Цели:
- помочь детям овладеть навыками математических рассуждений;
- развить умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- повысить уровень математической культуры.
Оборудование: ПК, презентация, экран, жетоны, карточки
План занятия:
I. Вступление. (Сообщение учащихся о логических задачах и методах их решения);
II. Путешествие по царству;
III. Подведение итогов занятия. (Награждение победителей)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вступление
Выступление 1 ученика: о логике, как о науке, изучающей формы мыслей и формы сочетаний их, отвлекаясь от конкретного содержания суждений, умозаключений, понятий;
Выступление 2 ученика: знакомит с методами рассуждений, применяемыми в математике, и рассказывает о подходе решений ко многим необычным, а иногда и довольно трудным задачам.
II. Логическая шкатулка
1.Логическая викторина (см. Приложение 1);
2. Испытание сообразительности:
Работа в группах. Каждой группе раздать карточки
Задача 1.
В корзине 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине?
Задача 2. По какому плану?
Задача 3. Не долго думая
Скажите, сколько летело уток, если одна утка летела впереди, две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд?
Задача 4. Путь садовника
На рисунке дан план небольшого яблоневого сада (Я – яблони). Садовник обработал все яблони подряд. Начал он с клетки, отмеченной звездочкой, и обошел одну за другой все клетки как занятые яблонями, так и свободные, ни разу не возвращаясь на пройденную клетку и не перепрыгивая через них. На заштрихованных клетках он не был, так как там помещались различные строения. Начертите в своей карточке путь садовника.
Я | /// | Я | Я | * | |||
Я | /// | Я | Я | Я | |||
Я | Я | Я | Я | ||||
Я | /// | Я | Я | ||||
Я | Я | /// | Я | Я | |||
Я | Я | Я | Я | ||||
Я | Я | /// | Я | ||||
Я | Я | /// | Я | Я |
3. Проверь свою наблюдательность
Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке
4. Затейные задачи:
1. Исправьте ошибку
Возьмите 12 спичек и выложите из них следующее “равенство”:
YI – IY = IX
Равенство, как видите, неверное, так как получается, что 6 - 4= 9. переложите одну спичку так, чтобы получилось правильное равенство.
2. Догадайтесь!
Опять на столе лежат 3 спички:
I I I
Попытайтесь удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее
5. Решай быстро, но осторожно:
Следующие 4 задачи решайте “на скорость” - кто быстрее даст правильный ответ:
А) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Ответ: 50
Б) Что дороже: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? Ответ: Килограмм металла всегда дороже чем 0,5 кг того же металла.
В) Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? Ответ: Всегда.
Г) Два в квадрате? Три в квадрате? Угол в квадрате? Ответ: 4, 9, 90о.
6. Числовой ребус:
III. Подведение итогов.
Литература:
- А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях; Киев, “Радянська школа”, 1985.
- Б.А. Кордемский. Математическая смекалка; Москва, “ГИТТЛ”, 1954.
- Б.Н. Болховитинов и др. Твое свободное время; Москва “Детская литература”,1975.
- Словарь иностранных слов; Москва, “Русский язык”, 1986.