Урок химии "Кислоты" (8-й класс)

Разделы: Химия

Класс: 8


Тип урока: изучение нового материала

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 8 класс

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные уравнения реакций;
  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели

Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II).

Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ

Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)

СаО Си(ОН)2 К NО3
ВаО NаОН Н NО3
К2О НСI CаСО3
Н24 Zn(ОН)2 ВаCI2

Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)

  1. Кислоты. Определение
  2. Классификация кислот
  3. Физические и химические свойства.

Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3 (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н23, Н3 РО4)

Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)

НСI, Н24, Н2СО3

Н NО3, Н3 РО4, Н24

По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)

Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. (растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность)

Задание: дать характеристику 1 ряду - Н24, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.

Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода.

Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот:

Н2 S, Н NО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты)

Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут.

2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2 S, Н NО3.

Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)

Учитель: Вспомните физические свойства Н24 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани)

3. Химические свойства

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)

Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки:

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см. Приложение 1).

Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?
  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции

Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
  2. Что вы наблюдаете?
  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”

Порядок выполнения работы:

1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем сообщаю учащимся, что на следующий урок продолжим изучать химические свойства кислот: взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие кислот с солями

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

4. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.

1) SiО2 А
2) LiОН К
3) Ва NО3 А
4) НСI С
5) К2О Л
6) К2 SiО3 И
7) Н NО3 О
8) Fе(ОН)3 Й

5. Домашнее задание: параграф 38, выучить таблицу,

На оценку

  • “3” - упр 1,2
  • “4” - упр 1,2,4
  • “5” - упр 1,2, 4,5

6. Итоги урока.

7. Оценки за урок.

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?