Урок по теме "Формулы сокращенного умножения" (7-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 7


“Я познание сделал своим ремеслом…" (Омар Хайям).

Цели:

  • систематизировать, расширить знания и умения учащихся применять формулы сокращенного умножения в различных ситуациях;
  • побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
  • формировать умение работать в группе.

Оборудование:

  • оценочные листы,
  • набор карточек (у каждого учащегося свой),
  • листы с заданиями с выбором ответа (на каждую пару) и набор для работы у доски,
  • тесты,
  • карточка с логическим заданием.

Оценочный лист

“Я познание сделал своим ремеслом…”

Фамилия и имя:_____________________________

Цели:   Учебные элементы Кол-во баллов
1. Получить новые знания   1. Математическая речь  
2. Показать свои знания   2. Задание с выбором ответа  
3. Получить хорошую оценку   3. Ты – мне, я – тебе  
4.   4. Работа в группах  
5.   5. Тест  
Итог
Оценка
Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Продолжи одно из предложений:

“Мне понятно…

“Я запомнил…

“Мне на уроке…

“Я думаю…

Ход урока

I. Организационный момент. (3 мин)

На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Запишите в тетрадях число и тему урока. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять, поработаете в парах, в группах, познакомитесь с более сложными примерами, где применяются формулы сокращенного умножения.

Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою.

На каждом этапе урока вы будете оценивать себя или своих товарищей, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.

Сначала мы повторим пройденное.

II. Проверка знаний

1. Понимание математической речи на слух. (5 мин)

На доске выписаны формулы, у каждой свой номер. Называю левую или правую часть, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.

1) а3 + в3 = (а + в) (а2ав + в2)

2) (ав)2 = а22ав +в2

3) (а – в) (а + в) = а2в2

4) а3в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)

5) (а + в)2 = а2 + 2ав + в2

  • Квадрат разности двух выражений.
  • Произведение суммы двух выражений и неполного квадрата их разности.
  • Разность квадратов двух выражений.
  • Сумма кубов двух выражений.
  • Квадрат первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения.
  • Произведение разности двух выражений и их суммы.
  • Разность кубов двух выражений.

Ответ: 2131534.

Оцените себя (7 баллов).

2. Задание с выбором ответа. (7 мин)

Двое учеников выполняют задание на магнитной доске. Остальные работают в парах. Соединить линиями части верного равенства. Но для двух выражений ответов нет, их нужно решить самим. За каждый верный ответ 1 балл, за верно решенный пример – 2 балла. Всего – 10 баллов.

1) (4у + 3)2 = 1) 2 – 28у + 49
2) (2у – 7)2 = 2) 2 – 12х2у + 9х4
3) (1 – 3у)(1 + 3у) = 3) …
4) (2х – у)(у + 2х) = 4) 16у2 + 24у + 9
5) 2 + 2х3)2 = 5) 1 – 9у2
6) (2у – 3х2)2 = 6) 1 + 8х3
7) (1 + 2х)(1 – 2х + 4х2) = 7) …
8) (4у – 1)(16у2 +4у + 1) = 8) 2 – у2

Ответ: (у2 + 2х3)2 = у4 + 4х3у + 4х6;  (4у – 1)(16у2 + 4у +1) = 64у3 – 1.

3. Ты – мне, я – тебе. (5 мин)

Каждый ученик приготовил дома карточку с заданием по теме, на обороте приведено решение задания. Решение заранее проверено учителем. Работа строится в 3 такта. Соседи по парте обмениваются карточками, решают, сверяют решения, оценивают друг друга. Затем поворачиваются к новому партнеру, работа повторяется. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.

III. Актуализация опорных знаний.

Для чего же нужно знать формулы сокращенного умножения? Где они применяются? Сейчас вы, работая в группах, выполните следующие задания и затем объясните, где и какие формулы вы использовали.

1. Упростите выражение и найдите его значение:

(5х + 4) (25х2 – 20х + 16) – 64; при х = 2.

2. Решите уравнение:

(х – 4) ( х + 4) – 6х = (х – 2)2

3. Вычислите:

Отчитывается группа, первой решившая задание.

За каждое верно решенное задание группа получает 5 баллов, но баллы распределяются по коэффициенту участия в решении. За правильное объяснение и решение у доски учащиеся получают дополнительные 5 баллов. А еще с одним применением формул сокращенного умножения мы познакомимся в следующей главе “Разложение многочлена на множители”.

IV. Контроль знаний

Учащиеся выполняют тест, ответы записывают на листочках и сдают учителю (10 мин). Можно выполнить тест на компьютере, который сам выставит оценку. Оценка 6 баллов.

Тест

В примерах 1–5 раскройте скобки:

Вариант 1 Вариант 2
1. (х + 2у)2. 1. (3а + в)2.
А. х2 + 4ху + 4у2. В. х2 + 4у2. А. 2 + в2. В. 2 + 3ав + в2.
Б. х2 + 4ху + 2у2. Г. х2 + 2ху + 2х2. Б. 2 + 6ав + в2. Г. 2 + 6ав + в2.
2. (2а – 3)2. 2. (3а – 2)2.
А. 2 – 6а + 9. В. 2 – 12а + 9. А. 2 – 6а + 4. В. 2 – 12а + 4.
Б. 2 – 12а + 9. Г. 2 – 9. Б. 2 – 12а + 4. Г. 2 – 4.
3. (3х – 5у2) (3х + 5у2). 3. (2х – 3у2) (2х + 3у2).
А. 2 – 25у2. В. 2 + 25у2. А. 2 – 9у2. В. 2 + 9у2.
Б. 2 + 25 у4. Г. 2 – 25 у4. Б. 2 – 9у4. Г. 2 + 9у4.
4. (а + 2) (а2 – 2а + 4). 4. (а – 2) (а2 + 2а + 4).
А. а3 + 16. В. а3 + 2а2 + 8.. А. а3 – 8. В. а3 – 2а + 8.
Б. а3 – 8. Г. а3 + 8. Б. а3 + 8. Г. а3 – 16.
5. (х – 1) ( х2 + х + 1). 5. (х + 1) ( х2 – х + 1).
А. х3 + х2 – 1. В. х3 + х2 – 1. А. х3 + х2 – 1. В. х3 – х2 – 1.
Б. х3 – 1. Г. х3 + 1. Б. х3 – 1. Г. х3 + 1.

6. Даны равенства:

1) (2а – 3в2)2 = 4а2 – 6ав2 + 9в4; 1) (3х2 + 2у)2 = 4у2 + 12х2у + 9х4;
2) (х + 3у)2 = х2 + 9у2 + 6ху. 2) (3а – в)2 = 9а2 + в2 – 6ав.
Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)? Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)?

 

А. да, да. В. нет, да. А. да, да. В. нет, да.
Б. да, нет. Г. нет, нет. Б. да, нет. Г. нет, нет.

 

Ответ: АБГГБВ. Ответ: БВБАГА.

Те, кто справился раньше времени, получают дополнительное задание.

Логическое задание. Составить слово из букв эпиграфа, выполнив следующие задания:

1) (3х3у2)0     (2)

2) (* - х)(х + 4) = 3(х + 4) – х(х + 4)     (3)

3)     (5)

4) недопустимые значения в выражении

(2)

(В скобках указан порядковый номер слова в эпиграфе, ответ соответствует номеру буквы в слове)

Ответ: перемена.

Оценка 4 балла.

V. Подведение итогов, рефлексия

Итак, возьмите свои оценочные листы, подсчитайте количество заработанных баллов, поставьте себе оценку.

  • Если вы набрали 30 баллов и более – оценка “5”,
  • 22 – 29 баллов – оценка “4”,
  • 16 – 21 балл – оценка “3”.

Оцените степень усвоенности материала и напишите свое мнение об уроке.

VI. Задание на дом

“5” - № 514 (б), 502 (б), 506 (г), 516.

“4” - №№ 500, 502 (б), 506 (г), 516.

“2” и “3” - №№ 465, 483, 496, 500.