Помним корни свои

Разделы: Внеклассная работа


Выбор данной темы обусловлен тем, что в настоящее время очень велико влияние Запада на наших подростков. Они, начиная с американских “мультиков”, смотрят затем американские боевики, хотят быть похожими на их героев. Неохотно смотрят наши старые, советские фильмы, где, хоть и в утрированной форме, но показывали настоящих героев. Порой ребята не знают даже наших героев страны. Книг ребята читают мало, свой досуг они проводят за компьютером или на улице.

Было проведено анкетирование: “Какие фильмы ты смотришь и на кого из героев ты бы хотел быть похожим? Кто твой любимый герой?” Ребята отвечают: “На Арнольда Шварцнера”, любимые герои: Пумба, Скуби, Супер-мэн.

Дети мало знакомы с героями наших, советских мультфильмов, таких прекрасных!

Мы должны учить видеть пример для подражания рядом. Далеко ходить не надо.

Нужно начать со своей семьи. Научить детей уважительному отношению к своим близким, дорогим людям - родителям, бабушкам и дедушкам – наша задача.

Нравственная связь поколений и сверхвременное единство человека поддерживается через почитание предков и через воспитание детей. Если же мы не почитаем предков и отказываемся от воспитания благочестия в детях, мы вступаем в противоречие с естественным ходом истории.

Цель данной беседы: воспитание уважительного отношения к родителям, бабушкам- дедушкам, прежде всего, к своим близким, потом и ко всем окружающим.

Задачи:

  • познакомить детей с наукой о предках- генеалогией,
  • научить собирать семейные архивы,
  • научить составлять свое генеалогическое древо.

В беседе участвуют ребята 10- 14 лет. Некоторые из них занимаются в кружке “Помним корни свои”.

Используя наглядность, а также компьютерные технологии, мы хотим привлечь внимание ребят к этой проблеме. Была создана презентация членом кружка Пабст Аленой “Моя родословная”. Член кружка Донец Кристина, призер ноябрьского 2007года районного конкурса исследовательских работ “Юниор”, показала презентацию “Вторая родина российских немцев (история села Березовка )”.

Оборудование: компьютер, экран для показа слайдов, доска маркерная.

Данная беседа приурочена к Дню пожилого человека.

Ребята учатся внимательнее относиться к своим дорогим бабушкам и дедушкам, слушать их воспоминания о прожитом, собирать по крупицам те документы, которые еще сохранились в семьях, которые пока еще не выбросили за ненадобностью.

Ожидаемые результаты: Пополнение экспонатами школьного музейного уголка, дополнение в материалы по истории села.

В школе 3 года работает кружок “Помним корни свои”, где мы изучаем историю своих семей.

Члены кружка занимаются изучением своих корней, составляют генеалогические древа своего рода. Неоднократно мы участвовали в районных научно- исследовательских конференциях, занимали призовые места. Складывая историю одной, другой семьи воедино, мы пишем историю нашего села, ищем материалы в районном и краевом архивах.

Общая история складывается из историй отдельных городов и сел, родов, семей, изучать ее нужно с познания своей малой родины, семьи. Изучением истории своей семьи в той или иной мере обязаны заниматься дети всех возрастов. Такие занятия ликвидируют пробелы не только в знании, но и в сознании. Не знать историю своего рода - это ненормально. Как сказал А.С.Пушкин, “Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”. Вот, оказывается, с чего начинается нравственное падение человечества – с потери уважения к предкам, их делам, достижениям. Недаром таких людей называли “иванами, не помнящими родства”. Человека, безразлично относящегося к истории, к нравственным и духовным традициям, называют человеком без корней, сравнивают с растением “перекати-поле”.

Изучая историю своего рода, мы чтим память предков. Уважение к предкам проявляется в сохранении их нравственных законов и традиций, духовно-нравственных ценностей, которые называют вечными ценностями. Они являются своего рода внутренним законом человека, то есть его совестью.

Наука об истории семьи, о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц называется генеалогией.

Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц. Как определил ученый-генеолог конца XIX- начала XX века Л.М.Савелов: “Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной”.

Царица Екатерина издала “Жалованную грамоту”, которая гласила: “Во всякой губернии составить дворянскую родословную книгу, в коей вписать дворянство той губернии, дабы доставить каждому благородному дворянскому роду … способие продолжать свое дворянство и название наследственно, в поколение, непрерывно… от отца к сыну, внуку, правнуку и законному потомству…”

Начиная писать родословную, вы работаете для своих потомков. Работа по изучению истории своей семьи требует терпения, она очень скрупулезна, по сути дела, бесконечна и может продлиться не только всю вашу жизнь, но и еще несколько жизней последующих поколений. Работа требует тщательных кропотливых изысканий. По мере появления каких-либо сведений их надо записывать в тетрадь, использовать технические средства: фотоаппарат, магнитофон, видеокамеру.

Чтобы запечатлеть события сегодняшних дней, начните свое жизнеописание с небольших дневниковых записей. Пусть не будет особо громких событий, никаких чрезвычайных происшествий, которые были бы достойны опубликования для широкого круга. Вы пишете для себя и своих потомков. То, что происходит с вами сейчас, будет историей для ваших детей и внуков.

В доме еще где-то завалялись старые письма, открытки, вырезки из газет, которые еще не успели выбросить за ненадобностью. У родителей хранятся их свидетельства о рождении, аттестаты, справки об окончании учебных заведений, курсов и т.д. Где-то в старых альбомах у бабушек и родителей лежат старые черно-белые фотографии. Пересмотрите все, что еще осталось невыкинутым. Возьмите их и положите в альбом, который и будет началом вашего семейного архива, сохраните это для потомков.

В работу над родословной надо включить всю вашу семью. Расспросите у самых старых представителей вашего рода о том, кого они помнят, постарайтесь дойти до самого первого, до основателя рода. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Они уже давно хотели поделиться с вами своими воспоминаниями, а может быть не раз и рассказывали, но вы были невнимательны. С воспоминаниями бабушек, а кому повезло, и прабабушек надо спешить! Не откладывайте на завтра то, что можно узнать из истории семьи сегодня, особенно если эту информацию хранят люди преклонного возраста. Наилучшим временем для бесед будет, пожалуй, вечер. Выполняя какую- нибудь общую работу, вы начинаете беседу с бабушкой или дедушкой. Бабушка научит вас, например, вышивать и расскажет при этом, как ее когда-то вот также обучала вышиванию ее бабушка. Удачным может быть момент, когда бабушка открыла свою шкатулку с интереснейшими предметами, сундук, перебирая свои вещи, которые она носила еще в молодости. Разговор можно продолжить за чаем, за рассматриванием фотоальбома. Воспользуйтесь случаем, не откладывайте эту беседу! Завтра может быть поздно!

Уже на начальном этапе работы над родословной вы должны воспользоваться всеми устными источниками информации о предках. Это будут рассказы не только ваших бабушек и дедушек, но и близких, соседей, жителей деревни. Нередко они помнят больше, чем ваши непосредственные родственники. Собирайте материал по крупицам, но в родословное древо вносите только точные имена, точные даты, точную информацию.

Главная задача сейчас – установление имен. Отсюда начнет раскручиваться клубок истории вашей семьи.

Часто мы не придаем значения словам. Нередко вы от родителей или от людей старшего поколения слышите: “ Когда мы переехали…”, “До войны мы жили…”, “Когда родился…” и т.д. Эти слова звучат как-бы мимоходом, без какого-то важного смысла, но эти непроизвольные воспоминания могут оказаться едва ли не самыми интересными в истории вашей семьи.

Поэт С.Викулов в стихотворении “Память рода” дает совет:

Сумей расслышать это эхо,
Глубинным нервом ощутить,
Чтоб, не плутая, дальше ехать,
Чтоб не вслепую дальше плыть.

Говоря о таинственности такого чувства, как родовая память и о способах ее возрождения через родословные реликвии, мы не можем не признаться, что нас постоянно преследует эта таинственность. Чувство это особенно обостряется с утратой того или иного родича, когда мы почти физически ощущаем прерывающуюся связь между поколениями. Родовая память- это ностальгическое чувство, порой заменяющее реальную жизнь представлениями, воспоминаниями. Но для нас, как исследователей истории собственной семьи, важно установление истины.

Побеседовав со всеми членами семьи старшего поколения, соседями, начинайте составлять свою родословную.

Начало отсчета в поколенной росписи начинается с родоначальника. По схеме родословного древа мужская линия заполняется с левой стороны. На первом этапе изучения истории семьи идет установление личности, имен, фамилий ваших прямых предков. Каждая веточка на родовом древе должна быть обозначена наиболее полно, то есть содержать имя, отчество, фамилию, даты жизни.

Составлением своего генеалогического древа занимался Лев Толстой. Оно выглядит так:

\показ\ Приложение 1

Ребята, занимающиеся в кружке, составили свое генеалогическое древо. Конечно, это не предел, чем глубже вы узнаете свою родословную, тем лучше.

Пабст Алена составила по рассказам своих родственников родословную до 6 поколения.

Донец Кристина участвовала в научно-исследовательской конференции “Юниор”, где представила материал по истории села и заняла III призовое место в секции по истории и краеведению. Ее работа называется “Вторая родина российских немцев (история села Березовка)”.

\показывает \ Приложение 2

Итак, давайте будем внимательными к нашим бабушкам и дедушкам, ведь ими пережито столько событий! Им так хочется поговорить, рассказать об этом кому-то. Давайте будем благодарными слушателями! В их воспоминаниях - память вашего рода. Ваши современные события- история для ваших потомков. Давайте их сохраним!!! Начиная писать родословную, вы работаете для своих потомков. Начав работу сейчас, вы можете ее продолжать по мере нахождения новых сведений, новых фактов биографии ваших предков. Работая над историей своей семьи, вы приобщаетесь к духовному началу, начнете преодолевать те провалы в памяти, которые нарушают единство понимания задач рода, нации. Задача эта трудная, ее решают сегодня многие. Давайте и мы не останемся в стороне!