Работа со словарями — это один из важнейших аспектов развития речи и повышения грамотности учащихся

Разделы: Начальная школа


Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте, но особенно в младшем.

Той лексики, которую ребёнок слышит и которой пользуется в повседневной жизни, ему не хватает для выражения чувств, мыслей, а при обучении в школе – для понимания изучаемого материала, так как в кругу семьи происходит лишь элементарное овладение языком. Бедность словаря нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Замечательная идея УМК “Перспективная начальная школа” - это система словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи.

На уроках русского языка, литературного чтения, математики, ознакомления с окружающим миром создаются учебные ситуации, требующие от учащихся обращения к словарям различного типа.

Особенности работы со словарями

Во 2-ом классе пять словарей: 1) орфографический ( который называется словарь “Пиши правильно”), 2) толковый (так и называется), 3) этимологический (“Словарь происхождения слов”), 4) орфоэпический (словарь “Произноси правильно”), 5) обратный (так и называется)

Наличие орфографического словаря достаточно традиционно. Учебник русского языка предлагает учащимся множество различных заданий с использованием орфографического словаря.

Например:

  • Открой словарь “Пиши правильно”. Выбери и выпиши подряд в строчку все существительные 2 склонения мужского рода с основой на мягкий согласный. У Маши получилось 12 слов, а у тебя сколько? Докажи письменно на примере любых двух слов, что они изменяются по 2 склонению.

Толковый словарь используется для того, чтобы школьник выяснил значение незнакомых ему слов, которые ему встретятся в учебниках “Русский язык”, “Литературное чтение”, хрестоматии по литературному чтению, в учебнике “Наш мир”. Более того, этот словарь используется и с другими целями, например для того, чтобы школьник познакомился с многозначными словами, с омонимами, с синонимами (обращение к синонимам присутствует в словарных статьях, толкующих значение слов); а также чтобы учился правильно читать словарную статью.

Например:

  • Какие значения у слова хлеб в Толковом словаре. Знакомо ли тебе такое выражение: “Не хлебом единым жив человек”? Как ты его понимаешь? В каком из трёх значений употреблено здесь слово хлеб?
  • Род слова тюль уточни в Толковом словаре.
  • Открой словарь на букву – Д. Найди и зачитай примеры многозначных слов: сколько раз они записаны в словаре?

Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью познакомить школьников с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.

Например:

  • Найди в словаре происхождения слов слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Сочини два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
  • Найди слово басня в словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?

Использование орфоэпического словаря имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу, проводимую на уроках русского языка. Как и все остальные словари, этот словарь постоянно задействован на уроках. Словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.

Например:

  • Поставь ударение: Телефон звонит. Урок начался. В магазине много тортов. Проверь по словарю.

Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь даёт огромные возможности для решения грамматических задач.

Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.

Чем замечателен обратный словарь для преподавания русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Все существительные с одним и тем же суффиксом ( -к, -ек, -ик, -ник, -ниц, -тель и т.д.) оказываются рядом в пределах одной группы. Все глаголы с определенным суффиксом (-а, -е, -и, -я; -ть и т.д.) оказываются собранными в одном месте. То же касается прилагательных и наречий.

Огромную помощь “Обратный словарь” оказывает учителю при изучении словообразования: большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми.

“Обратный словарь” позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

Пример использования “Обратного словаря” во время освоения орфограммы парные звонкие-глухие согласные на конце и в середине слова.

Задание: Открой “Обратный словарь” на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на –дка. Как ты думаешь, в чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка – будочка. Найди чуть дальше слова на –тка. Выпиши 10 слов, для пяти из них напиши проверку: утка – уточка. Составь из слов, основа которых оканчивается на –дка и –тка, диктант.

Обратный словарь позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний.

Обращение к обратному словарю каждый год обучения русскому языку ( во 2-ом, в 3-ем, в 4-ом классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

В 3-м классе данную группу словарей дополняет словарь устойчивых выражений (фразеологический).

Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”, в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и повышению грамотности школьников.

Предлагаю конспект урока русского языка во 2 классе по УМК “Перспективная начальная школа” на тему: “Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук”

Цели:

  • Дать представление о новой роли буквы ь.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

1. Оргмомент

- Говорим правильно: Звонок звонит. Урок начался.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться быть внимательными к слову и сделаем ещё одно открытие.

2. Повторение пройденного материала.

- Прочитайте запись на доске:

Посадила мама в печь

Пироги с капустой печь.

- Выделенные слова разные?

- Сколько раз будет записано слово печь в Толковом словаре?

-Прочтите строку, в которой слово печь обозначает предмет.

- А что же обозначает слово печь во второй строке?

- Прочтите вторую запись:

Ведро дало течь

И вода стала течь.

- В какой строке слово течь предмет?

- Что обозначает другое слово течь? (действие предмета).

- Это одинаковые слова или разные?

(Это разные слова. Они случайно пишутся одинаково.)

3. Новый материал

- А сейчас нам предстоит открыть ещё одну тайну русского языка!

Упр. № 111

-Открой Обратный словарь на букву – Ч.

- Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на – Ч, слова женского рода? Слова среднего рода?

-Какого рода все эти слова?

- Выпиши пять любых слов.

-Открой Обратный словарь на букву – Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на -чь. Выпиши пять любых слов.

- Какого рода все эти слова?

- Какой вывод можно сделать о работе Ь:

а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;

б) Ь показывает, что все слова-названия предметов женского рода?

-Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -Ч и -ЧЬ?

Упр. № 112 – дифференциация слов с основой на шипящий по родам на основе предыдущего опыта.

4. Физминутка

Упр. № 113

- Открой Обратный словарь на букву –Ш. Предположи, какого рода будут все слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается на букву –Ш.

Выпиши пять любых слов.

- Твои ожидания оправдались?

- Открой Обратный словарь на букву –Ь: найди слова-названия предметов, ОСНОВА которых оканчивается –ШЬ.

- Догадываешься, какого рода ВСЕ слова-названия предметов на –ШЬ?

Выпиши пять любых слов.

-Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь?

- Какой вывод можно сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ш и –ШЬ?

Упр. № 114 – дифференциация слов по родам с предварительным объяснением значения каждого слова.

Работа по картинке на стр. 152

- Заметили ли вы, что картинка поделена на две части?

-Справа - ночь, слева – день.

- Какие предметы художник изобразил в левой части картинки?

-Ёж, камыш, ландыш, шалаш.

- Что интересного в названии этих предметов? А в написании?

-Все слова – мужского рода, пишутся без мягкого знака на конце.

-Какие предметы изображены справа?

- Мышь, печь, ночь. Все слова женского рода и пишутся с мягким знаком после шипящего.

5. Итог урока

- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Кому было трудно?

- Кому было легко и интересно работать на уроке?

Используемая литература:

  1. Н.А.Чуракова “Русский язык”. Методическое пособие.
  2. Н.А.Чуракова “Русский язык”. Учебники 2-го, 3-го, 4-го классов.