Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы пригласили вас на нашу новую встречу в фольклорном клубе “Родничок”.
Нынче к нам на “Родничок”
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок —
Чудо цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром...
Вот бы знать нам, что таится
В сундучке старинном том! —
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Разворачивает лежащую на сундучке “грамотку” и читает:
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие — угадай.
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь.
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.
Ведущий поворачивает сундучок так, чтобы крышка была видна детям и зачитывает
План мероприятия.
1. Понятно без слов.
2. Составление слов.
3. Фонетическая разминка.
4. Блиц-опрос.
5. Слова-перевертыши.
6. Информация к размышлению.
7. Игра-упражнение.
8. Не “съешьте” вторую букву с!
9.Подведение итогов.
Приступаем к первому заданию.
1. Понятно без слов.
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо.
Отгадайте, что обозначают следующие символы.
2. Составление слов.
- Ребята, посмотрите, в конверте буквы, а на конверте написано:
Эти буковки для тех,
Кто играет лучше всех.
А на листе - тоже какие-то разноцветные буквы.
На листе картона по окружности или по периметру квадрата расположены буквы, окрашенные (через одну) в два цвета:
М К Е И Ф Р О И Д Л И Л Й
3. Отгадайте загадку.
Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке.
Сколько раз встречается звук [ш] и какими буквами он обозначается? (До 4 очков.)
2. Сколько раз в этой загадке встречается звук [п] и какими буквами он обозначается? (До 4 очков.)
3. Объясните, почему А. С. Пушкин в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” рифмует:
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого? (1 очко.)
4. Почему звук [ц] можно назвать одиноким? (1 очко.)
5. Составьте алфавитный список фамилий:
Крючков, Кузнецов, Кузнецова, Кузьмин, Корчагин, Капустина. (1 очко.)
6. Блиц-опрос. (до 5 очков.)
- Сколько букв в алфавите?
- Сколько гласных звуков?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Какие две буквы в русском алфавите называют немыми?
4. Блиц-опрос. (до 5 очков.)
- Можно ли поставить знак равенства между словами азбука и алфавит?
- Что изучает раздел науки о языке “Фонетика”?
- Что изучает раздел науки о языке “Графика”?
- Чему нас учит орфоэпия?
- Каких звуков больше, гласных или согласных, мы употребляем в речи?
- Укажите отличие в образовании гласных и согласных звуков. (1 очко.)
- Чем отличается звонкий согласный от парного ему глухого? (1 очко.)
- Приведите примеры слов, в которых буквами б, в, г, д, ж, з обозначаются глухие согласные звуки. Как называется этот процесс? (1 очко.)
- Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков? (1 очко.)
- Какие слова нельзя разбить для переноса? (До 3 очков).
- Что общего в сочетаниях: чн, чк, нч, нщ, рщ, щн, ст, нт?
5. Слова-перевертыши.
Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. Он выполнил это задание так: тот, дед, шалаш. Правильно ли выполнено задание? (1 очко)
6. Информация к размышлению.
Известному артисту МХАТ’а Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника (запись на доске): “Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”.
— Как вы думаете, он сможет стать артистом?
— На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.
Евстигнеев берет ручку и пишет:
— Никада!
Почему так ответил Евстигнеев?
Все вместе приходим к следующему выводу. Едва ли пятиклассник, допускающий так много ошибок, может стать актером: во-первых, он невнимателен и не знает, как правильно пишутся собственные имена его любимых артистов и героев популярных фильмов; во-вторых, он плохо учится, значит, у него нет силы воли, а ведь труд актера требует высокой культуры и больших усилий. Поэтому Е. Евстигнеев и написал ответ нарочно с ошибкой.
Для оценки качества устной речи ребятам предлагается оценить ее образцы.
В результате участники турнира приходят к выводу: в разговорной речи произношение слов нечеткое, торопливое, поэтому они сливаются и получаются “ослышки”; чтобы тебя правильно услышали и поняли, старайся произносить слова отчетливо, правильно использовать ударение, паузы, скорость речи.
7. Игра-упражнение.
Игра первая: приставка или нет?
I. Выделите приставки второй группы в словах.
Разбитый, разваленный, разный;
2) расписание, растение, расколоть;
3) роскошь, росчерк;
4) воспринимающий, восковой;
5) исследовать, история.
Игра вторая: прятки с приставками.
II. Выделите приставки первой и второй групп в словах.
Водоразборная колонка,
2) перераспределение,
3) нераспустившийся,
4) невосполнимый,
5) неиспользованный,
6) заблагорассудится,
7) происшествие,
8) безрассудство.
А теперь выполните два упражнения.
1. В данных словосочетаниях замените приставки первой группы приставками второй группы. Запишите полученные слова. Вот так: чайник закипел — вскипел.
1) Бутоны открылись.
2) Яблони зацвели.
3) Створки окна отворились.
4) Соль просыпалась.
5) Идет непрерывный дождь.
6) Мы потратили деньги.
7) Мебель поставили.
8) Неспокойньий человек.
II. Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками второй группы. Вот так: совестливый — бессовестный.
Порядок, участливый, одаренный, корыстный, жалостливый, честный.
8. Не “съешьте” вторую букву с!
I. К данным “отрезкам” слов прибавьте приставки второй группы. Запишите полученные слова.
...совестный, ...свет, ...сыпаться, ...сказывать, ...станавливать, ...суждать, ...ставлять, ...сердечный, ...следование.
II. Запишите ответы на вопросы.
Как называли Кощея в русских сказках?
2) Как звали в стихотворении С. Маршака человека, который жил на улице Бассейной?
Придумайте сами как можно больше слов, в которых при встрече приставки и корня пишется два с.
Запишите слова под диктовку, а потом проверьте себя по книге.
Бессвязный, бесхозяйственный, расстояние, рассердиться, расколоть, рассылать, исследовать, восстание, бессмертник, беспорядок, раскол, безрассудный, расшуметься, разжигать, врассыпную, врасплох.
Вставьте на месте пропущенных букв одно или два с. При затруднении смотрите в орфографический словарь.
1) Злая волшебница Гингема погрозила в пространство и...охшим кулаком.
Элли подбежала к двери, ра...пахнула ее и вскрикнула от удивления. Вокруг ра...тилалась зеленая лужайка.
3) Когда мрак ра...еялся, Виллины уже не было: волшебница исчезла.
4) Друзья устремились к месту прои...шествия.
5) Элли спросила мигунов, нет ли среди них искусных кузнецов. Оказалось, что страна и...тари славилась замечательными часовыми мастерами, ювелирами, механиками. Узнав, что дело идет о во…тановлении железного человека, товарища Элли, мигуны уверили ее, что каждый из них готов ...делать все. (А. Волков.)
9. Подведение итогов.
Используемая литература.
1. Г.Г. Грошин “Секреты орфографии” М., “Просвещение” 1991.
2. Н.О. Крамаренко “Нетрадиционные уроки” Волгоград, 2002.
3. Е. Маар “Что из чего” - Изд. “Детская литература”, 1968.
4. М.М. Разумовская “Русский язык” 6 кл. М. “Просвещение”, 2000 г.
5. РЯШ № 2, 2000 г.