Единые классные часы по профилактике вредных привычек

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Методика проведения единого классного часа

Цель мероприятия: профилактика вредных привычек (курения) среди подростков и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

  • обсудить проблему курения в классе;
  • провести экспресс-анкету “Антиреклама курению”;
  • выработать советы курильщикам, как бросить курить;
  • выпустить экспресс – газету по итогам классного часа.

Необходимые атрибуты: ватман, альбомные листы, цветная бумага, ножницы, скотч, краски, фломастеры, маркеры, кисточки, вырезки из газет, картинки, стихи, данные статистики, материалы центральных и местных газет, музыкальное сопровождение.

Домашнее задание:

1. Подготовить выступление учащихся на заданные темы (не более 2-3 минут) и проверить их готовность. Сообщения должны быть краткими, убедительными, с использованием наглядности, а не скучными и монотонными.

Темы сообщений:

  • Краткие исторические сведения о табакокурении.
  • Как курение влияет на здоровье человека.
  • Курящие матери и здоровье их детей.
  • Состав вредных (канцерогенных) веществ в одной сигарете.
  • Пассивные курильщики.
  • Никотиновая зависимость и как от нее избавиться.

2. Избрать редколлегию класса по выпуску экспресс-газеты.

3. Придумать название газеты согласно тематике классного часа и оформить название газеты накануне ЕКЧ.

4. Приготовить плакат – слоган с антирекламой курения.

5. Подготовить (размножить) анкету “Антиреклама курения” (для 5-11 классов).

6. Приготовить вырезки из реклам сигаретных изделий.

7. Выбрать двух посыльных за заданиями и ознакомить их с действиями посыльных.

Рекомендации классным руководителям по ходу проведения ЕКЧ:

  • Знать место расположения оргкомиссии по проведению ЕКЧ (обычно это учительская);
  • До изложения основного материала ЕКЧ учащимся предлагается самостоятельно ответить на несколько вопросов анкеты “Антиреклама курения” в письменном виде. Если ответа нет, то учащиеся ставят прочерк в таблице. Классный руководитель должен обратить внимание на то, что в ходе классного часа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный ответ на эту же анкету учащиеся должны дать в конце классного часа. Результаты собираются и анализируются группой учащихся из двух человек;
  • Через 10 минут после звонка, после того как сообщения будут озвучены, а анкеты заполнены, послать посыльных в оргкомиссию за первым заданием. За следующим заданием надо отправлять посыльного только после того, как задание зачитано и задания распределены в классе;
  • Вопросы зачитывать громко и в полной тишине, распределять работу по микрогруппам или давать индивидуальные задания;
  • Помнить, что на все 10 заданий отводится всего 30- 35 минут. Нужно успеть все задания получить, выполнить, оформить в стенгазету до звонка;
  • Следить за тем, чтобы в работу были включены все учащиеся класса;
  • Успевать давать советы по оформлению газеты, исправлять грамматические ошибки и одновременно слушать сообщения учащихся и помогать им;
  • На каждое задание оформляется ответ под номером задания, который по возможности подкрепляется фактами, цифрами, статистическими данными, рисунками.
  • Экспресс – газеты и плакаты – слоганы вывешиваются после ЕКЧ в вестибюле школы.
  • Итоги единого классного часа подводятся в течение двух часов оргкомиссией и оформляются также в виде экспресс-газеты. Оцениваются:
  • Работа посыльных и скорость выпуска экспресс – газеты;
  • Точность, правильность и убедительность данных ответов, их эстетическое оформление;
  • Красочность, яркость, оригинальность экспресс-газет;

Анкета “Антиреклама курения”

Класс _________ ФИО ученика ___________________________________________

Вопрос

Ответ на начало урока

Ответ на конец урока

1.

При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?    

2.

Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевание раком) веществ содержится в среднем в одной сигарете? 4? 8? 12? Или 15?    

3.

Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?    

4.

Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения?    

5.

Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких?    

6.

Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание?    

7.

Что означает понятие “пассивное курение”?

 

 

 

Задания к ЕКЧ “ Здоровье, потерянное в табачном дыму”

(Каждое задание для каждого класса пишется на отдельной карточке и выдаётся по мере выполнения задания)

Задание 1

Кофе и сигарета после хорошего обеда. Мягко щелкает зажигалкой мужчина в новом автомобиле. Незабываемые ощущения, которые испытывает человек, прикуривая от тлеющей ветки костра.

Да… Реклама внедряет нам в сознание, что все хорошее, что только может быть в жизни, связанно с сигаретами.

“Куря “Winston”, вы будете веселы и находчивы”. Загадочная в голубых тонах реклама “Ротманс” прямо говорит “Где успех – там “Ротманс”. И, конечно, страна “Marlboro – супермужественные ковбои” и т.д.

Как вы думаете:

  1. Какая главная деталь, на Ваш взгляд, никогда не указывается в рекламе или указывается мелкими буквами?
  2. Кому и зачем выгодна реклама сигарет? Аргументируйте свой ответ.
  3. Придумайте свою антирекламу курению.
  4. Оформите ответы в экспресс-газету.

Задание 2

Попробуйте ответить на вопрос “Почему люди курят?” самостоятельно. Постарайтесь предусмотреть как можно больше ситуаций. Пронумеруйте их. Как Вы думаете, являются ли эти причины оправданием курения?

Оформите ответы в экспресс-газету.

Задание 3

Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 5,5 минут. Умножьте эту цифру на число выкуренных сигарет Вами или другими курильщиками за день, год, за 10, 20, 30… лет и Вы узнаете, сколько лет жизни Вы не досчитаетесь.

Оформите ответы в экспресс-газету.

Задание 4

В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. Подсчитайте, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом только за один год: 1 пачка (стоимость) умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте, чтобы Вы смогли приобрести на “сэкономленные” на курении деньги?

Оформите ответы в экспресс-газету.

Задание 5

Многие медики, ученые уже давно доказали, что курение разрушает здоровье. Проведенные исследования показали, что вероятность рака у курильщиков сигарет в 10 раз выше, чем у некурящих. Из 10 случаев рака легких 8-9 вызваны курением. Какой человеческий орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? Какие болезни преследуют курильщиков чаще всего?

Оформите ответы в экспресс-газету, дополните их рисунками, вырезками, стихами

 

Задание 6

Проведите опрос у себя в классе. Чтобы сэкономить время, честно признайтесь путём поднятия руки:

  1. Куришь ли ты?
    • Не курю, но пробовал;
    • Не пробовал и не хочу;
    • Пробовал, но не курю, не понравилось;
    • Курю
  1. Курит ли папа?
  2. Курит ли мама?

Если ты считаешь себя достаточно взрослым, чтобы курить, то это будет по-взрослому, если признаешься, что куришь.

Результаты опроса внесите в таблицу и приклейте в газету

Класс

Всего учащихся

Курят

Не курят, но пробовали Не пробовали и не хотят Пробовали, но не курят

Курит мама

Курит папа

             

 

 Задание на дом: Знаете ли вы, что при наличии одного курильщика в семье заболеваемость детей возрастает до 25,7%, при наличии двух – до 44%? Спросите своих родителей, как они отнесутся к тому, если курить начнёте вы? Хотели бы они бросить курить? Почему не могут это сделать? Попытайтесь вы сами убедить родителей бросить курить.

Задание 7

Трудно заставить бросить курить другого человека. Пусть курит, пусть губит свое здоровье. Но дело в том, что он сознательно или бессознательно приносит вред не только себе, но и окружающим. Какие ощущения вызывает табачный дым у некурящего человека? Выскажите свои впечатления, опросите некурящего. Ответьте на вопрос “Кто такой пассивный курильщик?”

Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.

Задание 8

Абсолютно точно установлено, что 41,5% курящих женщин поражают бездетность, вдвое чаще преждевременные роды, выкидыши, мертворожденные дети или дети с уродствами. Как влияет курение матери на здоровье собственного ребенка? Можно ли курить во время беременности?

Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.

Задание 9

Проговорите, отражается ли курение на внешности человека и его поведении? Опишите, нарисуйте портрет “неисправимого курильщика”. Какое впечатление он производит на окружающих? Приятно ли с ним общаться, целоваться?

Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.

Задание 10

Вы желаете счастья и здоровья своим родителям и друзьям? Убедите их, что курение – опасно для здоровья и дайте совет, как можно избавиться от никотиновой зависимости. Ваши советы и рекомендации внесите в газету.

Подведение классного часа: учащиеся вновь отвечают на вопросы анкеты, но теперь ответы полные и правильные.

Приложение №1 (Дополнительный материал в помощь классному руководителю)

Литература:

1. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович Модульный курс профилактики курения “Брось!” для 5-11 классов и ПТУ, Москва, 2004г.

2. С.С. Соловьёв Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека для 5-11   классов, Москва, 2005г.

3. В.Д. Казьмин. Курение, мы и наше потомтсво”, Москва, 1989г.

4. Статьи из газет и журналов по данной теме.

5. Журналы “Классный руководитель”, “Воспитание школьников”

Единый классный час “Алкоголизм и здоровье нации”

Задание 1

Как становятся алкоголиками? Ведь за один день это не происходит. Проследите последовательность цепи: “культурное” потребление алкоголя – пьянство – алкоголизм – деградация личности – белая горячка – смерть.

В помощь классным руководителям: вспомните фильм “Москва слезам не верит” – как стал алкоголиком известный хоккеист. При необходимости зачитайте сообщение о белой горячке.

Задание 2

Опишите, как выглядит пьяница, алкоголик, его движения, выражение лица. Проинсценируйте . Не правда ли, такой человек вызывает смех и отвращение? Закройте глаза и представьте, какие запахи сопровождают этих людей? Вам это нравится?

В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкоголя, превращается в орла, которого без труда заклюет курица, превратится в барана самого безмозглого и тупого в стаде, а тот, кто выпьет 3 рюмки – станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы, ни сияния звезд. Пьяный несчастен сам и приносит несчастье другим.

В помощь классным руководителям: прокомментируйте еще раз все высказывания учащихся и поручите оформить их под № 2 в газету.

Задание 3

В чем разница между пьяницей и алкоголиком? Кто такой трезвенник? Есть ли среди учащихся класса родители – трезвенники? Анонимно ответьте на вопрос: “Употребляли ли Вы алкоголь (пиво, вино, водку/коньяк) ?” при помощи знаков “+” и “-”.

Класс

Пробовали

%

Иногда употребляют

%

Не употребляют

%

Пиво

           

Вино

 

 

       

Водка, коньяк

           

В помощь классным руководителям: заранее заготовьте карточки, раздайте их на уроке и после заполнения (2 мин.) счетная комиссия подводит итоги и сообщает об этом классу и оформляет в газету.

Задание 4.

Что говорит народная мудрость о пьянстве, алкоголизме? Отразите это в экспресс – газете.

В помощь классным руководителям: это задание можно предварительно дать всем учащимся, но обязательно проследить, чтобы информация была подготовлена. Цифры и факты тоже заготовить и оформить заранее. Все высказывания комментируйте.

Задание 5

Говорят, что пьянство – национальная традиция русских. Или это трагедия? Обсудите этот вопрос. Поговорите о культуре потребления спиртных напитков.

В помощь классным руководителям: разделите доску на 2 части: одна – “за”, вторая – “против” употребления алкогольных напитков. Пусть учащиеся сами приведут аргументы в пользу или во вред алкоголя. По ходу урока заполняйте таблицу (или это могут сделать 2 ученика).

“ЗА”

“ПРОТИВ”

1.Повышает настроение.

2. Придает смелость.

3. Обеззараживающее средство (при уколах, операциях)

4. Согревающее средство (примочки, компрессы)

5. Обезболивающее средство (при операциях, например, фильм “Знахарь”)

6.

7.

8.

1.Загубленное здоровье (цирроз печени, сердечно-сосудистые заболевания, гепатит, туберкулез, диабет и др.)

2. Загубленное потомство.

3.Проблемы в семье, ссоры, разводы.

4. Сокращение жизни, смерть от употребления суррогатов, отравления.

5. Аварии, несчастные случаи в быту.

6. ДТП (в год погибает до 30 000 человек и 10 млн. травмированны по вине водителей, находившихся в состоянии в алкогольного опьянения)

7. Причина пожаров (1/3 всех пожаров – алкоголь + сигарета)

8. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.

9. Понижение работоспособности, прогулы на работе, потеря работы, деградация личности.

10. Запрет в будущем на профессию, учет в наркодиспансере.

11. Рождение больных и ослабленных детей.

12.

В помощь классным руководителям: на каждое “против” находите подтверждение из реальной жизни. Для этого Вам пригодятся статьи из приложения (1-6).Очень многие смотрят местные программы, читают газеты и журналы. Задания раздать заранее. Ответы должны быть краткими и убедительными.

Задание 6

Придумайте слоган в поддержку здорового образа жизни или против употребления алкоголя.

Оформите в газету.

Подведение итогов классного часа.

Употребление (злоупотребление) алкоголем пагубно влияет:

  • на здоровье человека и его потомство:
  • является основной причиной аварий, несчастных случаев, ДТП, пожаров;
  • провоцирует на нарушение общественного порядка, совершение противоправных действий;
  • разрушает семейные связи, является причиной разводов, несчастья детей;
  • оставляет “печать” на всю жизнь у человека – учет в наркодиспансере, запрет на некоторые профессии.

Так поставим гамлетовский вопрос “Пить или не пить? Курить или не курить?” Наш совет – лучше не начинайте. От вредных привычек очень сложно избавиться. Посмотрите на взрослых! Узнайте у них, хотели бы они от этих привычек избавиться? Ведь за них они платят не только собственным здоровьем, благополучием, счастьем, но часто страдает семья, самые близкие люди и семейный бюджет.

Но если употребление алкогольных напитков уже в традиции семьи, то надо научиться культуре потребления: Где? С кем? Когда? Сколько? Ведь от пьяных подонков случайно можете пострадать вы или ваши близкие.

Экспресс – газеты вывешивать на III этаже. Оцениваются злободневность, оригинальность, лучшая антиреклама.

Литература:

  1. У.П.Сбигнева, Т.Б. Солдатова Классные часы в 10-11 классах, Ростов-на-Дону, 2004г.
  2. С.С. Соловьёв Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека для 5-11 классов, Москва, 2005г.
  3. Статьи из газет и журналов по данной теме.
  4. Журналы “Классный руководитель”, “Воспитание школьников”.

Приложение 2