Цели:
- расширить знания учащихся о творчестве Н.И.Сладкова, познакомив их с рассказом “Лесная азбука”;
- способствовать развитию навыка выразительного, сознательного чтения, творческой активности, эмоциональной отзывчивости;
- воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование.
- портрет Н.И.Сладкова,
- книги писателя,
- карточки для учеников,
- игровой материал,
- корзинка с “Дарами леса” для физминутки,
- памятки “Берегите лес!”
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока будут такие слова. Прочитаем хором:
Работаем дружно, работаем вместе.
Душу и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи.
Учитель: Вы согласны работать дружно, душу и сердце в работу вложить, каждой секундой дорожить?
II. Актуализация знаний.
1. Учитель: Послушайте четверостишие, которое я прочту. В нем есть слова, которые помогут вам угадать тему урока.
Как будто все, что есть в бору,
Собралось на опушке:
Здесь и лучи, и тень в жару,
И пение кукушки.
Дети: Мы будем читать о лесе, животных и птицах.
Учитель: Правильно. А сейчас попробуем выучить это четверостишие.
- Читаем хором.
- Читаем по рядам.
Учитель: Кто может прочитать наизусть нам его?
(Читают четверостишие 2-3 ученика)
Учитель: А где можно услышать пение кукушки?
Дети: В лесу.
2. (Звучит грамзапись с пением птиц, учитель читает стихотворение)
Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом.
Где вьется чуть заметная
Тропинка под кустом.
В любое время года лес манит нас своей красотой, богатством красок. И если сидеть в лесу тихо-тихо, то можно услышать много разговоров. О чем говорят звери и птицы?
3. Дети читают диалоги животных и птиц (по карточкам)
1).“Воробей и Синица”
Что, Синица, перья носом перебираешь- чистишь их, что ли? Не чищу, Воробей, пересчитываю.С осени три тысячи было, сейчас две тысячи пятьсот осталось. Полтысячи перьев за зиму потеряла!
Эка беда - полтыщи за зиму! Я весной за одну драку по пол сотне теряю. Чего их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.
2).“Белка и Медведь”
Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?
Я - то? Да ем.
А днем?
И днем ем.
А утром?
То же ем.
Ну, а вечером?
И вечером ем.
А когда же ты не ешь?
Да когда сыт бываю.
А когда же ты сыт бываешь?
А никогда...
Учитель: Кто же научит нас видеть , слышать и понимать лесные разговоры? Кто передаст нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Есть ли такие переводчики?
Дети: Это писатели, поэты, художники и музыканты.
4. Учитель: Вспомните писателей, которые писали о природе, животных.
Дети: Пришвин, Чарушин …
Учитель: Есть еще один писатель, который писал о животных и природе.
Николай Иванович Сладков - русский писатель, знаток и любитель природы и фотоохоты, великолепный рассказчик. В его книгах постоянно соседствует сказка и быль. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном. Книги Н.Сладкова - это книги встреч, знакомств, открытий.
Сладков написал “Смелый фотоохотник”, “36 радостей”.
А сегодня мы познакомимся с его рассказом “ Лесная азбука”.
Наблюдать за природой Сладкову всегда помогал Лесовичок. Вот и сегодня он пришел к нам. И будет вместе с нами слушать рассказы о жизни леса.
III. Открытие нового материала.
1.
Учитель: Садитесь удобнее, и начинаем слушать первую главу рассказа “Хоровод”. А что такое хоровод?
Дети: Это когда дети ходят вокруг елки, взявшись за руки.
Учитель: Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте и скажите: о каком хороводе идет речь.
2.
Учитель: Понравилась эта глава? Чем? О каком хороводе идет речь? Почему автор назвал главу о мухоморах “Хоровод”?
Учитель: Прочитайте этот рассказ самостоятельно. Постарайтесь найти слова, предложение, где точно передан смысл названия.
Учитель: Кто - же нашел слова и предложения, которые точно передают смысл названия рассказа?
Выборочное чтение
Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как Сладков описывает мухоморы, с чем их сравнивает?
Учитель: Что означает мухоморное кольцо? Может, кто видел такой круг?
- Как автор относится к мухоморам? Найдите и прочитайте.
Учитель: А вам нравятся мухоморы? Какую пользу они приносят?
Дети: Мухоморы красивые, нарядные.
- Ими питаются лоси.
Учитель: Мне очень жалко топтать эту красоту, а вам?
3. Учитель: Следующая глава называется “Дудка”
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Дети: Дудка – это музыкальный инструмент.
- Есть детская дудочка.
Учитель: Прочитайте эту главу про себя, проверьте: так ли вы думали.
Дети читают.
Учитель: Вы узнали, о чем рассказ?
Почему рассказ назван “Дудка”?
Учитель: найдите ответы на следующие вопросы.
Как описывает это растение автор?
Как применяют борщевник в своих целях дети?
Сладков пишет: “ Чтобы добро не пропадало”, что он называет добром и почему?
Дети отвечают на вопросы.
4. Беседа
Учитель: А какие еще интересные растения есть в лесу?
Какую они приносят пользу?
Как надо относиться к растениям, чтобы не принести им вред?
5. Физкультминутка
Учитель: А сейчас мы немного отдохнем. Представьте, что это лесная полянка. Лесовичок пришел не зря. Ему хотелось узнать, что из даров леса мы ему положим в корзиночку. Сейчас вы подойдете к полянке как лисички и соберете лесные дары в корзинку. Молодцы. А теперь возвращайтесь на место как зайчики и садитесь. А Лесовичок проверит, все ли вкусное вы ему положили?
6.
Учитель: В лесу есть удивительные животные. Давайте прочитаем следующую главу и узнаем о ком он, почему он удивительный?
Дети читают главу по цепочке, по предложениям Беседа
Учитель: О ком шла речь?
Дети: о зайце.
Учитель: Что нового узнали о зайце?
-Что удивительного увидел в нем автор? Прочитайте.
-А какой бывает заяц? Кто - нибудь видел живого зайца?
7.
Учитель: Ребята, а каких животных еще можно встретить в нашем лесу?
Дети: Мы живем в таком красивом месте, которое окружает смешанный лес. Выйдя за околицу, можно встретиться с косулей, зайцем, кабаном, лисой, волком.
Учитель: Вот сколько удивительного можно увидеть в лесу, если внимательно вглядываться и вслушиваться в лесные тайны!
8.
Учитель: Лес - это зеленый наряд нашей Земли, это наш друг, это наше богатство.
В наших лесах растет красивое, величественное дерево - краса леса. Это ... (показываю картинку с изображением дуба).
Дети: Дуб!
Учитель: Правильно - дуб. А знаете, что дуб доживает до 1000 лет, достигает в высоту 40 метров, а плодоносить начинает только с 40-60 лет.
Сейчас мы прочитаем вместе, что автор пишет о дубе.
Учитель: 1 -2 абзац - читаем хором, далее - чтение в паре.
Беседа.
Учитель: Какие строчки вас больше всего заинтересовали? Почему?
- Как вы поняли, что такое горсть родной земли?
9.
Учитель: Ребята, а Лесовичоку понравились, собранные вами дары леса. Он рад и благодарит вас за это. И хочет, чтобы вы прочитали следующую главу, она называется “Дары леса”.
Дети самостоятельно читают главу.
Учитель: Найдите и прочитайте, что вкусного дарит нам лес?
- Как вы думаете, почему автор задает вопросы, а не дает ответы на них?
Учитель: Без дерева сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите. И мы должны его охранять, правильно вести себя в лесу. О чем надо помнить, когда идешь в лес, в гости к природе?
Дети называют правила поведения в лесу.
IV. Домашнее задание.
Учитель: Наш урок подходит к концу.
Запишите домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любой части текста.
А мы с Лесовичком приготовили вам такие памятки. Здесь прочитаете прекрасные слова русских поэтов о лесе.
Идите в лес. Смотрите. Слушайте. Рядом совершаются чудеса. И продолжается, продолжается сказка...
И если, прочитав рассказы и сказки Сладкова, вам захочется самим побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия и что-то самому сделать на радость людям, добрый вам путь!