Урок-экспедиция "По странам Африки"

Разделы: География


Цели:

  • Продолжить формирование представлений о регионах Африки и странах, входящих в их состав, особенностях природы и хозяйственной деятельности населения;
  • Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
  • Формировать умения составлять комплексную характеристику страны по типовому плану, используя карты атласа и материал учебника.
  • Совершенствовать умение анализировать географические карты различного содержания.

Тип урока: урок-экспедиция.

Оборудование:

  • политическая карта Африки,
  • атласы,
  • тематические картины,
  • набор
  • терминов,
  • рисунки учащихся,
  • дополнительная литература.

Вступительное слово учителя.

На свете немного найдется людей, которые не любят путешествовать. Разве не заманчиво отправиться в неведомую страну и посмотреть, как живут в ней люди? А как увлекательно поездить по странам и континентам, увидеть разные обычаи у разных народов, услышать незнакомую речь, оказаться в чужом доме, где все не похоже на свое, привычное. Одному путешествовать скучно. Поэтому мы отправляемся в путешествие все вместе. Нам предстоит увлекательная экспедиция “По странам Африки”. (Запись темы урока в тетрадях). Оцениваться работа на уроке будет согласно количеству жетонов, набранному каждым. Самый активный получит переходящий “глобус лидера”.

Выявление значимости материала.

Где вам может пригодиться материал, с которым нам предстоит познакомиться? Для чего на уроках мы изучаем различные народы и страны?

(Ответы учащихся:

Чтобы путешествовать.

Чтобы быть образованным и культурным человеком.

Чтобы понимать людей другой культуры, с другим, отличным от нашего, образом жизни.

И т.д.)

Задачи урока.

Мы познакомились с регионами Африки, а сегодня наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с наиболее крупными странами, входящими в состав различных регионов, выявить особенности их природы, населения, его хозяйственной деятельности на основе карт и других источников географической информации.

В результате урока вы должны (записать в тетрадь)

ЗНАТЬ УМЕТЬ
Крупнейшие страны, Давать характеристику
особенности их природы, стран Африки по типовому
населения и его хозяйственной плану, используя карты
деятельности. атласа.

Для работы нам понадобятся атласы, учебники, тетради, ваше внимание, трудолюбие, смекалка.

Реклама дополнительной литературы.

Хрестоматия по географии материков и океанов.

По материкам и странам. Книга для чтения.

Народы мира. (Удивительный мир разных народов, культур, обычаев и традиций. Книга адресована любознательным ученикам, которые хотят искать и находить новое и необычное.)

Атлас мира. География – Страны и народы. (Сведения о быте, культуре и обычаях народов, населяющих планету Земля.)

Природное наследие человечества. Ландшафты и сокровища природы под охраной ЮНЕСКО. (Путешествие по заповедным уголкам земного шара.)

Итак, мы отправляемся, пересекаем Средиземное море и достигаем берегов Северной Африки.

Краткая характеристика региона. (Домашнее задание)

Наш корабль стоит у причала самого крупного портового города – Алжир. Это столица первого государства, с которым нам предстоит познакомиться. Поможет нам в работе план характеристики страны – стр. 279.

Знакомство с планом.

Работа по плану.

Пункты плана Примерные ответы учащихся
1. ГП Северо-западная часть Африки, столица – Алжир.
2. Рельеф полезные ископаемые Равнинный характер: север – низменности, северо-запад – Атласские горы, юго-восток – нагорье Ахаггар.

Нефть, природный газ, фосфориты

3. Климат Север – субтропический, юг – тропический,

Анализ климатограммы

4. Воды Нет, вади – пересохшие русла
5. Природные зоны Жестколистные вечнозеленые леса на севере, тропические пустыни – на юге
Вывод: наиболее благоприятные природные условия в северной части страны.
6. Население Наиболее плотно заселена северная часть.

Народы: арабы, берберы, туареги.

7. Хозяйство Север – земледелие: зерновые культуры, виноград, цитрусовые.

Юг – кочевое скотоводство, в оазисах – выращивание финиковой пальмы.

Вывод: размещение населения и виды хозяйственной деятельности зависят от природных условий.

Обращение к картинной галерее. (Рисунки, изображающие особенности населения и его быта различных частей Африки, выполнены учащимися)

Экскурсовод (заранее подготовленный ученик):

В северной части Африки проживает арабское население, оно размещается в городах. Это население мало отличается от европейцев. Жителей деревень легко узнать: мужчины поверх белой национальной рубахи надевают европейский пиджак, женщины закрыты в белое покрывало, на ногах шлепанцы, ладони и ступни выкрашены хной, В северной части размещаются трубопроводы, банки, торговые фирмы, металлургические заводы, текстильные фабрики, стекольные, цементные заводы, нефтеперерабатывающие и химические заводы.

Жители Сахары – берберы и туареги. Их главное имущество – скот. Пища – кислое молоко, ячменные лепешки, финики. Особенности одежды, жилища – на рисунке в картинной галерее.

Учитель:

Мы покидаем Алжир. Проходим через Гибралтар и двигаемся вдоль западного побережья Африки. Вот и Гвинейский залив. Мы бросаем якорь в одном из крупнейших портов западного побережья, столице Нигерии – городе Лагосе. Нигерия – крупнейшая страна Западной Африки.

Краткая справка о Западной и Центральной Африке (ответ домашнего задания).

Ваша задача усложняется. Необходимо на основе плана, используя карты атласа и текст учебника, составить краткую характеристику природы страны.

Самостоятельная работа учащихся.

Нигерия находится в западной части Африки, на побережье гвинейского залива. Характер рельефа – равнинный: южная часть – низменная, северная – возвышенная с невысокими плоскогорьями. Добывают здесь нефть, оловянные руды. Экваториальный климат в южной части, субэкваториальный – в северной. Крупная река Нигер протекает по территории страны. Она судоходна в нижнем течении. Природные зоны – саванны и влажные экваториальные леса. Вывод природные условия на большей части территории страны – благоприятны.

Какое влияние оказали природные условия на формирование особенностей населения и хозяйства?

Благоприятные природные условия повлияли на плотное заселение территории страны. Нигерия – самая крупная по численности населения страна Африки. Население относится к негроидной расе 250 народностей и этнических групп. Благоприятные условия субэкваториального климата и саванн способствуют развитию здесь земледелия и животноводства, выращивают зерновые и технические культуры. В зоне экваториальных лесов – отдельные очаги земледелия. На реке Нигер построены ГЭС, близ Лагоса – ТЭС.

Обращение к картинной галерее.

Экскурсовод:

Крупный народ – йоруба. Традиционная одежда – блузки и большой кусок ткани вместо юбки, у мужчин – свободная накидка поверх рубахи и коротких штанов. Жилища – глинобитные хижины с конусообразной крышей.

Учитель:

Мы прощаемся с Нигерией, но не прощаемся с Западной Африкой, т.к. специальные корреспонденты 7-б класса предлагают нам репортаж из Ганы. (Дополнительное опережающее задание)

Теперь наш путь лежит на Восток континента.

Краткая характеристика Восточной Африки. (Ответ домашнего задания).

Слова просят представители туристической фирмы “Афротур”. (Реклама тура по Руанде)

Учитель:

Перед нами – Эфиопское нагорье, с плоской столообразной поверхностью. Однако мы знаем, что его абсолютная высота 2000-3000 м. Над этой высокой плоской поверхностью поднимаются отдельные горные вершины и кратеры потухших вулканов. Это цель нашего путешествия – Эфиопия. И так, за дело.

Используя план, карты атласа, учебник (с. 125-126), выявите особенности хозяйственной деятельности населения и причины их обусловившие.

Примерный ответ.

До высоты 2400 м располагаются саванны, природные условия которых благоприятна для развития земледелия. Здесь выращивают зерновые культуры (пшеница, рожь, просо), цитрусовые, гранаты, бананы, овощи, КОФЕ (легенда).

Верхний пояс (прохладный), здесь в основном развивается скотоводство, пастбищное животноводство, кроме этого выращивают коз, свиней, птицу, разводят пчел.

Развитие сельского хозяйства способствует развитию здесь текстильной и пищевой промышленности (наличие сырья).

Полезные ископаемы разнообразны, но недра слабо изучены, поэтому здесь имеются небольшие металлургические заводы.

Дополнительный материал (если остается время).

Наиболее освоена центральная часть страны, население – амхара, основное занятие – земледелие: обрабатывают землю плугом, пашут на быках, лошадях, мулах, верблюдах. Сеют вручную, жнут серпом. Деревня состоит из усадеб. Хижины круглые, крыши в форме конуса, покрыты травой. Спят на ложе из камышей и глины, крытых соломой. Одежда хранится в больших плетеных корзинах, молоко, масло, крупы – в сосудах из тыкв. “Украшение стен” - деревянные и глиняные сковороды. Горожане носят белое платье из тонкой ткани и накидки. Подол платья и края накидки украшены цветной полосой. Любимый цвет – белый.

Скотоводы – тигре живут в горах: разводят коз, овец, зебу (вид крупного рогатого скота с небольшим горбом на холке и крутыми, широко расставленными рогами). Употребляют в пищу тэфф – невысокий злак с маленькими зернышками (в условиях недостатка кислорода это необходимая часть питания жителей высокогорий, т.к. его зерна содержат много железа).

Учитель:

Таким образом, мы побывали с вами в странах различных регионов Африки, отличающихся друг от друга природой, населением, культурой, хозяйственной деятельностью. Но, несмотря на все различия, мы можем для всех стран сделать общий вывод, отражающий взаимосвязь между природой, населением, его культурой и хозяйственной деятельностью.

Вывод: особенности населения, его быта, хозяйственной деятельности зависят от особенностей природных условий тех территорий, на которых проживает данное население. (Формулируют учащиеся)

Вернемся к целям нашего урока: Знать! Уметь! (Учащиеся отвечают, были ли они реализованы в процессе урока)

В ходе урока мы реализовали эти цели, о чем свидетельствует ваша активная работа и заработанные жетоны.

Сегодня наша экспедиция заканчивается, но вы продолжите ее дома и отправитесь в Южную Африку, подготовите репортаж из ЮАР.

Запись домашнего задания в дневники:

  • страницы 144-146;
  • дополнительное задание – кроссворд (по желанию)

Закрепление изученного

А сейчас я предлагаю отправиться с вами в нашу картинную галерею, на аукцион, где вы, используя знания, приобретенные на уроке, сможете купить картины. (Называют регион и страну по особенностям природы, одежды, жилища, изображенных на картинах)

Оценивание работы на уроке – по количеству заработанных жетонов, передача “глобуса – лидера”. Выставление отметок в журнал.

Список литературы, которая использовалась при подготовке к уроку:

  1. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев.-10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003.
  2. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам (Африка, Австралия и Океания, Антарктида): Кн. Для чтения по географии материков / Сост. Н.П.Смирнова, А.А.Шибанова. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя / Сост. Т.А.Смирнова. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Элькин Г.Н. География материков и океанов. 7 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. – СПб.: “Паритет”, 2005.