Урок окружающего мира в 3-м классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока "Сибирью прирастет Россия"

Разделы: Начальная школа


Цель урок: Развитие историчности мышления: способности к анализу причинно-следственных зависимостей в цепи событий прошлого и настоящего.

Задачи:

  • формировать временные представления;
  • совершенствовать общеучебные навыки: умение слушать собеседника, коммуникативные навыки, вести аргументированную дискуссию;
  • выявить значение исследования Сибири;
  • воспитывать гражданина своей страны.

Оборудование:

  • учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова “Мы и окружающий мир”;
  • рабочая тетрадь к учебнику (авторы Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков);
  • карта по истории “Русское государство в Х1 веке”;
  • географическая карта “Природные зоны России”;
  • фрагменты художественного фильма “Ермак”;
  • карточки с ключевыми словами;
  • слова М.В.Ломоносова “Богатство России Сибирью прирастать будет”;
  • карточки с дополнительными текстами;
  • портрет Ермака;
  • карточки-задания для работы в группах.

Этапы урока:

I. Актуализация знаний.

- Освободившись от татаро-монгольского ига (1480г.), Россия в ХУ1 веке окунулась в водоворот исторических событий. В некоторых событиях того времени нам помогут разобраться фрагменты художественного фильма, основанного на реальных событиях.

Просмотр фрагмента кинофильма “Ермак”

(Памятник 1000-летию Руси)

Учитель:

- О каком историческом лице шла речь во фрагменте?

Его имя прошло через века. Почему?

II. Постановка задач урока.

- Что бы вы хотели узнать в связи с этим именем?

Ответы детей:

- С каким историческим событием связано имя Ермака?

- Что он за человек?

- Когда это было?

- Как связано имя Ермака с Сибирью?

- Зачем он отправился в Сибирь?

Учитель:

- На основании ваших вопросов выделим ключевые слова:

III. Причины освоения Сибири.

Учитель:

- У одного из поэтов Омской области Ю.Третьякова есть такие строчки: (читает ученик)

“Сибирь – великая держава.
Другой такой на свете нет.
Она восторг российской славы
И средоточенье русских бед”.

1. Определение географического положения Сибири на карте “Природные зоны России”.

2. Историческая справка о происхождении слова “СИБИРЬ”.

Значение и происхождение слова “Сибирь” до сих пор достоверно не выяснены.

Первоначально оно было одним из названий столицы Сибирского ханства. Возле города текла речка Сибирка, и возможно, он получил свое имя от нее.

Другие исследователи считают, что в этих краях жили “савиры” - “сабиры”. От названия этого народа и произошло слово “Сибирь”.

Существуют и другие версии, над которыми работают ученые-историки.

3. Причина похода в Сибирь, организованная купцами Строгановыми:

Текст учебника, стр. 38

В 1581 году купцы Строгановы организовали поход за Урал дружины казаков во главе с Ермаком. Пройдя на ладьях по рекам Кама, Чусовая, Тура и Тобол, казаки вышли в зауральские степи, а затем по Тоболу поднялись до Иртыша, где нанесли поражение сибирскому хану Кучуму и взяли его столицу Кашлык. Наверное, и вы слышали песню о том, как:

“На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой”.

Дополнительный текст

Во времена Ивана Грозного в России знали богатый купеческий род Строгановых. Они вели торговлю на берегах реки Двины и Камы (на северо-восточных и восточных окраинах страны). Эти края часто подвергались вражеским набегам, и Строгановы построили на речных берегах небольшие деревянные крепости. В этих крепостях несли службу казаки.

Особенно досаждал Строгановым правитель Сибирского ханства – хан Кучум. Чтобы избавиться от набегов, послали Строгановы отряд казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем.

Рассматривается карта похода Ермака (смотреть приложение).

Прослеживание маршрута отряда Ермака на исторической карте.

Итог этапа урока:

- 1581 год – поход Ермака в Сибирь;

- причина похода – остановить набеги сибирского хана Кучума, изведать богатства сибирского края.

IV. Поход отряда Ермака.

1. Описание внешнего вида и характера Ермака по воспоминаниям современников и сохранившимся легендам.

Рассказ ученика.

О происхождении Ермака говорили разное. Одни считали, что Ермак – это не имя, а прозвище. Будто бы дали его молодому казаку Василию, когда он был кашеваром в казачьем отряде и молол зерно на ручной мельнице, которая называлась Ермаком. Другие считали, что Ермак – это кратка форма имени Ермолай.

Исключительной храбрости воин, богатырь, умный и талантливый военачальник, защитник Родины. Не зря в народных сказаниях Ермака называют младшим братом Ильи Муромца.

Ермак, как описывают его современники, был среднего роста с крепкими мышцами, широк плечами, имел приятное лицо, черную бороду, темные кудрявые волосы, глаза светлые, быстрые.

Был Ермак отважным и решительным, умным и хитрым человеком.

2. Учитель:

Фрагмент фильма перенесет нас в 1581 год, начало похода Ермака.

Обратите внимание:

Каким сибирский край предстал перед глазами отряда Ермака (рельеф, природа)?

Просмотр фрагмента кинофильма.

V. Сибирский край.

1. Чтение стихотворения учеником:

Величаво, плавно, строго
Движется к Оби река.
И по ней идет на стругах
Отряд русский Ермака.

Атаман глядит в просторы.
Любо взору – ширь да ширь,
Разлился Иртыш, как море.
Ай, да матушка Сибирь!

2. Работа по географической карте.

Крупнейшие реки (Обь, Енисей, Лена).

- Найдите на карте реку Енисей. Можно ли считать Енисей границей между двумя видами рельефа?

- В каком направлении текут главные реки Сибири?

(Енисей является границей двух видов рельефов. Реки Сибири текут на север).

Природные зоны (тундра, тайга, смешанный лес, лиственный лес, лесостепь, степь).

3. Уникальность края.

Работа по группам:

4. Учитель:

- Вновь отправимся вслед за Ермаком.

Нас интересует, все ли особенности края мы с вами отметили.

Просмотр фрагмента кинофильма.

(В результате просмотра отмечается еще одно богатство края – это люди, которые его населяют).

5. Учитель:

- Из этого похода в родные края Ермак не вернулся. Вот как об этом рассказывает легенда.

Рассказ ученика:

-Иван Грозный за победу над Кучумом наградил всех казаков деньгами, а Ермаку подарил дорогие доспехи – так говорит легенда.

Но недолго Ермак носил эти доспехи, стали они причиной гибели отважного казака.

Враги внезапно напали на спящих казаков, пришлось им спасаться вплавь по Иртышу – большой сибирской реке. И тяжелые доспехи утянули Ермака на дно.

Может, так было, а может, - иначе, но легенды о Ермаке живут и сегодня.

VI. Рефлексия.

1. Учитель:

- О сибирском крае М.В.Ломоносов говорил “Богатство России Сибирью прирастать будет”. (См. приложение).

- Выделите наиболее важные слова в этом высказывании.

(Сибирь, Россия)

- Найдите слово-мостик (прирастать).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

(Сибирью прирастет Россия)

2. Чтение стихотворения учеником:

Бой жестокий состоялся.
Победил Ермак в бою.
Край Сибирь Руси достался,
С ней связав судьбу свою.

Пусть к державе евразийской
Поведет Москвы рука.
Не забыл народ российский
Славный подвиг Ермака.

3. Учитель:

- Какие у вас еще остались невыясненные вопросы или возникли новые?

Дети:

- Какое значение для Руси имело присоединение Сибири?

- Какие еще богатства таит сибирский край?

- Кто еще осваивал просторы Сибири?

VII. Домашнее задание (дифференцированное)

1. Прочитать и пересказать текст в учебнике (стр. 43-45)

2. На основе статьи учебника ответить на вопросы после текста.

3. Исследовательская деятельность

VIII. Итог.

- Чья работа на уроке заслуживает внимания?

- Кого и за что вы хотели бы сегодня похвалить?

Вручаются значки-символы:

Приложение