Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе "Замок для Кубарика" (из цикла "Исторические сказки")

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке;
  2. Учить преобразовывать образец в соответствии с условиями;
  3. Активизировать поисковую деятельность детей;
  4. Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу.

Активизация словаря:

  • сторожевая башня,
  • смотровая площадка,
  • замковая архитектура,
  • романский стиль.

Ход занятия

Педагог предлагает детям послушать историю про знакомого мальчика, который однажды приехал в гости к своим родственникам в другой город:

Отправился мой знакомый искать “Детский парк”. Сначала он шел по прямой дороге, потом перешел улицу и свернул за угол. Увидев перекресток, он повернул налево и поднялся по ступенькам близлежащего дома. Затем спустился под гору и оказался на соседней улице, которая привела его в тупик. Одним словом, мой приятель заблудился и потерялся. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, потому что у него не было определенного плана следования.

Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте очутиться,
Нужен очень четкий план!
А в нужном месте…
Нам с кем- то встреча обеспечена,
В плане все отмечено
Точно, безупречно, пунктиром.

С кем встреча обеспечена, мы узнаем, определив по планам (раздаются планы: у каждого ребенка свой персональный маршрут, но все собираются в одной точке).

Дети ищут и находят Кубарика (персонаж, который всегда “живет” в кабинете конструирования).

Кубарик:

“Здравствуйте, ребята!
Я ваш друг!
Научу вас видеть все вокруг.
У меня есть куб, цилиндр, шарик,
А зовут меня Кубарик!”

Педагог: “Как же так, мы видим только то, что перед нами, а Кубарик утверждает, что можно видеть все вокруг? Можно ли видеть все? (можно представить; можно догадаться; можно вообразить, пофантазировать. А если видел раньше, то- вспомнить.) Действительно, можно “видеть” со всех сторон. Но вот наши гости (игрушки) запутались и не могут найти, кто какую картину нарисовал. (Дети соотносят рисунки с изображением лошадки – вид прямо, вид сзади, вид слева, вид справа, - с положением игрушки и определяют где чей.)”

Кубарик: “Я же говорил, что можно “видеть” предметы со всех сторон. Я вас хочу попросить построить замок. Но не со всех сторон, а только фасад”.

Педагог: “Дети, что за сооружение – замок?” (Это укрепленное, мощное жилище рыцаря. Строилось на возвышенности, окружалось валами, рвами, стенами.)

Педагог: “Посмотрите на этот замок. Из каких частей он состоит? (центральной, боковых, фундамента)”

- Что по величине больше? Какого размера центральная часть? Боковые? Из каких деталей построен фундамент? Из каких стены, перекрытия, украшения?

Кубарик: “Я попрошу построить замок по моим условиям:

  • для богатырей;
  • для отдыха;
  • для защиты от противников;
  • для нескольких семей с несколькими входами.

Педагог: “Сегодня Контролера будем выбирать по считалке”.

Ребенок:

“На златом крыльце сидели куб, квадрат, параллелепипед,
Конус, призма и цилиндр,
Кто из круга первым выйдет,
Водит только он один”.

Дети располагаются за столами.

Педагог: “Предлагаю вам несколько минут подумать о том, какой замок вы будете строить”.

Затем дети при помощи шаблонов чертят фасад своего замка.

Педагог: “До кого дотронусь волшебной указкой, тот обязательно сможет придумать свой собственный и неповторимый замок”.

Начертив, дети приступают к работе. По окончании строительства дается следующее задание – начертить схему “вид сбоку” и “вид сверху”. Контроллер обходит и исправляет красным карандашом неточности.

Педагог: “Предлагаю создать из всех замков архитектурный ансамбль”.

Литература:

  1. В. Брофман “Архитектурная школа папы Карло”. М., “Линка-Пресс”, 2001 г.
  2. А.Н. Давидчук “Развитие у дошкольников конструктивного творчества”. М., “Просвещение”, 1976 г.