Цели урока:
- создать условия для овладения учащимися навыком написания прописной буквы П, буквосочетаний с данной буквой;
- организовать практическую деятельность учащихся по овладению звуко- буквенным анализом слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв;
- содействовать развитию устной и письменной речи, каллиграфических навыков учащихся, логического мышления;
- обогащать словарный запас; воспитывать аккуратность.
Оборудование: Тетрадь по письму, 1 класс, часть 3. Авторы Т.Н.Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л.Андрианова, демонстрационная таблица с печатными и письменными буквами П п, П п .
Ход урока
І.Организационный момент.
Учитель. Поприветствуем друг друга, пожелаем здоровья.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Добрый день!
Доброе утро! - солнцу им птицам.
Добрый день! – приветливым лицам.
Доброе утро! – знакомым и близким.
Добрый день! – всем людям Земли.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе здравие длится до вечера.
Учитель. Пожелав добра и здоровья, продолжим наш урок. Постарайтесь быть внимательными, любознательными, наблюдательными и активными.
ІІ. Упражнения
для подготовки кисти и пальцев руки к письму.1) “Пальчики здороваются” - каждым пальчиком касаемся большого пальца вперед и обратно.
2) Игра “Ползет змея”.
3) Поглаживание кисти рук и пальцев.
4) “Молоточки”.
Кисти рук сжаты в кулак. Постукиваем одним кулачком о другой
5) “Человечки пошли гулять”.
Большой и указательный пальцы “ножки” человечка, остальные сжаты в кулак. “Ножки” шагают по ладони второй руки.
ІІІ. Правила красивого письма
Повторение правил о положении тетради на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.
ІV. Мобилизующий этап.
Учитель.
-Сегодня мы отправимся в гости к букве, которая обозначает глухой согласный звук.
-Посмотрите на доску и послушайте строки, догадайтесь, к какой букве мы отправимся в гости.
Посмотрите! Посмотрите!
Вот какой Пушок у Пети!
Ученики.
- Это прописная буква П.
Учитель.
-Как вы догадались?
Ученики.
Многие слова начинаются со звука, который обозначается прописной буквой П.
- С прописной буквой П мы знакомились на уроке обучения грамоте, но писать ее еще не учились. Значит, будем учиться писать прописную букву П.
V. Работа с демонстрационной таблицей.
(На доске таблица)
Учитель.
-Посмотрите на таблицу, какие буквы видите?
Ученики.
-Печатные и письменные буквы П п, П п.
Учитель.
-Внимательно рассмотрите прописную букву П. Какие знакомые элементы увидели?
Ученики.
- Прямую наклонную с закруглением внизу влево.
- Прямую наклонную с закруглением внизу вправо.
Учитель. А какая прописная буква “спряталась” в букве П.
Ученики.
- Я думаю, что прописная буква Г.
-Нам легко будет писать букву П. Все элементы знакомы.
(Учитель показывает правильное написание прописной буквы П)
VІ. Работа в тетради № 3, станица 18.
1) Письмо прописной буквы П.
Учитель.
-Откройте тетради и напишите букву П по образцу, данному на верхней строке тетради. (Учащиеся обводят по точкам образцы прописной буквы П).
Учитель.
-На второй строке постарайтесь сами написать красиво букву П. Карандашом подчеркните те буквы, которые, по вашему мнению, написаны каллиграфически правильно.
2)Физкультминутка.
-Проведем физкультминутку.
Раз - поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.
3) Письмо соединений прописной буквы П со строчными буквами.
Учитель.
-Посмотрите и прочитайте буквосочетания на следующей строке и постарайтесь объяснить способы соединения прописной буквы П со строчными буквами.
Ученики.
- Пу - верхнее соединение
- Па - среднее соединение
- Пл - нижнее соединение
Учитель.
-Самостоятельно запишите буквосочетания Пу, Па, Пл.
4) Письмо слов с прописной буквой П.
Учитель.
-Ребята, теперь вы готовы, чтобы писать слова с гостьей нашего урока.
-Послушайте двустишие и скажите, о какой букве идет речь?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.
(Е.Измайлова)
Ученики.
-Речь идет о написании большой буквы в словах.
Учитель.
-Вспомните все случаи написания большой буквы в словах. Приведите примеры.
Ученики.
- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Например.
Ребята любят читать интересные книги. Слово “ Ребята” пишем с большой буквы.
- Имена, фамилии и отчества пишутся с большой буквы. Например: Кузнецова Анастасия Николаевна.
- Клички животных пишем с большой буквы. Например: кот Пушок, собака Дог.
- Географические названия пишем с большой буквы.
Например: река Дон, город Белгород, село Сетище.
Учитель.
- А теперь прочитаем слова в тетради (дети читают слова).
-Объясните написание прописных букв.
Ученики.
- Это имена и фамилии людей.
Учитель.
- А знаете вы, кто такие А. С. Попов, и И.Д. Папанин. (Дети затруднились ответить).
Учитель.
-Обратимся к странице “Это интересно знать!” и узнаем об этих знаменитых людях. (Ученики узнают, что А.С Попов изобретатель, а И. Д Папанин полярный исследователь и ученый).
- А каких еще знаменитых людей вы знаете? (Выслушиваются ответы детей).
Самостоятельно спишите эти слова.
5) Упражнение в развитии речи.
Учитель.
-Прочитайте запись на следующих строках (Дети читают самостоятельно, а затем один ученик читает вслух:
- Она разбила вазу
- Зина играла дома одна
- Мама бранила Зинаиду?)
Учитель.
- Можно ли эту запись назвать текстом?
Ученики.
- Это не текст.
- Здесь предложения не связаны по смыслу.
Учитель.
-Подумайте, что нужно сделать, чтобы получился текст.
Ученики.
- Нужно предложения поменять местами, чтобы предложения были связаны между собой.
Учитель.
-Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст.
(Дети работают в парах)
2. Она разбила вазу
1. Зина играла дома одна
3. Мама бранила Зинаиду?
6) Самостоятельная работа.
Учитель.
- Запишите текст самостоятельно.
- Сколько в тексте предложений?
- Как бы вы ответили на вопрос текста?
Ученики.
- Я считаю, мама сказала, чтобы Зина не расстраивалась, купим другую вазу.
- Я думаю, мама посоветовала Зине быть аккуратней.
Учитель.
-А что еще вы знаете о тексте?
Ученики.
-Текст можно озаглавить.
- Заглавие показывает, о чем говорится в тексте.
Учитель.
-Сравните имена Зина и Зинаида. Что вы о них скажете?
Ученики.
-Зина – это короткое имя, а Зинаида – полное имя.
-А ещё это родственные слова.
7)Физкультминутка.
- Проведем физкультминутку “Пчелки”
Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [ п ], то летите как пчелки. Если в слове нет звука [ п ], то приседаете.
Город, широкий, парта, цветок, ручка, спешить, кружиться, пенал, писать.
7). Звуко-буквенный анализ слов “плоды, палуба”
Учитель.
- Прочитайте слова на нижней строке. Объясните значение этих слов.
Ученики.
- Плод - это часть растения.
- Палуба - горизонтальная поверхность на судне.
Учитель.
-Сравните эти слова, чем они похожи? Чем отличаются?
Ученики.
- В этих словах первый звук [ п ]
- Эти слова обозначают предмет.
- Они отвечают на вопрос “что?”.
- Все согласные буквы обозначают твердые согласные звуки.
Учитель.
- Молодцы! А теперь назовите отличия.
Ученики.
- Слова отличаются количеством слогов. В слове плоды два слога, а в слове палуба три слога.
- В слове плоды 5 букв и 5 звуков, а в слове палуба 6 букв и 6 звуков.
- А еще в первом слове произношение расходится с написанием.
Учитель.
- Самостоятельно разберите слово палуба по образцу.
Устно составьте предложение с этими словами.
VІI. Итог урока.
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Чему учились?
- Какие задания показались интересными и почему?
- Как вы работали на уроке?