Внеклассное мероприятие по математике для 6–7-х классов "Логическая шкатулка"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели:

  • помочь детям овладеть навыками математических рассуждений;
  • развить умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • повысить уровень математической культуры.

Оборудование: ПК, презентация, экран, жетоны, карточки

План занятия:

I. Вступление. (Сообщение учащихся о логических задачах и методах их решения);

II. Путешествие по царству;

III. Подведение итогов занятия. (Награждение победителей)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступление

Выступление 1 ученика: о логике, как о науке, изучающей формы мыслей и формы сочетаний их, отвлекаясь от конкретного содержания суждений, умозаключений, понятий;

Выступление 2 ученика: знакомит с методами рассуждений, применяемыми в математике, и рассказывает о подходе решений ко многим необычным, а иногда и довольно трудным задачам.

II. Логическая шкатулка

1.Логическая викторина (см. Приложение 1);

2. Испытание сообразительности:

Работа в группах. Каждой группе раздать карточки

Задача 1.

В корзине 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по яблоку и чтобы 1 яблоко осталось в корзине?

Задача 2. По какому плану?

Задача 3. Не долго думая

Скажите, сколько летело уток, если одна утка летела впереди, две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд?

Задача 4. Путь садовника

На рисунке дан план небольшого яблоневого сада (Я – яблони). Садовник обработал все яблони подряд. Начал он с клетки, отмеченной звездочкой, и обошел одну за другой все клетки как занятые яблонями, так и свободные, ни разу не возвращаясь на пройденную клетку и не перепрыгивая через них. На заштрихованных клетках он не был, так как там помещались различные строения. Начертите в своей карточке путь садовника.

Я   ///   Я   Я *
  Я /// Я   Я   Я
Я   Я   Я   Я  
  Я   ///   Я   Я
Я   Я /// Я   Я  
  Я   Я   Я   Я
Я   Я   ///   Я  
  Я   Я /// Я   Я

3. Проверь свою наблюдательность

Сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке

4. Затейные задачи:

1. Исправьте ошибку

Возьмите 12 спичек и выложите из них следующее “равенство”:

YI – IY = IX

Равенство, как видите, неверное, так как получается, что 6 - 4= 9. переложите одну спичку так, чтобы получилось правильное равенство.

2. Догадайтесь!

Опять на столе лежат 3 спички:

I  I  I

Попытайтесь удалить среднюю спичку из середины, не трогая ее

5. Решай быстро, но осторожно:

Следующие 4 задачи решайте “на скорость” - кто быстрее даст правильный ответ:

А) На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Ответ: 50

Б) Что дороже: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? Ответ: Килограмм металла всегда дороже чем 0,5 кг того же металла.

В) Из одной точки вылетели 3 ласточки. Когда они будут в одной плоскости? Ответ: Всегда.

Г) Два в квадрате? Три в квадрате? Угол в квадрате? Ответ: 4, 9, 90о.

6. Числовой ребус:

III. Подведение итогов.

Литература:

  1. А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях; Киев, “Радянська школа”, 1985.
  2. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка; Москва, “ГИТТЛ”, 1954.
  3. Б.Н. Болховитинов и др. Твое свободное время; Москва “Детская литература”,1975.
  4. Словарь иностранных слов; Москва, “Русский язык”, 1986.