Тип урока: комбинированный (обобщения и систематизации знаний, умений и навыков и проверки, оценки, и коррекции знаний и навыков).
Форма проведения: деловая игра.
Технология: игровая
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить знания, умения и навыки по теме “Основные устройства компьютера”.
Задачи:
- образовательные: обобщить и применить знания основных устройств компьютера, их функций и информационного взаимодействия в реальной ситуации;
- развивающие: развитие и активизация творческого мышления учащихся, познавательного интереса, памяти, речи.
- воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; усиление личностной заинтересованности учеников; воспитание ответственного отношения к учебной деятельности.
Оборудование и инструменты:
- компьютерный класс с операционной системой WINDOWS XP (с инсталлированным пакетом Microsoft Office);
- локальная сеть;
Дидактический материал:
- таблица компьютерных терминов;
- памятка по ведению беседы с заказчиком;
- памятка по ведению беседы с работниками фирмы;
- файл “кроссворд “Аппаратное обеспечение ПК”;
- презентация “Аппаратное обеспечение ПК”;
- файл “профессиональный портрет “Мастера по компьютерам”;
- файлы с правилами игры, системой оценивания;
- файл заказа к заданию №2 (каждой команде).
Идея урока
Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры:
“В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра, пока ещё нет заказов, после обеденного перерыва, чтобы настроиться на рабочий лад, можно заняться чем-нибудь в свободную минутку, например, заполнить таблицу компьютерными терминами, разгадать кроссворд на компьютерную тему. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь: выбрать необходимую аппаратную конфигурацию компьютера и собрать системный блок”.
- Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров.
- Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.
Урок содержит три основных этапа, на каждом из них выполняется определенное задание.
Задание 1. Разминка.
Учащиеся приводят в соответствие таблицу наиболее распространённых компьютерных терминов-словосочетаний, обобщая полученные знания.
Задание 2. Определение аппаратной конфигурации компьютера по заказу. Выполняя данное задание, учащиеся обобщают и применяют знания основных устройств компьютера, разновидностей комплектующих и их функциональных возможностей. Прайс-лист необходимо взять на сайте www.Stibor.ru. В конце выполнения задания учащиеся должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.
Задание 3. Кроссворд.
При разгадывании кроссворда учащиеся закрепляют определения составляющих компьютера и их назначение.
Организация урока
Рабочая группа разбивается на 2 игровые группы (команды) по 4–5 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Оставшиеся ученики будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: выполнять роли заказчиков, экспертов, давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является сам преподаватель.
Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в кабинете: кто и где будет находиться.
Оснащение урока
Каждая игровая группа должна иметь доступ к папке “Для команд”, в которой представлены файлы с правилами игры, системой оценивания, презентацией “Аппаратное обеспечение ПК” (с изображениями комплектующих, периферийных устройств и их назначением), заказ, памятку по ведению беседы с заказчиком и выход в Интернет для скачивания прайс-листа.
Эксперты и заказчики должны иметь доступ к папке “Эксперты”, в которой представлены файлы папкам с правилами игры, системой оценивания, памяткой по ведению беседы с работниками фирмы. Необходим доступ к принтеру для распечатки необходимых документов, а также выход в Интернет для скачивания прайс-листа.
Кроме того, должны быть подготовлены файл с таблицей со словосочетаниями - компьютерными терминами, файл в Microsoft Word для разгадывания кроссворда, презентация “Аппаратное обеспечение ПК” с изображениями комплектующих, периферийных устройств и их назначением.
Правила игры
Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и группа-победитель поощряется призом.
Система оценивания
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
Задание 1:
- правильность;
- быстрота;
За каждое правильное словосочетание начисляется 1 балл (18 баллов максимум) от команды.
Задание 2:
- ориентация в материале;
- культура речи;
- краткость;
- логичность и убедительность;
- выделение существенного;
- умение заинтересовать слушателей.
Максимальное количество за выполнение задания — 5 баллов.
Задание 3:
- правильность;
- быстрота;
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (9 баллов максимум) от каждого игрока команды.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
- взаимопомощь в группе;
- умение общаться с коллегами;
- умение организовать работу в группе;
- умение уложиться во времени при решении задач;
- умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.
Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, 5, и еще 2 балла могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
- каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта - 1 балл;
- несоблюдение правил игры — 2 балла;
- грубое нарушение — до 5 баллов.
План урока
- Подготовительный этап
- Разминка
- Определение аппаратной конфигурации
компьютера по заказу
(для каждой группы: выбор комплектующих и устройств по прайс-листу; разговор с заказчиком). - “Перерыв на обед” - Физкультминутка
- Кроссворд
- Подведение итогов занятия
- Завершающий этап занятия
Ход занятия
1. Подготовительный этап
Мы изучили большой раздел “аппаратное обеспечение компьютера”. Сегодня заключительный урок по этой теме, предлагаю провести его в виде деловой игры “Сборка компьютера”.
Сейчас сформируем 2 игровые группы (команды) по 5 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников.
Остальные будут помогать игрокам и ведущему в процессе игры: выполнять роли заказчиков, экспертов, давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является сам преподаватель.
“В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра, пока ещё нет заказов, после обеденного перерыва, чтобы настроиться на рабочий лад, можно заняться чем-нибудь в свободную минутку, например, заполнить таблицу компьютерными терминами, разгадать кроссворд на компьютерную тему. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится.
Цель игры:
“Необходимо помочь заказчику выбрать необходимую аппаратную конфигурацию компьютера”.
Правила игры.
Игра проходит в три этапа в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру.
Обратите внимание! За тактичное поведение во время всей игры начисляется 5 баллов, и еще 2 балла могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
- каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта - 1 балл;
- несоблюдение правил игры - 2 балла;
- грубое нарушение - до 5 баллов.
Команда-победитель поощряется призом. Все участники игры получат оценки за урок.
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.
Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Придумайте, пожалуйста, название своему предприятию – это и будет название вашей команды (1 минута).
Ребята придумывают названия своих фирм-команд.
Ведущий. Познакомимся с профессиональным портретом “Мастера по компьютерам” (Зачитывают помощники).
Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — попробовать заполнить таблицу компьютерных терминов. Время – 5 минут – максимальное количество - 18 баллов. Откройте соответствующий файл в вашей папке и приступайте к выполнению задания.
2. Разминка.
Команда группируется и по сигналу ведущего начинает работать с таблицей (файлы для команд находятся в соответствующих папках).
По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа (сигнал). Заполненную таблицу команды сохраняют. Эксперты проверяют файлы команд во время выполнения игроками задания следующего этапа, оценивают работу команды и подсчитывают баллы.
З. Определение конфигурации компьютера по заказу.
Ведущий. Разминка закончилась. Начинается трудовой день.
В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить определённую сумму (особенности заказа оговорены для каждой команды).
Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т. е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т. п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т. е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.
У каждой команды в распоряжении прайс-лист. Игроки, пользуясь материалами презентации “Аппаратное обеспечение ПК”, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, является ли устройство необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.
Разговоры представителей фирм- команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Другая команда может вносить предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.
В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
Время на задание для каждой группы: выбор комплектующих и устройств по прайс-листу — около 20 минут; разговор с заказчиком – 5 минут. Максимальное количество – 5 баллов.
Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы – ссылка в Интернете www.stibor.ru, можно выбрать другие ссылки ) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации (файлы для команд и экспертов находятся в соответствующих папках).
Эксперты оценивают работу команды и подсчитывают общий балл за выполненные задания.
4. “Перерыв на обед” – физкультминутка.
Во время переменки Ведущий предлагает учащимся отдохнуть:
— Сейчас предлагаю сделать небольшой перерыв и немножко отдохнуть! Итак, начинаем:
- “Винт”
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Инструкция: Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!... (1-2 минуты) Стоп!
- “Достань звезду!”
Цель: снятие усталости глаз, разминка мышц рук, спины и груди, а также позволяет детям набраться оптимизма и укрепить свою уверенность, что они способны достигать цели.
Инструкция: Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Представь себе, что над тобой ночное небо, усыпанное звёздами. Посмотри на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у тебя с твоей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать ... (15 секунд.)
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно положи перед собой в красивую просторную корзинку. Советую вам дышать так: делать глубокий вдох, когда вы тянетесь за звездой, и выдох, когда достаёте ее и кладёте в корзинку. (Когда у всех детей "звезды будут лежать в корзинках", можно продолжить дальше).
Опусти руки и закрой глаза. Выбери прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает тебе о другой твоей мечте... (10 секунд).
Теперь открой глаза, потянись обеими руками как можно выше и достань до неба. Сорви эту звезду с неба и положи в корзинку к первой звезде…
Продолжайте в том же духе и дайте детям сорвать с неба еще несколько звезд.
Ведущий. Обеденный перерыв закончился и чтобы настроиться на рабочий лад предлагаю каждому игроку команд выполнить следующее задание: разгадать кроссворд “Аппаратное обеспечение ПК”. Правильно или нет вы его разгадали поможет узнать ключевое слово. Время – 3 минуты, максимальное количество - 9 баллов каждому игроку. Все баллы суммируются.
5. Кроссворд “Аппаратное обеспечение ПК”.
Игроки каждой команды сидят около своего компьютера. По команде ведущего учащиеся открывают файл и разгадывают кроссворд.
По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа (сигнал). Своё решение кроссворда участники команды сохраняют в файлах. Эксперты проверяют кроссворд во время выполнения игроками задания следующего этапа, оценивают работу каждого игрока, подсчитывают общий балл команды и сумму баллов по предыдущим заданиям (файлы для команд находятся в соответствующих папках).
6. Подведение итогов занятия.
Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры — интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т. д. Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре — о ее содержании, организации, а также внесли предложения. Объявляются итоги соревнования. Награждается команда-победитель, выставляются оценки
7. Завершающий этап занятия.
Итак, аппаратная конфигурация компьютера – это очень важно, но вы уже знаете, что аппаратное обеспечение – это всего лишь груда железа без … (программного) обеспечения. Сегодня вы убедились в этом, пользуясь различными программными продуктами.
На сегодня всё, мне было приятно с вами работать. Раздаточный материал, пожалуйста, сдайте мне. До свидания.
ЖелаВсе материалы, которые необходимы для проведения урока представлены на диске в дополнительных папках (папка Приложение 1).