность оценивания, уровень мотивации к учебной деятельности, удовлетворенность образовательным процессом, влияет на развитие способности к саморазвитию.
Данная работа ведется на протяжении нескольких лет. Об ее успешности можно судить по данным исследования:
За период обучения в начальной школе значительно повысился уровень развития самооценки учащихся, ее адекватность; уровень притязаний в соответствии со стремлениями и возможностями ребенка. Удалось развить способность к самоанализу и самоопределению (59% учащихся имеют высокий уровень ее развития), повысить уровень образованности детей, самокритичность и объективность самооценочного суждения. Значительно вырос уровень мотивации учащихся – до 70% пятиклассников обладают положительно-направленной мотивацией к учению.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод об успешной социальной адаптации учащихся на следующей образовательной ступени, в 5 классе, а так же эффективности и целесообразности применения личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания, направленных на максимальное развитие и саморазвитие, познание и самопознание, совершенствование и самосовершенствование личности учащегося.