Урок русского языка (письмо) по теме "Письмо прописной буквы П. Текст. Звуко-буквенный разбор"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для овладения учащимися навыком написания прописной буквы П, буквосочетаний с данной буквой;
  • организовать практическую деятельность учащихся по овладению звуко- буквенным анализом слов, в которых не расходится количество звуков и количество букв;
  • содействовать развитию устной и письменной речи, каллиграфических навыков учащихся, логического мышления;
  • обогащать словарный запас; воспитывать аккуратность.

Оборудование: Тетрадь по письму, 1 класс, часть 3. Авторы Т.Н.Андрианова, А.В. Остроумова, И.Л.Андрианова, демонстрационная таблица с печатными и письменными буквами П п, П п .

Ход урока

І.Организационный момент.

Учитель. Поприветствуем друг друга, пожелаем здоровья.

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Добрый день!
Доброе утро! - солнцу им птицам.
Добрый день! – приветливым лицам.
Доброе утро! – знакомым и близким.
Добрый день! – всем людям Земли.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе здравие длится до вечера.

Учитель. Пожелав добра и здоровья, продолжим наш урок. Постарайтесь быть внимательными, любознательными, наблюдательными и активными.

ІІ. Упражнения для подготовки кисти и пальцев руки к письму.

1) “Пальчики здороваются” - каждым пальчиком касаемся большого пальца вперед и обратно.

2) Игра “Ползет змея”.

3) Поглаживание кисти рук и пальцев.

4) “Молоточки”.

Кисти рук сжаты в кулак. Постукиваем одним кулачком о другой

5) “Человечки пошли гулять”.

Большой и указательный пальцы “ножки” человечка, остальные сжаты в кулак. “Ножки” шагают по ладони второй руки.

ІІІ. Правила красивого письма

Повторение правил о положении тетради на парте при письме, об умении правильно держать ручку, о правильной посадке во время письма.

ІV. Мобилизующий этап.

Учитель.

-Сегодня мы отправимся в гости к букве, которая обозначает глухой согласный звук.

-Посмотрите на доску и послушайте строки, догадайтесь, к какой букве мы отправимся в гости.

Посмотрите! Посмотрите!

Вот какой Пушок у Пети!

Ученики.

- Это прописная буква П.

Учитель.

-Как вы догадались?

Ученики.

Многие слова начинаются со звука, который обозначается прописной буквой П.

- С прописной буквой П мы знакомились на уроке обучения грамоте, но писать ее еще не учились. Значит, будем учиться писать прописную букву П.

V. Работа с демонстрационной таблицей.

(На доске таблица)

Учитель.

-Посмотрите на таблицу, какие буквы видите?

Ученики.

-Печатные и письменные буквы П п, П п.

Учитель.

-Внимательно рассмотрите прописную букву П. Какие знакомые элементы увидели?

Ученики.

- Прямую наклонную с закруглением внизу влево.

- Прямую наклонную с закруглением внизу вправо.

Учитель. А какая прописная буква “спряталась” в букве П.

Ученики.

- Я думаю, что прописная буква Г.

-Нам легко будет писать букву П. Все элементы знакомы.

(Учитель показывает правильное написание прописной буквы П)

VІ. Работа в тетради № 3, станица 18.

1) Письмо прописной буквы П.

Учитель.

-Откройте тетради и напишите букву П по образцу, данному на верхней строке тетради. (Учащиеся обводят по точкам образцы прописной буквы П).

Учитель.

-На второй строке постарайтесь сами написать красиво букву П. Карандашом подчеркните те буквы, которые, по вашему мнению, написаны каллиграфически правильно.

2)Физкультминутка.

-Проведем физкультминутку.

Раз - поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три - в ладоши три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - за парту сесть опять.

3) Письмо соединений прописной буквы П со строчными буквами.

Учитель.

-Посмотрите и прочитайте буквосочетания на следующей строке и постарайтесь объяснить способы соединения прописной буквы П со строчными буквами.

Ученики.

- Пу - верхнее соединение

- Па - среднее соединение

- Пл - нижнее соединение

Учитель.

-Самостоятельно запишите буквосочетания Пу, Па, Пл.

4) Письмо слов с прописной буквой П.

Учитель.

-Ребята, теперь вы готовы, чтобы писать слова с гостьей нашего урока.

-Послушайте двустишие и скажите, о какой букве идет речь?

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг.

(Е.Измайлова)

Ученики.

-Речь идет о написании большой буквы в словах.

Учитель.

-Вспомните все случаи написания большой буквы в словах. Приведите примеры.

Ученики.

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Например.

Ребята любят читать интересные книги. Слово “ Ребята” пишем с большой буквы.

- Имена, фамилии и отчества пишутся с большой буквы. Например: Кузнецова Анастасия Николаевна.

- Клички животных пишем с большой буквы. Например: кот Пушок, собака Дог.

- Географические названия пишем с большой буквы.

Например: река Дон, город Белгород, село Сетище.

Учитель.

- А теперь прочитаем слова в тетради (дети читают слова).

-Объясните написание прописных букв.

Ученики.

- Это имена и фамилии людей.

Учитель.

- А знаете вы, кто такие А. С. Попов, и И.Д. Папанин. (Дети затруднились ответить).

Учитель.

-Обратимся к странице “Это интересно знать!” и узнаем об этих знаменитых людях. (Ученики узнают, что А.С Попов изобретатель, а И. Д Папанин полярный исследователь и ученый).

- А каких еще знаменитых людей вы знаете? (Выслушиваются ответы детей).

Самостоятельно спишите эти слова.

5) Упражнение в развитии речи.

Учитель.

-Прочитайте запись на следующих строках (Дети читают самостоятельно, а затем один ученик читает вслух:

- Она разбила вазу

- Зина играла дома одна

-  Мама бранила Зинаиду?)

Учитель.

- Можно ли эту запись назвать текстом?

Ученики.

- Это не текст.

- Здесь предложения не связаны по смыслу.

Учитель.

-Подумайте, что нужно сделать, чтобы получился текст.

Ученики.

- Нужно предложения поменять местами, чтобы предложения были связаны между собой.

Учитель.

-Пронумеруйте предложения так, чтобы получился текст.

(Дети работают в парах)

2. Она разбила вазу

1. Зина играла дома одна

3. Мама бранила Зинаиду?

6) Самостоятельная работа.

Учитель.

- Запишите текст самостоятельно.

- Сколько в тексте предложений?

- Как бы вы ответили на вопрос текста?

Ученики.

- Я считаю, мама сказала, чтобы Зина не расстраивалась, купим другую вазу.

- Я думаю, мама посоветовала Зине быть аккуратней.

Учитель.

-А что еще вы знаете о тексте?

Ученики.

-Текст можно озаглавить.

- Заглавие показывает, о чем говорится в тексте.

Учитель.

-Сравните имена Зина и Зинаида. Что вы о них скажете?

Ученики.

-Зина – это короткое имя, а Зинаида – полное имя.

-А ещё это родственные слова.

7)Физкультминутка.

- Проведем физкультминутку “Пчелки”

Я буду называть слова. Если вы услышите в слове звук [ п ], то летите как пчелки. Если в слове нет звука [ п ], то приседаете.

Город, широкий, парта, цветок, ручка, спешить, кружиться, пенал, писать.

7). Звуко-буквенный анализ слов “плоды, палуба”

Учитель.

- Прочитайте слова на нижней строке. Объясните значение этих слов.

Ученики.

- Плод - это часть растения.

- Палуба - горизонтальная поверхность на судне.

Учитель.

-Сравните эти слова, чем они похожи? Чем отличаются?

Ученики.

  • В этих словах первый звук [ п ]
  • Эти слова обозначают предмет.

- Они отвечают на вопрос “что?”.

- Все согласные буквы обозначают твердые согласные звуки.

Учитель.

- Молодцы! А теперь назовите отличия.

Ученики.

- Слова отличаются количеством слогов. В слове плоды два слога, а в слове палуба три слога.

- В слове плоды 5 букв и 5 звуков, а в слове палуба 6 букв и 6 звуков.

- А еще в первом слове произношение расходится с написанием.

Учитель.

- Самостоятельно разберите слово палуба по образцу.

Устно составьте предложение с этими словами.

VІI. Итог урока.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Чему учились?

- Какие задания показались интересными и почему?

- Как вы работали на уроке?