Основной принцип построения эколого-краеведческих занятий с дошкольниками базируется на использовании разнообразных педагогических технологий.
Наиболее удачной педагогической технологией, на наш взгляд, является метод проектов. Почему именно он? Так как в ходе реализации проекта дети самостоятельно учатся выдвигать темы, гипотезы и т.д.:
- формируется самостоятельность, активность;
- развивается познавательный интерес;
- дети сотрудничают, взаимодействуют друг с другом;
-улучшается микроклимат в детском саду;
- у ребенка раскрываются его внутренние резервы: способность, возможности;
- у детей формируется ключевые компетентности и т.д.;
- ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе;
- взаимодействие с воспитателями становится более тесным;
- повышается культурная компетентность у родителей и т.д.
Опыт работы показывает, что вышеперечисленные показатели были сформированные в процессе совместного творчества в рамках реализации проекта эколого-краеведческого направления.
Проект: “Праздничная улица”
Тип проекта:
- По методу: информационно-творческий, игровой
- По содержанию: включает детей, их семьи, общество, сотрудников детского сада
- По числу участников: дети и их родители, семьи воспитанников, эстет по рисованию, эстет по лепке.
Исполнитель: Шайхутдинова С.А.
По характеру контактов: внутрисадовые, контакты с семьей, с работниками ГИБДД
По времени: среднесрочный, продолжительностью с 20 ноября по 19 декабря.
Актуальность проекта
Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Таким образом, при реализации игрового проекта были использованы следующие принципы:
- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;
- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;
- дети учатся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать;
- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с красотой окружающего мира и т.д.
Цель проекта:
- формировать у детей любви к родному городу;
- вызвать у детей желание преобразовывать улицы города в преддверии праздника, доставлять тем самым радость;
- развивать интерес к познанию родного города;
- совершенствовать диалогическую речь;
- создать условие для развития творчества, воображение;
- формировать умение владеть прекрасное, радоваться, восхищаться красотой окружающего;
- воспитывать чувство гордости за родной город Тольятти.
Этапы проекта
1. Накопительный (информационный подготовительный)
с детьми | с родителями |
- рассматривание: открыток, люстраций
“Улицы нашего города”; - иллюстрации, открытки, фотографии “Машины нашего города”; - фотографии и иллюстрации “Мой город”, “Праздники”; - выставка книг, иллюстраций о городе. |
- вовлечь родителей в подбор
иллюстраций, фотографий “Улицы нашего города”,
“Машины нашего города”; - совместные прогулки с детьми по улицам города; - наблюдение за строительством жилых кварталов нашего города, движеньем транспорта на улицах города; - праздничное убранство города. |
2. Практический (организационный, реализация проекта)
работа с детьми | работа с родителями |
- Целевая прогулка по улице, на которой
находится детский сад; - Беседа “Где я живу?” (как называется город, где вы живете? На какой улице вы живете? Какой номер дома? Какая квартира? – это ваш адрес. А я живу по адресу…) - Ручной труд: гирлянды, игрушки. - Беседа “Что такое праздник? (какие бывают праздники? Какие праздники дома празднуют? В детском саду? Какие весь город? Какие традиции знаете? Как встречать новый год? И т.д.) - Чтение стихов А. Степанова - Изобразительная деятельность, рисование “Улицы нашего города”. - Встреча с сотрудником ГИБДД - сюжетно-ролевая игра “Дорога” - лепка из соленого теста “Игрушки для новогодней елки” - аппликация “Флажки на праздник” - фотовыставка “Город мой” - рассматривание украшений к празднику - коллективное сотрудничество “Украсим группу” - дидактическая игра “Найди отличия” (повседневная и праздничная улица) |
- целевые прогулки по улице, на которой
живет ребенок; - подобрать фотографии с изображением улиц города; - беседы с детьми об автомобилях, их моделях, цвет и т.д. - изготовление макетов: “Дом, в котором живет ребенок” “Машины нашего города” - беседы с детьми “Как украшают город к празднику?” - акция “Украсим группу к новому году” |
3. Заключительный (завершающий, результативный)
- сюжетно-отобразительная игра “Праздничная улица”
- игровой макет улицы
- празднование новогодней елки.