Методика проведения единого классного часа
Цель мероприятия: профилактика вредных привычек (курения) среди подростков и пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- обсудить проблему курения в классе;
- провести экспресс-анкету “Антиреклама курению”;
- выработать советы курильщикам, как бросить курить;
- выпустить экспресс – газету по итогам классного часа.
Необходимые атрибуты: ватман, альбомные листы, цветная бумага, ножницы, скотч, краски, фломастеры, маркеры, кисточки, вырезки из газет, картинки, стихи, данные статистики, материалы центральных и местных газет, музыкальное сопровождение.
Домашнее задание:
1. Подготовить выступление учащихся на заданные темы (не более 2-3 минут) и проверить их готовность. Сообщения должны быть краткими, убедительными, с использованием наглядности, а не скучными и монотонными.
Темы сообщений:
- Краткие исторические сведения о табакокурении.
- Как курение влияет на здоровье человека.
- Курящие матери и здоровье их детей.
- Состав вредных (канцерогенных) веществ в одной сигарете.
- Пассивные курильщики.
- Никотиновая зависимость и как от нее избавиться.
2. Избрать редколлегию класса по выпуску экспресс-газеты.
3. Придумать название газеты согласно тематике классного часа и оформить название газеты накануне ЕКЧ.
4. Приготовить плакат – слоган с антирекламой курения.
5. Подготовить (размножить) анкету “Антиреклама курения” (для 5-11 классов).
6. Приготовить вырезки из реклам сигаретных изделий.
7. Выбрать двух посыльных за заданиями и ознакомить их с действиями посыльных.
Рекомендации классным руководителям по ходу проведения ЕКЧ:
- Знать место расположения оргкомиссии по проведению ЕКЧ (обычно это учительская);
- До изложения основного материала ЕКЧ учащимся предлагается самостоятельно ответить на несколько вопросов анкеты “Антиреклама курения” в письменном виде. Если ответа нет, то учащиеся ставят прочерк в таблице. Классный руководитель должен обратить внимание на то, что в ходе классного часа обязательно прозвучит правильный ответ. Повторный письменный ответ на эту же анкету учащиеся должны дать в конце классного часа. Результаты собираются и анализируются группой учащихся из двух человек;
- Через 10 минут после звонка, после того как сообщения будут озвучены, а анкеты заполнены, послать посыльных в оргкомиссию за первым заданием. За следующим заданием надо отправлять посыльного только после того, как задание зачитано и задания распределены в классе;
- Вопросы зачитывать громко и в полной тишине, распределять работу по микрогруппам или давать индивидуальные задания;
- Помнить, что на все 10 заданий отводится всего 30- 35 минут. Нужно успеть все задания получить, выполнить, оформить в стенгазету до звонка;
- Следить за тем, чтобы в работу были включены все учащиеся класса;
- Успевать давать советы по оформлению газеты, исправлять грамматические ошибки и одновременно слушать сообщения учащихся и помогать им;
- На каждое задание оформляется ответ под номером задания, который по возможности подкрепляется фактами, цифрами, статистическими данными, рисунками.
- Экспресс – газеты и плакаты – слоганы вывешиваются после ЕКЧ в вестибюле школы.
- Итоги единого классного часа подводятся в течение двух часов оргкомиссией и оформляются также в виде экспресс-газеты. Оцениваются:
- Работа посыльных и скорость выпуска экспресс – газеты;
- Точность, правильность и убедительность данных ответов, их эстетическое оформление;
- Красочность, яркость, оригинальность экспресс-газет;
Анкета “Антиреклама курения”
Класс _________ ФИО ученика ___________________________________________
№ |
Вопрос |
Ответ на начало урока |
Ответ на конец урока |
1. |
При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? | ||
2. |
Сколько известных канцерогенных (вызывающих заболевание раком) веществ содержится в среднем в одной сигарете? 4? 8? 12? Или 15? | ||
3. |
Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? | ||
4. |
Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет вредное воздействие курения? | ||
5. |
Если человек выкуривает пачку сигарет в день на протяжении года, сколько табачной смолы оседает в его легких? | ||
6. |
Верно или нет, что курение вызывает сильное привыкание? | ||
7. |
Что означает понятие “пассивное курение”? |
|
|
Задания к ЕКЧ “ Здоровье, потерянное в табачном дыму”
(Каждое задание для каждого класса пишется на отдельной карточке и выдаётся по мере выполнения задания)
Задание 1
Кофе и сигарета после хорошего обеда. Мягко щелкает зажигалкой мужчина в новом автомобиле. Незабываемые ощущения, которые испытывает человек, прикуривая от тлеющей ветки костра.
Да… Реклама внедряет нам в сознание, что все хорошее, что только может быть в жизни, связанно с сигаретами.
“Куря “Winston”, вы будете веселы и находчивы”. Загадочная в голубых тонах реклама “Ротманс” прямо говорит “Где успех – там “Ротманс”. И, конечно, страна “Marlboro – супермужественные ковбои” и т.д.
Как вы думаете:
- Какая главная деталь, на Ваш взгляд, никогда не указывается в рекламе или указывается мелкими буквами?
- Кому и зачем выгодна реклама сигарет? Аргументируйте свой ответ.
- Придумайте свою антирекламу курению.
- Оформите ответы в экспресс-газету.
Задание 2
Попробуйте ответить на вопрос “Почему люди курят?” самостоятельно. Постарайтесь предусмотреть как можно больше ситуаций. Пронумеруйте их. Как Вы думаете, являются ли эти причины оправданием курения?
Оформите ответы в экспресс-газету.
Задание 3
Одна выкуренная сигарета сокращает жизнь человека на 5,5 минут. Умножьте эту цифру на число выкуренных сигарет Вами или другими курильщиками за день, год, за 10, 20, 30… лет и Вы узнаете, сколько лет жизни Вы не досчитаетесь.
Оформите ответы в экспресс-газету.
Задание 4
В народе говорят, что курение – это деньги, выброшенные на ветер. И это действительно так. Подсчитайте, какая сумма денег из семейного бюджета “улетит” вместе с дымом только за один год: 1 пачка (стоимость) умножить на 30 дней и умножить на 12 месяцев. А если одной пачки сигарет в день мало? Представьте, чтобы Вы смогли приобрести на “сэкономленные” на курении деньги?
Оформите ответы в экспресс-газету.
Задание 5
Многие медики, ученые уже давно доказали, что курение разрушает здоровье. Проведенные исследования показали, что вероятность рака у курильщиков сигарет в 10 раз выше, чем у некурящих. Из 10 случаев рака легких 8-9 вызваны курением. Какой человеческий орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения? Какие болезни преследуют курильщиков чаще всего?
Оформите ответы в экспресс-газету, дополните их рисунками, вырезками, стихами
Задание 6
Проведите опрос у себя в классе. Чтобы сэкономить время, честно признайтесь путём поднятия руки:
- Куришь ли ты?
- Не курю, но пробовал;
- Не пробовал и не хочу;
- Пробовал, но не курю, не понравилось;
- Курю
- Курит ли папа?
- Курит ли мама?
Если ты считаешь себя достаточно взрослым, чтобы курить, то это будет по-взрослому, если признаешься, что куришь.
Результаты опроса внесите в таблицу и приклейте в газету
Класс |
Всего учащихся | Курят |
Не курят, но пробовали | Не пробовали и не хотят | Пробовали, но не курят | Курит мама |
Курит папа |
|
Задание на дом: Знаете ли вы, что при наличии одного курильщика в семье заболеваемость детей возрастает до 25,7%, при наличии двух – до 44%? Спросите своих родителей, как они отнесутся к тому, если курить начнёте вы? Хотели бы они бросить курить? Почему не могут это сделать? Попытайтесь вы сами убедить родителей бросить курить.
Задание 7
Трудно заставить бросить курить другого человека. Пусть курит, пусть губит свое здоровье. Но дело в том, что он сознательно или бессознательно приносит вред не только себе, но и окружающим. Какие ощущения вызывает табачный дым у некурящего человека? Выскажите свои впечатления, опросите некурящего. Ответьте на вопрос “Кто такой пассивный курильщик?”
Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.
Задание 8
Абсолютно точно установлено, что 41,5% курящих женщин поражают бездетность, вдвое чаще преждевременные роды, выкидыши, мертворожденные дети или дети с уродствами. Как влияет курение матери на здоровье собственного ребенка? Можно ли курить во время беременности?
Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.
Задание 9
Проговорите, отражается ли курение на внешности человека и его поведении? Опишите, нарисуйте портрет “неисправимого курильщика”. Какое впечатление он производит на окружающих? Приятно ли с ним общаться, целоваться?
Оформите ответ в экспресс-газету, дополните рисунком.
Задание 10
Вы желаете счастья и здоровья своим родителям и друзьям? Убедите их, что курение – опасно для здоровья и дайте совет, как можно избавиться от никотиновой зависимости. Ваши советы и рекомендации внесите в газету.
Подведение классного часа: учащиеся вновь отвечают на вопросы анкеты, но теперь ответы полные и правильные.
Приложение №1 (Дополнительный материал в помощь классному руководителю)
Литература:
1. А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович Модульный курс профилактики курения “Брось!” для 5-11 классов и ПТУ, Москва, 2004г.
2. С.С. Соловьёв Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека для 5-11 классов, Москва, 2005г.
3. В.Д. Казьмин. Курение, мы и наше потомтсво”, Москва, 1989г.
4. Статьи из газет и журналов по данной теме.
5. Журналы “Классный руководитель”, “Воспитание школьников”
Единый классный час “Алкоголизм и здоровье нации”
Задание 1
Как становятся алкоголиками? Ведь за один день это не происходит. Проследите последовательность цепи: “культурное” потребление алкоголя – пьянство – алкоголизм – деградация личности – белая горячка – смерть.
В помощь классным руководителям: вспомните фильм “Москва слезам не верит” – как стал алкоголиком известный хоккеист. При необходимости зачитайте сообщение о белой горячке.
Задание 2
Опишите, как выглядит пьяница, алкоголик, его движения, выражение лица. Проинсценируйте . Не правда ли, такой человек вызывает смех и отвращение? Закройте глаза и представьте, какие запахи сопровождают этих людей? Вам это нравится?
В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкоголя, превращается в орла, которого без труда заклюет курица, превратится в барана самого безмозглого и тупого в стаде, а тот, кто выпьет 3 рюмки – станет свиньей и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зеленой листвы, ни сияния звезд. Пьяный несчастен сам и приносит несчастье другим.
В помощь классным руководителям: прокомментируйте еще раз все высказывания учащихся и поручите оформить их под № 2 в газету.
Задание 3
В чем разница между пьяницей и алкоголиком? Кто такой трезвенник? Есть ли среди учащихся класса родители – трезвенники? Анонимно ответьте на вопрос: “Употребляли ли Вы алкоголь (пиво, вино, водку/коньяк) ?” при помощи знаков “+” и “-”.
Класс |
Пробовали |
% |
Иногда употребляют | % |
Не употребляют |
% |
Пиво |
||||||
Вино |
|
|||||
Водка, коньяк |
В помощь классным руководителям: заранее заготовьте карточки, раздайте их на уроке и после заполнения (2 мин.) счетная комиссия подводит итоги и сообщает об этом классу и оформляет в газету.
Задание 4.
Что говорит народная мудрость о пьянстве, алкоголизме? Отразите это в экспресс – газете.
В помощь классным руководителям: это задание можно предварительно дать всем учащимся, но обязательно проследить, чтобы информация была подготовлена. Цифры и факты тоже заготовить и оформить заранее. Все высказывания комментируйте.
Задание 5
Говорят, что пьянство – национальная традиция русских. Или это трагедия? Обсудите этот вопрос. Поговорите о культуре потребления спиртных напитков.
В помощь классным руководителям: разделите доску на 2 части: одна – “за”, вторая – “против” употребления алкогольных напитков. Пусть учащиеся сами приведут аргументы в пользу или во вред алкоголя. По ходу урока заполняйте таблицу (или это могут сделать 2 ученика).
“ЗА” |
“ПРОТИВ” |
1.Повышает настроение. 2. Придает смелость. 3. Обеззараживающее средство (при уколах, операциях) 4. Согревающее средство (примочки, компрессы) 5. Обезболивающее средство (при операциях, например, фильм “Знахарь”) 6. 7. 8. |
1.Загубленное здоровье (цирроз печени,
сердечно-сосудистые заболевания, гепатит,
туберкулез, диабет и др.) 2. Загубленное потомство. 3.Проблемы в семье, ссоры, разводы. 4. Сокращение жизни, смерть от употребления суррогатов, отравления. 5. Аварии, несчастные случаи в быту. 6. ДТП (в год погибает до 30 000 человек и 10 млн. травмированны по вине водителей, находившихся в состоянии в алкогольного опьянения) 7. Причина пожаров (1/3 всех пожаров – алкоголь + сигарета) 8. Преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. 9. Понижение работоспособности, прогулы на работе, потеря работы, деградация личности. 10. Запрет в будущем на профессию, учет в наркодиспансере. 11. Рождение больных и ослабленных детей. 12. |
В помощь классным руководителям: на каждое “против” находите подтверждение из реальной жизни. Для этого Вам пригодятся статьи из приложения (1-6).Очень многие смотрят местные программы, читают газеты и журналы. Задания раздать заранее. Ответы должны быть краткими и убедительными.
Задание 6
Придумайте слоган в поддержку здорового образа жизни или против употребления алкоголя.
Оформите в газету.
Подведение итогов классного часа.
Употребление (злоупотребление) алкоголем пагубно влияет:
- на здоровье человека и его потомство:
- является основной причиной аварий, несчастных случаев, ДТП, пожаров;
- провоцирует на нарушение общественного порядка, совершение противоправных действий;
- разрушает семейные связи, является причиной разводов, несчастья детей;
- оставляет “печать” на всю жизнь у человека – учет в наркодиспансере, запрет на некоторые профессии.
Так поставим гамлетовский вопрос “Пить или не пить? Курить или не курить?” Наш совет – лучше не начинайте. От вредных привычек очень сложно избавиться. Посмотрите на взрослых! Узнайте у них, хотели бы они от этих привычек избавиться? Ведь за них они платят не только собственным здоровьем, благополучием, счастьем, но часто страдает семья, самые близкие люди и семейный бюджет.
Но если употребление алкогольных напитков уже в традиции семьи, то надо научиться культуре потребления: Где? С кем? Когда? Сколько? Ведь от пьяных подонков случайно можете пострадать вы или ваши близкие.
Экспресс – газеты вывешивать на III этаже. Оцениваются злободневность, оригинальность, лучшая антиреклама.
Литература:
- У.П.Сбигнева, Т.Б. Солдатова Классные часы в 10-11 классах, Ростов-на-Дону, 2004г.
- С.С. Соловьёв Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека для 5-11 классов, Москва, 2005г.
- Статьи из газет и журналов по данной теме.
- Журналы “Классный руководитель”, “Воспитание школьников”.