“Я познание сделал своим ремеслом…" (Омар Хайям).
Цели:
- систематизировать, расширить знания и умения учащихся применять формулы сокращенного умножения в различных ситуациях;
- побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование:
- оценочные листы,
- набор карточек (у каждого учащегося свой),
- листы с заданиями с выбором ответа (на каждую пару) и набор для работы у доски,
- тесты,
- карточка с логическим заданием.
Оценочный лист
“Я познание сделал своим ремеслом…” Фамилия и имя:_____________________________
|
Ход урока
I. Организационный момент. (3 мин)
На предыдущих уроках вы познакомились с формулами сокращенного умножения. Сегодня мы продолжим эту тему. Запишите в тетрадях число и тему урока. Вы покажете, как вы знаете эти формулы, как умеете их применять, поработаете в парах, в группах, познакомитесь с более сложными примерами, где применяются формулы сокращенного умножения.
Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою.
На каждом этапе урока вы будете оценивать себя или своих товарищей, выставляя количество заработанных баллов в оценочные листы.
Сначала мы повторим пройденное.
II. Проверка знаний
1. Понимание математической речи на слух. (5 мин)
На доске выписаны формулы, у каждой свой номер. Называю левую или правую часть, вы записываете номер этой формулы. В конце получится число, его и проверим.
1) а3 + в3 = (а + в) (а2 – ав + в2)
2) (а – в)2 = а2 – 2ав +в2
3) (а – в) (а + в) = а2 – в2
4) а3 – в3 = (а – в)(а2 + ав + в2)
5) (а + в)2 = а2 + 2ав + в2
Ответ: 2131534.
Оцените себя (7 баллов).
2. Задание с выбором ответа. (7 мин)
Двое учеников выполняют задание на магнитной доске. Остальные работают в парах. Соединить линиями части верного равенства. Но для двух выражений ответов нет, их нужно решить самим. За каждый верный ответ 1 балл, за верно решенный пример – 2 балла. Всего – 10 баллов.
1) (4у + 3)2 = | 1) 4у2 – 28у + 49 |
2) (2у – 7)2 = | 2) 4у2 – 12х2у + 9х4 |
3) (1 – 3у)(1 + 3у) = | 3) … |
4) (2х – у)(у + 2х) = | 4) 16у2 + 24у + 9 |
5) (у2 + 2х3)2 = | 5) 1 – 9у2 |
6) (2у – 3х2)2 = | 6) 1 + 8х3 |
7) (1 + 2х)(1 – 2х + 4х2) = | 7) … |
8) (4у – 1)(16у2 +4у + 1) = | 8) 4х2 – у2 |
Ответ: (у2 + 2х3)2 = у4 + 4х3у + 4х6; (4у – 1)(16у2 + 4у +1) = 64у3 – 1.
3. Ты – мне, я – тебе. (5 мин)
Каждый ученик приготовил дома карточку с заданием по теме, на обороте приведено решение задания. Решение заранее проверено учителем. Работа строится в 3 такта. Соседи по парте обмениваются карточками, решают, сверяют решения, оценивают друг друга. Затем поворачиваются к новому партнеру, работа повторяется. За каждое верно выполненное задание начисляется 1 балл.
III. Актуализация опорных знаний.
Для чего же нужно знать формулы сокращенного умножения? Где они применяются? Сейчас вы, работая в группах, выполните следующие задания и затем объясните, где и какие формулы вы использовали.
1. Упростите выражение и найдите его значение:
(5х + 4) (25х2 – 20х + 16) – 64; при х = 2.
2. Решите уравнение:
(х – 4) ( х + 4) – 6х = (х – 2)2
3. Вычислите:
Отчитывается группа, первой решившая задание.
За каждое верно решенное задание группа получает 5 баллов, но баллы распределяются по коэффициенту участия в решении. За правильное объяснение и решение у доски учащиеся получают дополнительные 5 баллов. А еще с одним применением формул сокращенного умножения мы познакомимся в следующей главе “Разложение многочлена на множители”.
IV. Контроль знаний
Учащиеся выполняют тест, ответы записывают на листочках и сдают учителю (10 мин). Можно выполнить тест на компьютере, который сам выставит оценку. Оценка 6 баллов.
Тест
В примерах 1–5 раскройте скобки: |
|||
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1. (х + 2у)2. | 1. (3а + в)2. | ||
А. х2 + 4ху + 4у2. | В. х2 + 4у2. | А. 9а2 + в2. | В. 9а2 + 3ав + в2. |
Б. х2 + 4ху + 2у2. | Г. х2 + 2ху + 2х2. | Б. 9а2 + 6ав + в2. | Г. 3а2 + 6ав + в2. |
2. (2а – 3)2. | 2. (3а – 2)2. | ||
А. 4а2 – 6а + 9. | В. 2а2 – 12а + 9. | А. 9а2 – 6а + 4. | В. 9а2 – 12а + 4. |
Б. 4а2 – 12а + 9. | Г. 4а2 – 9. | Б. 3а2 – 12а + 4. | Г. 9а2 – 4. |
3. (3х – 5у2) (3х + 5у2). | 3. (2х – 3у2) (2х + 3у2). | ||
А. 9х2 – 25у2. | В. 9х2 + 25у2. | А. 4х2 – 9у2. | В. 4х2 + 9у2. |
Б. 9х2 + 25 у4. | Г. 9х2 – 25 у4. | Б. 4х2 – 9у4. | Г. 4х2 + 9у4. |
4. (а + 2) (а2 – 2а + 4). | 4. (а – 2) (а2 + 2а + 4). | ||
А. а3 + 16. | В. а3 + 2а2 + 8.. | А. а3 – 8. | В. а3 – 2а + 8. |
Б. а3 – 8. | Г. а3 + 8. | Б. а3 + 8. | Г. а3 – 16. |
5. (х – 1) ( х2 + х + 1). | 5. (х + 1) ( х2 – х + 1). | ||
А. х3 + х2 – 1. | В. х3 + х2 – 1. | А. х3 + х2 – 1. | В. х3 – х2 – 1. |
Б. х3 – 1. | Г. х3 + 1. | Б. х3 – 1. | Г. х3 + 1. |
6. Даны равенства:
1) (2а – 3в2)2 = 4а2 – 6ав2 + 9в4; | 1) (3х2 + 2у)2 = 4у2 + 12х2у + 9х4; |
2) (х + 3у)2 = х2 + 9у2 + 6ху. | 2) (3а – в)2 = 9а2 + в2 – 6ав. |
Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)? | Какое из них верно (да), а какое неверно (нет)? |
А. да, да. | В. нет, да. | А. да, да. | В. нет, да. |
Б. да, нет. | Г. нет, нет. | Б. да, нет. | Г. нет, нет. |
Ответ: АБГГБВ. | Ответ: БВБАГА. |
Те, кто справился раньше времени, получают дополнительное задание.
Логическое задание. Составить слово из букв эпиграфа, выполнив следующие задания:
1) (3х3у2)0 (2)
2) (* - х)(х + 4) = 3(х + 4) – х(х + 4) (3)
3) (5)
4) недопустимые значения в выражении
(2)
(В скобках указан порядковый номер слова в эпиграфе, ответ соответствует номеру буквы в слове)
Ответ: перемена.
Оценка 4 балла.
V. Подведение итогов, рефлексия
Итак, возьмите свои оценочные листы, подсчитайте количество заработанных баллов, поставьте себе оценку.
- Если вы набрали 30 баллов и более – оценка “5”,
- 22 – 29 баллов – оценка “4”,
- 16 – 21 балл – оценка “3”.
Оцените степень усвоенности материала и напишите свое мнение об уроке.
VI. Задание на дом
“5” - № 514 (б), 502 (б), 506 (г), 516.
“4” - №№ 500, 502 (б), 506 (г), 516.
“2” и “3” - №№ 465, 483, 496, 500.