В настоящее время особую значимость приобретает внедрение в практику дополнительного образования детей таких курсов, которые способствовали бы творческому и духовному саморазвитию личности подростка и к осознанному выбору будущей профессии. Знакомство с основами качественного химического анализа, практическая направленность курса приобретает особую актуальность в экологическом и региональном аспектах воспитания детей, способствует формированию их логического мышления.
Предлагаемый способ интеграции теоретических знаний, практических умений и формирование опыта творческой деятельности в процессе экспериментальной работы, в том числе и экологической и валеологической направленности, позволяет целенаправленно и последовательно вовлекать детей в активную познавательную деятельность прикладного характера в соответствии с их интересами и возможностями.
Такой курс способствует расширению знаний учащихся в области естествознания, формирует у них умения и навыки практической работы, развивает способности учащихся и подготавливает детей к осознанному выбору будущей профессии и дальнейшему обучению.
Основными целями курса “Основы химического анализа” являются:
- ознакомление учащихся с классическими и современными методами химического анализа различных объектов, создание условий для овладения школьниками практическими умениями и навыками выполнения практических работ, развитие у них интереса к научно-исследовательской деятельности;
- через активные формы организации деятельности детей вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате взаимодействия человека и биосферы. Выявить возможности посильного участия уч-ся в природоохранных вопросах, способствовать формированию активной жизненной позиции в валеологических и экологических вопросах.
- владение навыками организации и участия в коллективной деятельности, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.
Предлагаемый курс ориентирован на учащихся 9–11-х классов, владеющих определенным объёмом знаний в области естественных наук.
Задачами курса выступают:
- овладение общими методами химического анализа, расширение их кругозора в области естественных наук, как средства расширения политехнического кругозора;
- расширение возможностей применения знаний для решения конкретной исследовательской или проблемной задачи;
- развитие интересов и склонностей уч-ся, их творческой активности и мышления, формирование практического опыта школьников;
- формирование и развитие умений и навыков исследовательской деятельности;
- обеспечение условий для осуществления сознательного выбора последующей профессиональной подготовки;
- поиск информации в различных источниках и ее извлечение, выбор информации, критическое оценивание ее достоверности, перевод информации из одной знаковой системы в другую, выбор способов предоставления информации в зависимости от познавательной и коммуникативной ситуации, использование информационных ресурсов для обработки и представления результатов познавательной и практической деятельности;
- владение различными способами коммуникации (высказывание, монолог, диалог, дискуссия, полемика, групповая деятельность);
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою позицию, формулировать свои взгляды, объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, определение своего вклада в общий результата, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке;
- начальная предпрофессиональная подготовка по специальности лаборант-химик.
Основные принципы курса:
- расширение и углубление знаний учащихся в области химического анализа;
- развитие исследовательских умений и навыков учащихся, их творческой и познавательной активности, возникновение у них потребности в самообразовании;
- развитие умения переноса и применения знаний в нестандартных ситуациях, формирование валеологического и экологического мышления;
- развитие коммуникативной культуры подростков;
Планируемый результат курса:
- овладение учащимися общими методами химического анализа - основами аналитической химии;
- получение основ начальной предпрофессиональной подготовки химик - лаборант; готовность и потребность в продолжении образования.
Программа данного курса предполагает годичное обучение основам качественного анализа.
Первые разделы программы являются вводными. Учащиеся знакомятся с предметом и задачами аналитической химии, классификацией методов анализа, вкладом русских ученых в развитие аналитических методик и приборов.
При освоении следующего раздела школьники знакомятся с правилами организации работы в химической лаборатории, техникой безопасности, лабораторными приборами и оборудованием, химической посудой, техникой подготовки и проведения эксперимента.
В последующих темах изучаются методики анализа различных объектов.
Решение проблемных заданий прикладного характера в теме "Технический анализ" предполагает активизацию познавательной деятельности детей, применение знаний по теоретическим основам аналитической химии и методам анализа, технике эксперимента в более сложных реальных ситуациях. Выбор объектов анализа определяется главным образом интересами детей и определяется местными условиями. Участие в организации и проведении практической исследовательской работы закладывает у детей навыки: выдвижения гипотезы и осуществление ее проверки, владения умениями прогноза ситуации, приемами исследовательской деятельности, самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
В каждой теме данной программы рекомендованы различные практические работы с элементами исследования: перед учащимися ставится задача проанализировать смесь веществ, предполагающая поиск и отбор информации, составление схемы анализа, выбор методики проведения эксперимента с учетом имеющихся реактивов и оборудования, теоретическое и практическое обоснование выполняемого эксперимента.
Данный подход способствует развитию у подростков умения логически мыслить, обобщать и систематизировать знания, анализировать, выделять главное, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, последовательно излагать материал; формируются умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного анализа, самостоятельного выбора критериев для оценки и классификации полученных результатов.
При анализе смеси нескольких веществ возникает проблема возможности использования того или иного метода для дифференцированного определения содержания каждого компонента с учетом влияния других соединений. Творческие задания могут быть дифференцированными по содержанию заложенного в них материала, включающего элементы постепенного усложнения. Таким образом, разный уровень проблемности задачи позволяет индивидуализировать работу с учащимися.
Практические занятия — одна из важнейших форм активного обучения, которой уделяется в программе особое внимание. Экспериментальная практическая работа по анализу смеси веществ позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Результаты, полученные в ходе самостоятельного поиска решения задачи, закрепляют теоретические знания и практические умения, переводя их в категорию "личного опыта", что способствует формированию у учащихся прочных знаний, навыков безопасного и экологически грамотного обращения с веществами, оценивать современные способы анализа, пропагандировать идеи и приемы рационального природопользования.В ходе практических занятий учащиеся не только знакомятся с видами и методами анализа, но и одновременно у них формируется следующие исследовательские умения и навыки:
- работа с малым количеством вещества;
- проведение реакций в растворах, умение наблюдать и корректно описывать результат;
- выделение, отделение осадка, растворение осадка;
- приготовление растворов, расчет концентраций, рН;
- разложение веществ с идентификацией продуктов разложения;
- получение основ начальной предпрофессиональной подготовки химик-лаборант;
- владение различными способами коммуникации;
- поиск информации в различных источниках и ее извлечение, критическое оценивание ее достоверности, выбор способов предоставления информации в зависимости от познавательной и коммуникативной ситуации, использование информационных ресурсов для обработки и представления результатов познавательной и практической деятельности.
Для практических занятий отобраны доступные для школьного курса методики анализа полумикрометодом. Занятия организуются в форме практической лабораторной деятельности. Значительное место в образовательном процессе занимает сотворческая деятельность детей, оказывающая влияние на развитие коммуникативных навыков подростков и возможности самореализоваться.
Оценка результативности обучения по данному курсу может быть дана по итогам проведения анализа контрольно-экспериментальных задач (смеси солей) с пояснением схемы анализа.
Данная программа рассчитана на 102 часа.
Программой предусматривается исследовательский подход, то есть обучение должно проводится с опорой на непосредственный опыт учащихся, на его расширение в ходе поисковой деятельности.
Задания поискового характера способствуют развитию познавательных интересов учащихся, несут элементы творческого исследовательского подхода, обеспечивают условия для возникновения потребности в самообразовании, стремления к расширению кругозора, развивают самостоятельность и творческую активность школьника. При этом знания о методах химического анализа усваиваются осознанно и прочно, поскольку они приобретаются усилиями собственной мыслительной деятельности.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | К-во 102 часа |
1. | Введение. Методы химической науки. | 4 |
2. | Предмет и задачи аналитической химии 2.1 Организация занятий. Техника практических работ. Правила работы и техника безопасности в лаборатории химического анализа. 2.2 Предмет и задачи химического анализа. 2.3 Приборы и материалы для анализа, их подготовка. |
10 |
3. | Работа с экспериментальными данными. 3.1 Методы обработки данных. 3.2 Подготовка растворов и калибровочных графиков |
8 |
4. | Теоретические основы аналитической
химии. 4.1 Виды и методы анализа. 4.2 Хроматография. 4.3 Классификация катионов и анионов в анализе 4.4 Аналитические эффекты. 4.5 Типы реакций в качественном анализе. Избирательность и специфичность. |
10 |
5. | Методы очистки веществ. 5.1. Вода. Водные растворы. Кислотность водных растворов, понятие рН. Методы очистки воды (дистилляция). 5.2. Подготовка растворов кислот, оснований и солей. 5.3. Буферные растворы. |
10 |
6. | Экспериментальное исследование
веществ. 6.1 Кислотно-основные реакции в аналитической химии. Определение катионов водорода в растворе. 6.2 Окислительно-восстановительные реакции в аналитической химии. Определение кислот и оснований в растворе. 6.3 Определение ионного состава веществ в смеси. |
20 |
7. | Экспериментальные задачи. 7.1. Качественный анализ катионов. Аналитические классификации катионов. Качественные реакции катионов. 7.2. Реакции комплексообразования в аналитической химии. Систематический ход анализа смеси катионов I - III групп аммиачно-фосфатным методом 7.3. Качественный анализ анионов. 7.4. Определение состава веществ в смеси |
30 |
8. | Технический анализ. 8.1. Задачи технического анализа. 8.2. Определение состава вещества и примесей в веществе |
10 |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Изучив курс "Основы качественного химического анализа", учащиеся должны овладеть следующими основными знаниями, умениями и навыками.
Знать:
- Предмет аналитической химии. Цели и задачи качественного и количественного анализа, составляющие современного производства аналитических услуг.
- Влияние современных аналитических методик и технологий на общественное развитие;
- Метрологические основы аналитической химии. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
- Принципы выделения видов и методов анализа.
- Типы реакций, используемых в аналитической химии.
- Основные понятия и термины качественного химического анализа: аналитического сигнала, группового реагента, специфичности, избирательности, предела обнаружения, рН.
- Способы организации деятельности в химической лаборатории, индивидуальной и коллективной работы;
- Кислотно-основные реакции. Основы теории Бренстеда-Лоури, роль кислот и оснований в анализе.
- Принципы аналитических классификаций катионов и анионов, взаимосвязь их с периодической системой Д.И. Менделеева.
- Качественные реакции важнейших ионов, особенности их осуществления.
- Источники получения информации о путях получения профессии начального образования и трудоустройства.
Уметь:
- Логически мыслить, использовать приемы сравнения, анализа, выделять главное, делать выводы, обобщать.
- Использовать знание смежных естественнонаучных дисциплин в применении к решаемым проблемам, использовать методы решения творческих задач в аналитической деятельности;
- Организовать рабочее место; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные операции анализа;
- Планировать эксперимент. Проверять теоретическую схему анализа экспериментально, оформлять процесс и результаты деятельности по определению веществ;
- Работать с аналитическими реагентами и другими химическими реактивами;
- Осуществлять предварительные испытания, перед химическим анализом объектов.
- Рассчитывать концентрации растворов и рН сильных кислот и оснований, готовить растворы с заданной концентрацией (массовой долей и молярной концентрацией).
- Проводить качественные реакции катионов и анионов полумикрометодом. Количественное определение различных видов веществ и ионов.
- Проводить систематический анализ смесей солей.
- Уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проектирования будущей профессиональной деятельности; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
- самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
- рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
- работы с учебными пособиями, справочными пособиями, дополнительной литературой, таблицами.
- работы в лаборатории химического анализа различными методами.
- работы с оборудованием и приборами (центрифугой, дистиллятором, техническими и аналитическими весами, электронагревательными приборами).
- работы с химическими реактивами и с химической посудой.
ЛИТЕРАТУРА
- Алексеев В. Н. Курс качественного химического полумикроанализа./ М.: Химия. 1998.
- Алексеев В. Н. Количественный анализ./ М.: Мир, 1994.—Т. 2.
- Золотов Ю. А. Очерки аналитической химии./ М.: Химия, 1997.
- Крешков А. П., Ярославцев А. А. Курс аналитической химии. Качественный анализ./М.: Химия, 1999.
- Логинов Н. Я., Воскресенский А. Г., Солодкин И. С. Аналитическая химия./ М.: Просвещение, 1999.
- Нифантьев Э. Е., Верзилина М. К., Котлярова О. С. Внеклассная работа по химии с использованием хроматографии: Кн. для учителя./М.: Просвещение, 2000.
- Рачинский Ф. Ю., Рачинская М. Ф. Техника лабораторных работ. /Л.: Химия, 2002.