Развитие инновационной научно-методической деятельности в гимназии

Разделы: Администрирование школы


МОУ “Сангарская гимназия” - первая инновационная школа в Кобяйском улусе была создана в 1997 году.

Основной причиной открытия гимназии была необходимость предоставить наиболее способным детям оптимальные условия для получения широкого образования, углубленного изучения предметов. Исходя из реальных условий и возможностей, изучив социальный заказ родителей и учеников, основанный на данных поступлений в ВУЗы предыдущих лет, было выработано собственное направление: углублённое изучение естественных и гуманитарных наук.

В первые годы работы на плечи администрации легла огромная организационная работа, систематизация планирования, изучение нового педагогического коллектива, создание и комплектование классов.

Появились новые учебные предметы: валеология, естествознание, второй иностранный язык, риторика. Начала формироваться система дополнительного образования (театральная и изостудии, кружки).

Постепенно накапливался опыт и понимание особенностей гимназического образования, которое в современных условиях должно быть образованием повышенного типа с усложнённой учебной программой, направленной на развитие творческого потенциала личности. Становление такой модели гимназии было невозможно без серьёзных инновационных изменений образовательной среды: внедрения новых эффективных педагогических технологий, содержательных программ, формирования нового стиля работы преподавателей, улучшения подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Систематическая работа по осуществлению инновационных преобразований началась с разработки главного документа, определяющего стратегию развития образовательного учреждения – «Программы развития МОУ «Сангарская гимназия» (Приложение 1). Проанализировав социальную ситуацию, разработчики выявили главное противоречие в работе гимназии: невозможность осуществлять жёсткий конкурсный отбор детей в существующих социальных условиях, необходимость обучения на высоком уровне без строгого предварительного отбора учащихся. В документе было дано аналитическое обоснование главной проектной идеи: «Разработка и внедрение в гимназии гуманистической (антропологической) модели образовательной системы». Данная тема составляет основу экспериментальной работы гимназии. Далее были расписаны системные изменения, которые должны были произойти в работе гимназии, заданы главные направления деятельности по достижению новых образовательных результатов, и определены инновационные программы, направленные на реализацию задач, поставленных в Программе. «Программа развития МОУ «Сангарская гимназия» ежегодно корректируется. Главные инновационные программы, реализуемые Сангарской гимназией в настоящее время это:

1. «Организация предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов» (автор: Левина Л.И – заместитель директора по учебной работе).

2. «Современные образовательные технологии в образовании младших школьников» (автор: Шептунова В.А. –заместитель директора по начальным классам).
3. «Развитие интеллектуальных и творческих способностей педагогов и учащихся в процессе научно-исследовательской работы» (автор: Савицкая Е.Ю. – заместитель директора по НМР).

4. «Деятельность научно-творческих центров как условие развития интеллектуальных способностей младших школьников» (автор: Шептунова В.А. – заместитель директора по начальным классам).

5. «Альтаир».

6. «Гармония» (автор: Эверстова М.К. – учитель биологии, руководитель общества ДЭНИО).

7. «Я – гражданин России» (автор: Демещук С.А. – заместитель директора по воспитательной работе).

8.«Программа оздоровления учащихся в условиях МОУ «Сангарская гимназия» ( автор: Нектегяева Л.А. – заведующая кафедрой физической культуры и ОБЖ).

Данные инновационные программы охватывают все главные направления деятельности гимназии и работают на реализацию основной проектной идеи. Одним из основных объектов инновационных преобразований стало обновление содержания образования. Это повлекло за собой значительные изменения в научно-методической работе гимназии. В её структуре появился Экспертный совет, кафедры, заменившие традиционные методические объединения, научно-исследовательские общества.

Структура научно-методической службы гимназии

Экспертный совет – коллегиальный орган, который анализирует и оценивает методические разработки (от учебных программ до разработок уроков), созданные в гимназии. В него входят представители администрации, заведующие кафедрами, учителя-методисты. Он решает вопросы своей компетенции совместно с другими органами управления. Деятельность Экспертного совета способствует повышению качества методических материалов, создаваемых педагогами гимназии. Так за последние два года заметно улучшилось качество разрабатываемых программ элективных курсов, методических материалов, предоставляемых на улусный конкурс «Серебряный глобус», а так же на республиканские и всероссийские конкурсы.

Для организации более чёткой, научно-обоснованной методической, исследовательской и экспериментальной работы, был осуществлён переход от методических объединений к кафедрам. В настоящее время в гимназии действуют семь кафедр по предметным областям:

  • кафедра управления образовательным процессом (руководитель: Савицкая Е.Ю.);
  • кафедра начального образования (руководитель: Кононова Л.С – учитель начальных классов);
  • кафедра гуманитарных наук (руководитель: Виноградова Н.Н. – учитель русского языка и литературы);
  • кафедра точных и естественных наук (руководитель: Спиридонова А.Н. – учитель химии);
  • кафедра иностранных языков (руководитель: Головченко Л.Ю. – учитель английского языка);
  • кафедра физической культуры (руководитель: Нектегяева Л.А. – учитель физкультуры);
  • кафедра эстетики (руководитель: Сметанин Я.И – учитель технологии, черчения, ИЗО).

Основная работа кафедр связана с изучением и внедрением эффективных образовательных технологий, корректировкой учебных программ, обусловленной изменениями в учебном плане, созданием и распространением передового педагогического опыта, педагогическими исследованиями и экспериментами.

Во многом благодаря кафедральной деятельности в образовательную практику гимназии были внедрены такие современные образовательные технологии как проблемное обучение, метод проектов, технология развития критического мышления и другие. В настоящее время педагоги гимназии применяют 15 образовательных технологий.

Особым методическим подразделением является кафедра управления образовательным процессом – единственная в улусе. В её состав входит директор и его заместители: Сайфутдинова А.И., Левина Л.И. – заместитель директора по учебной работе, Савицкая Е.Ю. – заместитель директора по НМР, Демещук С.А. – заместитель директора по воспитательной работе, Павлюк М. В. – и.о. заместителя директора по начальному образованию. Главная цель кафедры: создание целостной системы управления образовательным процессом.

Помимо кафедр в гимназии действуют «Школа педагогического мастерства» и «Школа молодого специалиста», ежегодно организуются временные творческие объединения учителей. В этом году ведётся активная работа по созданию научного общества педагогов, развитию деятельности ресурсного центра по НМР. В перспективе – создание виртуальных методических объединений.

Кафедры руководят детскими научно-исследовательскими и творческими объединениями. Широко известно в улусе и республике ДЭНИО (Детское экологическое научно-исследовательское общество), создателем и руководителем которого является Эверстова М.К.

Члены ДЭНИО проводят исследования по экологии, медицине, биологии; организуют общественные экологические акции. Проектно-исследовательская деятельность ДЭНИО, других детских объединений (Видеостудия, «Зелёная лампа») ежегодно представляется на Фестивале проектов. Лучшие работы защищаются на всех уровнях конференции «Шаг в будущее», отправляются на республиканские и всероссийские конкурсы, география которых очень широка (Москва, С-Петербург, Н. Новгород и др.). Коллектив гимназии уже 6 лет организует улусную конференцию исследовательских и творческих работ учащихся «Шаг в будущее», конференции и семинары для учителей улуса.

Развитию интеллектуальных способностей учащихся способствует многоуровневая система различных олимпиад: традиционных, семейных, игровых и др. Ежегодно гимназисты активно участвуют в международных играх-конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».

Обновление содержания образования невозможно без изменений в системе подготовки педагогических кадров. В последнее время здесь сделан особый упор на развитие такой перспективной формы повышения квалификации как дистанционное образование. Три года гимназия активно сотрудничает с Педагогическим университетом «Первое сентября». Педагоги обучаются на курсах ведущих учёных, методистов, педагогов России.

Развитие дистанционного образования тесно связано с внедрением новых информационных технологий, без которых уже невозможно представить современное образование. В этом учебном году был проведён педсовет «Информационные технологии в образовательной практике гимназии», который определил пути развития информационных технологий в гимназии. Педагоги осваивают мультимедийные учебники и энциклопедии, проводят уроки-презентации, работают в сети Internet, широко используют информационные технологии во внеклассной работе. Постепенно формируется медиатека гимназии, которая содержит электронные учебники, справочные издания, дидактические материалы, сборники документов, тренажёры и т. д.

Инновационный опыт каждого образовательного учреждения очень ценен, поэтому его необходимо транслировать. Распространению передового опыта в гимназии уделяется серьёзное внимание. Педагоги принимают участие в педчтениях, всероссийском конкурсе «Педагогические инновации», Фестивале «Открытый урок», конкурсах, связанных с КПНП «Образование».

Большую помощь в развитии научно-методической работы оказывает научный руководитель гимназии Харенко Н.А. – к.п.н., проректор ИПКРО им. С.ДонскогоII г. Якутска. Коллектив гимназии так же сотрудничает с Якутским государственным университетом и другими образовательными учреждениями республики.

Прогрессивные нововведения способствовали продвижению образовательной практики вперёд, что наглядно представлено в Презентации «Инновационная карта МОУ «Сангарская гимназия» (Приложение 2). Однако нельзя останавливаться на достигнутом.
Дальнейшее совершенствование системы инноваций будет способствовать развитию и саморазвитию Сангарской гимназии.