Урок литературного языка: Н.Сладков. "Лесная азбука"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • расширить знания учащихся о творчестве Н.И.Сладкова, познакомив их с рассказом “Лесная азбука”;
  • способствовать развитию навыка выразительного, сознательного чтения, творческой активности, эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование.

  • портрет Н.И.Сладкова,
  • книги писателя,
  • карточки для учеников,
  • игровой материал,
  • корзинка с “Дарами леса” для физминутки,
  • памятки “Берегите лес!”

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Девизом нашего урока будут такие слова. Прочитаем хором:

Работаем дружно, работаем вместе.
Душу и сердце в работу вложи.
Каждой секундой в труде дорожи.

Учитель: Вы согласны работать дружно, душу и сердце в работу вложить, каждой секундой дорожить?

II. Актуализация знаний.

1. Учитель: Послушайте четверостишие, которое я прочту. В нем есть слова, которые помогут вам угадать тему урока.

Как будто все, что есть в бору,
Собралось на опушке:
Здесь и лучи, и тень в жару,
И пение кукушки.

Дети: Мы будем читать о лесе, животных и птицах.

Учитель: Правильно. А сейчас попробуем выучить это четверостишие.

- Читаем хором.

- Читаем по рядам.

Учитель: Кто может прочитать наизусть нам его?

(Читают четверостишие 2-3 ученика)

Учитель: А где можно услышать пение кукушки?

Дети: В лесу.

2. (Звучит грамзапись с пением птиц, учитель читает стихотворение)

Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом.
Где вьется чуть заметная
Тропинка под кустом.

В любое время года лес манит нас своей красотой, богатством красок. И если сидеть в лесу тихо-тихо, то можно услышать много разговоров. О чем говорят звери и птицы?

3. Дети читают диалоги животных и птиц (по карточкам)

1).“Воробей и Синица”

Что, Синица, перья носом перебираешь- чистишь их, что ли? Не чищу, Воробей, пересчитываю.С осени три тысячи было, сейчас две тысячи пятьсот осталось. Полтысячи перьев за зиму потеряла!

Эка беда - полтыщи за зиму! Я весной за одну драку по пол сотне теряю. Чего их жалеть: были бы кости целы, перья вырастут.

2).“Белка и Медведь”

Ау, Медведь! Ты чего по ночам делаешь?

Я - то? Да ем.

А днем?

И днем ем.

А утром?

То же ем.

Ну, а вечером?

И вечером ем.

А когда же ты не ешь?

Да когда сыт бываю.

А когда же ты сыт бываешь?

А никогда...

Учитель: Кто же научит нас видеть , слышать и понимать лесные разговоры? Кто передаст нам язык зверей и птиц на человеческий язык? Есть ли такие переводчики?

Дети: Это писатели, поэты, художники и музыканты.

4. Учитель: Вспомните писателей, которые писали о природе, животных.

Дети: Пришвин, Чарушин …

Учитель: Есть еще один писатель, который писал о животных и природе.

Николай Иванович Сладков - русский писатель, знаток и любитель природы и фотоохоты, великолепный рассказчик. В его книгах постоянно соседствует сказка и быль. Он хочет, чтобы те, кто прочитает его книги сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в самом обычном. Книги Н.Сладкова - это книги встреч, знакомств, открытий.

Сладков написал “Смелый фотоохотник”, “36 радостей”.

А сегодня мы познакомимся с его рассказом “ Лесная азбука”.

Наблюдать за природой Сладкову всегда помогал Лесовичок. Вот и сегодня он пришел к нам. И будет вместе с нами слушать рассказы о жизни леса.

III. Открытие нового материала.

1.

Учитель: Садитесь удобнее, и начинаем слушать первую главу рассказа “Хоровод”. А что такое хоровод?

Дети: Это когда дети ходят вокруг елки, взявшись за руки.

Учитель: Я буду читать рассказ, а вы внимательно слушайте и скажите: о каком хороводе идет речь.

2.

Учитель: Понравилась эта глава? Чем? О каком хороводе идет речь? Почему автор назвал главу о мухоморах “Хоровод”?

Учитель: Прочитайте этот рассказ самостоятельно. Постарайтесь найти слова, предложение, где точно передан смысл названия.

Учитель: Кто - же нашел слова и предложения, которые точно передают смысл названия рассказа?

Выборочное чтение

Учитель: Найдите в тексте и прочитайте, как Сладков описывает мухоморы, с чем их сравнивает?

Учитель: Что означает мухоморное кольцо? Может, кто видел такой круг?

- Как автор относится к мухоморам? Найдите и прочитайте.

Учитель: А вам нравятся мухоморы? Какую пользу они приносят?

Дети: Мухоморы красивые, нарядные.

- Ими питаются лоси.

Учитель: Мне очень жалко топтать эту красоту, а вам?

3. Учитель: Следующая глава называется “Дудка”

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

Дети: Дудка – это музыкальный инструмент.

- Есть детская дудочка.

Учитель: Прочитайте эту главу про себя, проверьте: так ли вы думали.

Дети читают.

Учитель: Вы узнали, о чем рассказ?

Почему рассказ назван “Дудка”?

Учитель: найдите ответы на следующие вопросы.

Как описывает это растение автор?

Как применяют борщевник в своих целях дети?

Сладков пишет: “ Чтобы добро не пропадало”, что он называет добром и почему?

Дети отвечают на вопросы.

4. Беседа

Учитель: А какие еще интересные растения есть в лесу?

Какую они приносят пользу?

Как надо относиться к растениям, чтобы не принести им вред?

5. Физкультминутка

Учитель: А сейчас мы немного отдохнем. Представьте, что это лесная полянка. Лесовичок пришел не зря. Ему хотелось узнать, что из даров леса мы ему положим в корзиночку. Сейчас вы подойдете к полянке как лисички и соберете лесные дары в корзинку. Молодцы. А теперь возвращайтесь на место как зайчики и садитесь. А Лесовичок проверит, все ли вкусное вы ему положили?

6.

Учитель: В лесу есть удивительные животные. Давайте прочитаем следующую главу и узнаем о ком он, почему он удивительный?

Дети читают главу по цепочке, по предложениям Беседа

Учитель: О ком шла речь?

Дети: о зайце.

Учитель: Что нового узнали о зайце?

-Что удивительного увидел в нем автор? Прочитайте.

-А какой бывает заяц? Кто - нибудь видел живого зайца?

7.

Учитель: Ребята, а каких животных еще можно встретить в нашем лесу?

Дети: Мы живем в таком красивом месте, которое окружает смешанный лес. Выйдя за околицу, можно встретиться с косулей, зайцем, кабаном, лисой, волком.

Учитель: Вот сколько удивительного можно увидеть в лесу, если внимательно вглядываться и вслушиваться в лесные тайны!

8.

Учитель: Лес - это зеленый наряд нашей Земли, это наш друг, это наше богатство.

В наших лесах растет красивое, величественное дерево - краса леса. Это ... (показываю картинку с изображением дуба).

Дети: Дуб!

Учитель: Правильно - дуб. А знаете, что дуб доживает до 1000 лет, достигает в высоту 40 метров, а плодоносить начинает только с 40-60 лет.

Сейчас мы прочитаем вместе, что автор пишет о дубе.

Учитель: 1 -2 абзац - читаем хором, далее - чтение в паре.

Беседа.

Учитель: Какие строчки вас больше всего заинтересовали? Почему?

- Как вы поняли, что такое горсть родной земли?

9.

Учитель: Ребята, а Лесовичоку понравились, собранные вами дары леса. Он рад и благодарит вас за это. И хочет, чтобы вы прочитали следующую главу, она называется “Дары леса”.

Дети самостоятельно читают главу.

Учитель: Найдите и прочитайте, что вкусного дарит нам лес?

- Как вы думаете, почему автор задает вопросы, а не дает ответы на них?

Учитель: Без дерева сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите. И мы должны его охранять, правильно вести себя в лесу. О чем надо помнить, когда идешь в лес, в гости к природе?

Дети называют правила поведения в лесу.

IV. Домашнее задание.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

Запишите домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любой части текста.

А мы с Лесовичком приготовили вам такие памятки. Здесь прочитаете прекрасные слова русских поэтов о лесе.

Идите в лес. Смотрите. Слушайте. Рядом совершаются чудеса. И продолжается, продолжается сказка...

И если, прочитав рассказы и сказки Сладкова, вам захочется самим побольше увидеть и услышать, испытать радость открытия и что-то самому сделать на радость людям, добрый вам путь!